Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РОДИТЕЛЕЙ. УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ



 

Наблюдая за воспитанием детей и поведением родителей в различных семьях, позволили В.В. Столину сформулировать неоптимальную и оптимальную родительские позиции

Оптимальная родительская позиция отвечает требованиям адекватности, гибкости и прогностичности. Адекватность родительской позиции – это умение родителей видеть и понимать индивидуальность своего ребенка, замечать происходящие в его душевном мире изменения. Гибкость рассматривается как способность перестройки воздействия на ребенка связи с различными изменениями условий жизни семьи. Прогностичность родительской позиции означает, что не ребенок должен вести собой родителей, а стиль общения должен опережать появление новых психических или личностных качеств детей.

В неблагополучных семьях, там, где воспитание ребенка приобрело проблемный характер, довольно отчетливо выявляется изменение родительской позиции по одному или нескольким выделенным показателям.

Конвенция ООН «О Правах Ребенка» представляет собой первую попытку кодификации прав детей. Ниже приводится ряд выдержек из Конвенции с указанием соответствующих прав родителей. Попробуйте заменить слово «право» на слово «потребность» и взглянуть на эти права как на базовые человеческие потребности.

1. Дети имеют право на уважение со стороны родителей и опекунов и вправе принимать участие в обсуждении затрагивающих их решений.

2. Дети имеют право па выражение своих желаний, мыслей и чувств, если это не приводит к нарушению действующего законодательства или прав других людей.

3. Дети имеют право па неприкосновенность частной жизни, включая право на конфиденциальность переписки и телефонных разговоров, если иное не установлено действующим законодательством.

4. Дети имеют право на получение информации, особенно информации использование которой может привести к улучшению качества их жизни.

5. Дети имеют право на надлежащий уход и защиту от всех форм насилия, в том числе от жестких наказаний, унижения и неуважения.

6. Дети имеют право на нормальное качество жизни, нормальное питание, нормальное медицинское обслуживание, а также на использование максимальных возможностей в плане развития.

7. Дети-инвалиды имеют право жить активной жизнью и быть максимально независимыми в пределах своих возможностей.

8. Каждый ребенок имеет право на отдых и игру, а также на предоставление ему возможности заниматься всеми допустимыми видами деятельности.

Главные идеи семейного психотерапевта В. Сатир связаны с пониманием семьи как центра, формирования новых людей, поэтому нужно учиться быть родителями. По мнению В. Сатир, родительско-детские отношения должны строиться по законам эффективного личностного общения. Родитель должен быть не начальником, а лидером, который призван научить ребенка, общим способам самостоятельного разрешения проблем. Воспитание должно быть направлено на выработку у ребенка ценнейших интеллектуальных личностных качеств: уникальности, отзывчивости, силы, сексуальности, участия, доброты, реалистичности, ответственности, самостоятельности рассудительности.

Гуманистическая модель воспитания подразумевает, прежде всего, помощь родителей в индивидуальном становлении ребенка. Поэтому приветствуется стремление родителей к эмоциональной близости, пониманию, чуткости в отношениях с детьми. Воспитание рассматривается как взаимодействие, совместная, общая, взаимная деятельность по изменению обстоятельств жизни, собственной личности и как следствие личности другого человека. Чтобы стать воспитателем, родитель должен начать с себя, с изменения своего восприятия ребенка как несовершеннолетнего «наброска» человека. Только уважительное, доверительное, но возлагающее определенную меру ответственности воспитание может привести к оптимальному формированию личности ребенка.

Чтобы создать необходимые условия для успешного воспитания ребенка, родители должны обратить внимание на следующие моменты:

- взаимоотношения между супругами (их модели поведения осознанно или неосознанно воспринимаются детьми);

- главная потребность ребенка – это внимание к нему, его проблемам, признание его значимой личностью, принятие как полноправного члена семьи;

- дисциплина, при которой важно соблюдать соответствие требований возрасту, последовательность, спокойствие родителя, соответствие наказания проступку, а также понимание того, что ребенка любят;

- физический контакт и контакт глаз; поцелуи, объятия, прикосновения, поглаживания способствуют укреплению не только физического, но и психического здоровья. Открытый, естественный доброжелательный взгляд прямо в глаза ребенку важен не только для установления взаимопонимания с ним, но и для удовлетворения его эмоциональных потребностей.

И зарубежные, и отечественные авторы активно призывают к педагогическому просвещению, воспитанию родителей. Книги, пособия, руководства «для отчаявшихся» или просто задумывающихся родителей не только содержат рекомендации, каким должен быть родитель, но и предлагают способы, приемы личностного самоусовершенствования.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.