Воспитание – целенаправленный процесс передачи общественно-исторического опыта новым поколениям с целью подготовки их к общественной жизни и к труду, осуществляемый обществом в целом и во всех сферах общественной жизни и деятельности.
Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учеников, направленный на усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развития умственных сил и т.д.
Образование как процесс – освоение в учреждениях образования, а также в результате самообразования системы знаний, умений, навыков, опыта познавательной и практической деятельности, ценностных ориентаций и отношений; образование как результат – достигнутый уровень в освоении знаний, умений, навыков, способов мышления и деятельности; образование как система – совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием.
Самообразование – активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.
Педагогический процесс – специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение поставленной цели и призванное привести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.
Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. Связано с постоянными, непрекращающимися изменениями, переходами из одного состояния в другое, восхождением от простого к сложному, от низшего к высшему.
Формирование – процесс становления человека как социального существа под воздействием различных факторов (экономических, социальных, психологических, идеологических и др.).
Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов наук.
Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний и жизненного опыта.
Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем многократного упражнения (автоматизированные умения).
Возникновение и развитие педагогики. Для того чтобы человеческое общество развивалось, оно должно передавать социальный опыт все новым и новым поколениям. Передача социального опыта может происходить по-разному. В первобытном обществе это осуществлялось в основном через имитацию, повторение, копирование поведения взрослых. Позже, по мере усложнения процессов сознательного изготовления орудий труда, повлекших за собой необходимость специальной передачи трудовых умений и навыков, старейшины рода – самые уважаемые и умудренные опытом – образовали в современном понимании первую социальную группу людей – воспитателей, прямой и единственной обязанностью которых стала передача опыта, забота о духовном росте подрастающего поколения, его нравственности, подготовка к жизни. Так воспитание стало сферой деятельности и сознания человека. Уже в наиболее развитых государствах Древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты попытки обобщения опыта воспитания. Колыбелью европейских систем воспитания стала древнегреческая философия. В Древнем Вавилоне, Египте, Сирии учителями чаще всего были жрецы, а в Древней Греции – наиболее умные, талантливые вольнонаемные граждане – педагоги. В Древнем Риме от имени императора учителями назначались государственные чиновники, хорошо знавшие науки, но главное, много путешествовавшие и, следовательно, много видевшие, знавшие языки, культуру и обычаи разных народов.
Теоретики педагогики: Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.): «Хорошими людьми становятся больше от упражнения, чем от природы», «Учение вырабатывает прекрасные вещи только на основе труда»; Сократ (469 – 399 гг. до н.э.), Платон (427 – 347 гг. до н.э.), Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) выдвигали идеи и положения, связанные с воспитанием человека, формированием его личности, которые выступают в качестве аксиоматических начал педагогической науки. Своеобразный итог развития греческо-римской педагогической мысли – это книга «Образование оратора» древнеримского философа и педагога Марка Квинтилиана (35 – 96 гг.), оно долго было основной книгой по педагогике.
В период Средневековья основное место в системе духовного воспитания занимает церковь. Она наиболее пристальное внимание уделяла раскрытию тайн творения Творца. Ее главной заботой было воспитание души, подготовка человека к вечной жизни. Определенное внимание церковь уделяла формированию подлинных, непреходящих ценностей у формирующейся личности. В это время педагогами, как правило, были священники, монахи, хотя в городских школах, университетах ими все чаще становились люди, получившие специальное образование.
Эпоха Возрождения дала целый ряд ярких мыслителей, педагогов-гуманистов, провозгласивших своим лозунгом античное изречение: «Я – человек, и ничто человеческое мне не чуждо». В их числе: голландец Эразм Роттердамский (1466 – 1536), французы Франсуа Рабле (1494 – 1553), Мишель Монтень (1533 – 1592).
В Киевской Руси обязанности учителя совпадали с обязанностями родителя и воспитателя. В «Поучении» Мономаха раскрывается основной свод правил жизни, которым следовал сам государь и которым советовал следовать своим детям: любить свою Родину, заботиться о народе, творить добро близким, не грешить, уклоняться от злых дел, быть милостивым. В Древней Руси учителей называли мастерами, подчеркивая этим уважение к личности наставника подрастающего поколения.
Выделение педагогики в самостоятельную науку связано с именем великого чешского педагога Яна Амоса Коменского (1592 – 1670 гг.) Среди его трудов: «Дверь языков открытая, или Рассадник» (учебник), «Материнская школа», «Великая дидактика»: «В основе обучения должно лежать познание вещей и явлений, а не заучивание чужих наблюдений и свидетельств о вещах».
Педагогические открытия Я.А. Коменского:
- обоснование классно-урочной системы: создание учебных заведений нового типа, классные комнаты, 1200 часов учебных занятий в год, время для игр, выходные дни и каникулы;
- воспитание должно быть направлено на достижение трех целей: 1) познание себя и окружающего мира (умственное воспитание), 2) управление собой (нравственное воспитание) и 3) стремление к Богу (религиозное воспитание).
- строгий учет в учебно-воспитательной работе возрастных особенностей детей.
Среди других педагогов: швейцарец Иоганн Генрих Песталоцци (1746 – 1827). Он предложил учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся. Затратил все свои сбережения на создание детских приютов. Свою жизнь он посвятил сиротам, пытался сделать детство школой радости и творческого труда. На его могиле надпись: «Все для других, ничего для себя». Немецкий педагог Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (1790 – 1886) занимался изучением противоречий, внутренне присущих всем педагогическим явлениям. Русские мыслители, философы, писатели: В.Г. Белинский (1811 – 1848), А.И. Герцен (1812 – 1870), Н.Г. Чернышевский (1828 – 1889), Н.А. Добролюбов (1836 – 1861), Н.И. Пирогов (1810 – 1881), Л.Н. Толстой (1828 – 1910). Л.Н. Толстой считал свободу ребенка ведущим принципом обучения и воспитания. Он призывал к новому типу отношений между учителями и учениками, исключающему принуждение, отстаивал идею развития личности как центральную в гуманистической педагогике («Азбука», «Книги для чтения»).
Особую роль в развитии педагогики в России сыграл Константин Дмитриевич Ушинский (1824 – 1871 гг.), которого называли учителем русских учителей. Среди его трудов: статьи «О пользе педагогической литературы», «Труд в его психическом и воспитательном значении», учебники «Родное слово» и «Детский мир», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии». К.Д. Ушинский построил педагогическую систему на основе достижений современной ему науки, уделил серьезное внимание ее материалистическому направлению. В этой системе ведущее место занимает учение о целях, принципах, сущности воспитания. Он предложил сделать труд полноценным воспитательным средством. Раскрыл педагогическое значение принципа наглядности, его роль в развитии умственных сил ребенка. Руководящую роль отводил школе, учителю. К.Д. Ушинский выработал подробные рекомендации на основе достижений психологии о методах выработки наблюдательности, внимания, воли, памяти. Раскрыл пути реализации дидактических принципов сознательности, наглядности, систематичности, прочности обучения. Разработал концепцию развивающего обучения. Он говорил: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его также во всех отношениях».