Методы исследования – это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов.
Объектами научно-педагогического исследования являются педагогические системы, явления, процессы (воспитание, образование, развитие, формирование личности, коллектива); предметом – совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области педагогической объекта, в которой вычленяется проблема, требующая решения.
В педагогике используются общенаучные (общетеоретические, социологические, социально-психологические, математические), теоретические, эмпирические методы. Теоретические служат для интерпретации, анализа, обобщения эмпирических данных, для построения научных теорий, обоснования научных положений. Эмпирические служат для сбора данных, для получения и фиксирования научных фактов. Математические служат установлению количественных зависимостей между явлениями.
Рассмотрим традиционные методы педагогического исследования.
Наблюдение – целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого исследователь получает конкретный фактический материал. Этапы: определение целей и задач (для чего наблюдать); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); выбор способа наблюдения (как наблюдать); выбор способов регистрации результатов наблюдения (как вести записи); обработка и интерпретация полученной информации (каков результат).
Изучение опыта – в широком смысле означает организованную познавательную деятельность, направленную на установление исторических связей воспитания, выделение общего, устойчивого в учебно-воспитательных системах. Изучение передового опыта творчески работающих педагогических коллективов и отдельных учителей.
Изучение продуктов ученического творчества (домашних и классных работ по всем предметам, сочинений, рефератов). Индивидуальные особенности учеников, склонности и интересы, отношение к делу и своим обязанностям, мотивы деятельности и другие качества – это небольшой перечень аспектов, где может применяться этот метод.
Беседа – традиционный метод педагогических исследований, где выявляются отношения людей, их чувства и намерения, оценки и позиции. Педагогическая беседа как метод исследования отличается целенаправленными попытками исследователя проникнуть во внутренний мир собеседника, выявить причины тех или иных его поступков. Разновидность беседы, ее новая модификация – интервьюирование, где исследователь придерживается заранее подготовленных вопросов, ставит их в определенной последовательности.
Тестирование – целенаправленное, одинаковое для всех испытуемых обследование, проводимое в строго контролируемых условиях, позволяющее объективно измерять изучаемые характеристики педагогического процесса. От других способов обследования отличается точностью, простотой, доступностью, возможностью автоматизации.
Анкетирование – метод массового сбора материала, с помощью специально разработанных опросников. В педагогических исследованиях широко применяются различные типы анкет: открытые, требующие самостоятельного ответа; закрытые, где надо выбрать один из готовых ответов; именные и анонимные; пропедевтические и контрольные и т.д.
Изучение литературы – составление библиографии, реферирование, конспектирование, аннотирование, цитирование.
В педагогике используются количественные методы. Качество – это совокупность свойств, указывающих, что представляет собой предмет, чем он является, а количество определяет размеры, отождествляется с мерой, числом. В педагогике различают два основных направления в использовании количественных методов: для обработки результатов наблюдений и экспериментов; для моделирования, диагностики, прогнозирования, компьютеризации учебно-воспитательного процесса.
Регистрация – выявление наличия определенного качества каждого члена группы и общий подсчет тех, у кого данное качество имеется или отсутствует (например, число учеников, активно работающих на занятии, и число пассивных).
Ранжирование (ранговая оценка) – расположение собранных данных в определенной последовательности (в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей) и соответственно определение места в этом ряду каждого исследуемого (например, составление перечня наиболее предпочитаемых одноклассников).
Шкалирование – введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений, присвоение баллов или других цифровых показателей исследуемым характеристикам. Существуют следующие основные градации измерительных шкал: шкалы наименований (номинальные); шкалы порядка (ранговые); интервальные шкалы; шкалы отношений.
Моделирование – где научная модель это представленная мысленно или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели позволяет получить новую информацию об этом объекте. Моделирование успешно применяется для решения следующих задач: оптимизации структуры учебного процесса; улучшения планирования учебного процесса; управления познавательной деятельностью, учебно-воспитательным процессом; диагностики, прогнозирования, проектирования обучения.
В ряду методов научно-педагогических исследований особо можно выделить метод эксперимента. Эксперимент – специально организованная проверка того или иного метода, приема работы для выявления его педагогической эффективности. В эксперименте проверяется гипотеза – научно обоснованное предположение о возможной эффективности какого-либо нововведения. В ходе эксперимента используется комплекс методов. Этапы: теоретический – постановка проблемы, определение цели, объекта и предмета исследования, его задач и гипотез; методический – разработка методики исследования и его плана, программы, методов обработки полученных результатов; собственно эксперимент – проведение серии опытов (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление опытом и измерение реакций испытуемых); аналитический – количественный и качественный анализ, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов и практических рекомендаций. В зависимости от цели, которую преследует эксперимент, различают констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления; проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы; преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления. По месту проведения различают естественный и лабораторный педагогический эксперимент.
Важнейшим условием успешного развития педагогики является тесное сотрудничество ученых и педагогов-практиков, которые, зная основные методы педагогических исследований, могут более целенаправленно изучать и анализировать свой опыт и опыт других педагогов, а также на научной основе проверять свои собственные педагогические находки и открытия.