Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Основные категории педагогики.



Воспитание – целенаправленный процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности.

Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развития умственных сил и т.д.

Образование как процесс – освоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; образование как результат – достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности; образование как система – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.

Самообразование – активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.

Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием различных факторов (экономических, социальных, психологических, идеологических и др.).

Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов наук.

Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.

Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения (автоматизированные умения).

Возникновение и развитие педагогики. Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям. Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода – самые уважаемые и умудренные опытом – образовали в современном понимании первую социальную группу людей – воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты попытки обобщения опыта воспитания. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции – наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане – педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов.

Теоретики педагогики: Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.): «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы», «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда»; Сократ (469 – 399 гг. до н.э.), Платон (427 – 347 гг. до н.э.), Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) выдвигали идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности, которые выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразный итог развития греческо-римской педагогической мысли – это книга «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35 – 96 гг.), оно долго было основной книгой по педагогике.

В период Средневековья основное место в системе духовного воспитания занимает церковь. Она наиболее пристальное внимание уделяла раскрытию тайн творения Творца. Ее главной заботой было воспитание души, подготовка человека к вечной жизни. Определенное внимание церковь уделяла формированию подлинных, непреходящих ценностей у формирующейся личности. В это время педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.

Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». В их числе: голландец Эразм Роттердамский (1466 – 1536), французы Франсуа Рабле (1494 – 1553), Мишель Монтень (1533 – 1592).

В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и воспитателя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения.

Выделение педагогики в самостоятельную науку связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670 гг.) Среди его трудов: «Дверь языков открытая, или Рассадник» (учебник), «Материнская школа», «Великая дидактика»: «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах».

Педагогические открытия Я.А. Коменского:

- обоснование классно-урочной системы: создание учебных заведений нового типа, классные комнаты, 1200 часов учебных занятий в год, время для игр, выходные дни и каникулы;

- воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: 1) познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), 2) управление собой (нравственное воспитание) и 3) стремление к Богу (религиозное воспитание).

- строгий учет в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей.

Среди других педагогов: швейцарец Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827). Он предложил учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся. Затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле надпись: «Все для других, ничего для себя». Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 – 1886) занимался изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям. Русские мыслители, философы, писатели: В.Г. Белинский (1811 – 1848), А.И. Герцен (1812 – 1870), Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889), Н.А. Добролюбов (1836 – 1861), Н.И. Пирогов (1810 – 1881), Л.Н. Толстой (1828 – 1910). Л.Н. Толстой считал свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания. Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике («Азбука», «Книги для чтения»).

Особую роль в развитии педагогики в России сыграл Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1871 гг.), которого называли учителем русских учителей. Среди его трудов: статьи «О пользе педагогической литературы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», учебники «Родное слово» и «Детский мир», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». К.Д. Ушинский построил педагогическую систему на основе достижений современной ему науки, уделил серьезное внимание ее материалистическому направлению. В этой системе ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Он предложил сделать труд полноценным воспитательным средством. Раскрыл педагогическое значение принципа наглядности, его роль в развитии умственных сил ребенка. Руководящую роль отводил школе, учителю. К.Д. Ушинский выработал подробные рекомендации на основе достижений психологии о методах выработки наблюдательности, внимания, воли, памяти. Раскрыл пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прочности обучения. Разработал концепцию развивающего обучения. Он говорил: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его также во всех отношениях».

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.