Лидерство – это естественный социально-психологический процесс в группе, построенный на влиянии личного авторитета человека на поведение членов группы. 3. Фрейд понимал лидерство как двуединый психологический процесс: с одной стороны – групповой, с другой – индивидуальный. В основе этих процессов лежит способность лидеров притягивать к себе, бессознательно вызывать чувство восхищения, уважения, любви.
Общее лидерство в группе складывается из трех компонентов: эмоционального, делового и информационного. «Эмоциональный» лидер (сердце группы) – это человек, к которому каждый член группы может обратиться за сочувствием, помощью. С «деловым» лидером (руки группы) хорошо работается, он может организовать дело, наладить нужные взаимосвязи, обеспечить успех дела. К «информационному» лидеру (мозг группы) все обращаются с вопросами, потому что он эрудит, все знает, может объяснить и помочь найти нужную информацию.
Основные отличия лидера и руководителя:
1. Лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, а руководитель – регуляцию официальных отношений группы как некоторой социальной организации.
2. Лидерство можно констатировать в условиях микросреды, т.е. малой группы, а руководство – элемент макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений.
3. Лидерство возникает стихийно, руководитель реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, т.е. это процесс целенаправленный и контролируемый социальными структурами.
4. Явление лидерства менее стабильно и зависит от настроения группы, руководство – явление более стабильное.
5. Руководство подчиненными обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых в руках у лидера нет.
6. Процесс принятия решения руководителем значительно более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в данной группе, в то время как лидер принимает решения более непосредственные, касающиеся групповой деятельности.
7. Сфера деятельности лидера – малая группа, где он и является лидером, сфера деятельности руководителя шире, т.к. он представляет малую группу в более широкой социальной системе.
8. Лидерство чисто психологическая характеристика поведения определенных членов группы, а руководство – социальная характеристика отношений в группе, прежде всего с точки зрения распределения ролей, управления и подчинения.
9. Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем у других членов группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи.
Стиль управления – это устойчивая совокупность личностных и социально-психологических характеристик руководителя, посредством которых реализуются те или иные методы воздействия на группу (коллектив).
В психологии управления выделяют следующие основные стили руководства: авторитарный, демократический и либеральный.
Авторитарный стиль управления.
Авторитарный руководитель регламентирует работу подчиненных и почти не представляет им свободы в процессе принятия решений; в качестве мотивации используется чувство страха; очень неохотно делегирует другим сколько-нибудь значимую ответственность. Следствием является низкий уровень морали в коллективе, конфликтность, всеобщая подавленность.
Эффективность использования авторитарного стиля предполагает:
Авторитарный стиль обеспечивает наиболее быстрое принятие решений и мобилизацию сотрудников на их осуществление, позволяет успешнее стабилизировать ситуацию в конфликтных группах. Этот стиль гарантирует эффективность при рутинных работах, а также в условиях низкого профессионального уровня и слабой организации мотивации сотрудников.
Недостатками авторитарного стиля являются:
- ограничение возможностей мотивации, самостоятельности и развития подчиненных;
- опасность принятия ошибочных решений из-за субъективизма или чрезмерной перегруженности руководителя.
Авторитарный стиль руководства имеет несколько различных модификаций.
Патриархальный стиль строится на основе представлений об организации как одной большой семье. Сотрудники в ответ на «отеческую заботу», как ожидается, должны проявлять благодарность, верность и беспрекословность. Этот стиль предполагает обращение с подчиненными как с «детьми». Начальник «строг, но справедлив».
Харизматический стиль основывается на вере в особые, уникальные качества руководителя. Этот близок к патриархальному стилю, однако авторитет руководителя основывается на личностных качествах. Руководитель приписывает все успехи к своим достоинствам.
Автократический стиль: руководитель имеет административный аппарат, который не обладает автономией и выполняет решения вышестоящего руководителя.
Бюрократический стиль представляет собой крайнюю форму структурирования и регламентирования поведения сотрудников организации, достигнутого с помощью детального разделения труда многочисленных должностных инструкций и других нормативных документов.