Воспитательные воздействия социальной среды начинаются с момента зарождения человеческого организма. Исследования подтверждают, что от особенностей внутриутробного развития плода во многом зависит постнатальный (последующий) процесс физического и психического становления ребенка.
Появившись на свет, младенец попадает в новое физическое и социальное окружение. Чаще всего это семья. Семья для ребенка – это и физическая структура, и психологические характеристики организации жизненного процесса. Именно в семье проявляется влияние на ребенка действий, оценок, эмоциональной поддержки или депривации родителей. На основе ранних жизненных событий, впечатлений структурируется жизненное пространство ребенка, оптимальное взаимодействие с окружающим миром. Семья создает у ребенка понятие дома не как помещения, а как чувства, ощущения, места, где его ждут, любят, понимают, защищают. Семья для ребенка является одновременно и средою обитания, и воспитательной средой. Влияние семьи особенно в начальный период жизни ребенка намного превышает другие воспитательные воздействия. В ходе семейного воспитания ребенок приучается жить по правилам, соблюдать определенные требования и налаживать взаимоотношения.
Среди определений семьи, построенных по категориям семейных отношений, выделяется определение, данное Харчевым Л.Г.: семья – это «исторически конкретно система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общность быта и взаимной моральной ответственностью, и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».
Семья связывает биологическую и социальную жизнь человека, или личную и общественную. Она выполняет роль посредника между индивидом и обществом. Ихотя потребности человека и общества не совпадают целиком, многие из них удовлетворяются именно в семье. Семья обеспечивает преемственность традиций, то есть является средством передачи от поколения к поколению основных ценностных ориентаций и отношений личности (воспитательное воздействие семьи). Кроме того, семья выступает источником и средством развития ребенка. Именно в семье с течением времени созревает не только организм ребенка, но и формируются его психические функции – внимание, память, мышление, воля.
Функции семьи отражают исторический характер связи между семьей и обществом, динамику семейных отношений на разных исторических этапах.
А.Г. Харчев и А.И. Антонов делят функции семьи следующим образом.
К специфическим функциям семьи относятся:
1. Репродуктивная, т.е. биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях в личном плане.
3. Воспитательная функция состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях. Воспитательная функция семьи – выполнение родителями воспитательских функций, под которыми понимается создание не только определенных взаимоотношений между родителями и их детьми, но и их предпосылок, т.е. определенного образа жизни семьи и взаимоотношений её членов. Всесторонняя помощь в развитии ребенка означает создание таких условий, при которых его физиологические, эмоциональные и интеллектуальные потребности будут удовлетворяться в достаточной мере и на необходимом качественном уровне.
4. Сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, регламентирование ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколения.
Неспецифические функции семьи:
1. Хозяйственно-бытовая связана с питанием семьи, приобретением содержанием домашнего имущества, благоустройством жилища, организацией быта и жизни семьи, формированием и расходованием домашнего бюджета.
2. Регенеративная связана с передачей статуса, фамилии, имущества, социального положения.
3. Досуговая организация досуга, взаимообогащение интересов.
4. Психотерапевтическая функция основана на уважении, симпатии, преданности и психологической поддержке т.д. Включает также способность вдохновлять другого, помогать самореализации и личностному развитию.
Нормально-функционирующая семья – это семья, которая ответственно и дифференцированно выполняет свои функции, вследствие чего удовлетворяются потребности в росте положительных изменениях каждого ее члена, так и семьи в целом.