В системе управления личность может выступать и как субъект управления, и как объект управления, а чаще всего одновременно совмещает в себе и субъект, и объект.
Личность как субъект управления выступает носителем предметно-практической деятельности, источником управленческой активности, направленной на определенный объект управления.
Личность как объект управления, является целью управленческого воздействия, реализует на практике управленческие решения вышестоящего субъекта управления. Исходя из этого, в психологии управления существует золотое правило: «Нельзя научиться управлять, не научившись подчиняться». Это обусловлено тем, что субъект и объект управления в социальном управлении постоянно меняются местами и одновременно могут выступать как субъектом, так и объектом. И это в полной мере относится и к личности, и к организации в качестве субъектов и объектов управления.
Одним из основных блоков качеств личности как субъекта управления выступают качества организатора. По мнению Ю.Н. Емельянова, организаторский потенциал личности это системное качество, характеризующее не только личность, но и параметры той социальной среды, в которой осуществляется организаторская деятельность этой личности. Это системное качество возникает на стыке между обществом, коллективом, индивидом и объектом его деятельности. Склонность к организаторской деятельности выступает фундаментом, обеспечивающим развитие всех остальных системных качеств.
Л.И. Уманский считает, что организаторские качества личности как субъекта управления базируются на определенных психологических свойствах личности:
- психологическая избирательность – способность личности отражать с достаточной полнотой психологию организуемой группы в ходе решения ею общегрупповой задачи;
- практически-психологическая направленность ума – совокупность знаний и умений в сфере практической психологии, готовность применить их в практике решения организаторских задач;
- психологический такт – наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми.
Данные свойства личности Л.И. Уманский рассматривает в совокупности как «организаторское чутье»:
- общественная энергичность – способность личности заряжать своей энергией организуемых людей;
- требовательность – способность предъявлять адекватные требования в зависимости от особенностей ситуации;
- критичность – способность обнаружить и выразить значимые данной деятельности отклонения от условий, диктуемых поставленной задачей.
Склонность к организаторской деятельности – внутренняя потребность в данной деятельности, имеющая социальную направленное и положительную эмоциональную окраску.
Выступая в качестве объекта управления – личность должна уметь подчиняться, обладать восприимчивостью и подверженностью управленческим воздействиям. Выделяют различные типы подчинения: инициативное, равнодушное и строптивое.
Если личность как объект управления не является одновременно субъектом, она имеет право на строптивое и равнодушное подчинение. Если личность является одновременно и субъектом управления, то он должна быть носителем инициативного подчинения.
Равнодушное подчинение предполагает, что работник удовлетворен, своим положением, избегает принятия ответственных решений, действует по принципу «Моя хата с края – начальству видней».
Строптивое подчинение – подчинение воспринимается, как вынужденное и внешне навязанное, работник при получении распоряжения, как правило, задает вопрос: «А почему я?». Характеризуется слабым пониманием необходимости подчинения, своих функциональных обязанностей, своего положения в системе управленческого взаимодействия.
Инициативное подчинение – характеризуется осознанием необходимости подчинения. Чувство долга становится привычным, но не подавляет инициативы. Подчинение строится на сочетании уважения авторитета вышестоящего руководителя с критической оценкой его распоряжения.
Деятельность руководителя как субъекта и объекта управления носит весьма противоречивый характер:
- руководитель работает в строго структурированных условиях (наличие планов: стратегических, тактических, оперативных);
- перед руководителем постоянно стоит дилемма выбора приемов и способов решения стоящих задач (между рискованными и устоявшимися, отработанными, стереотипными действиями);
- постоянно меняющиеся внутренние и внешние переменные, которые могут поставить под сомнение компетентность руководителя, которая может не соответствовать новым условиям деятельности;
- отсутствие адекватной оценки способностей и личностного роста руководителя в условиях постоянно меняющихся организационных ситуаций со стороны вышестоящего руководства;
- выбор неэффективных стратегий поведения при управлении организационными конфликтами;
- принятие управленческих решений без учета мнения исполнителей;
- необходимость строгого соблюдения требований руководящих документов, инструкции в ущерб стремлению работников проявлять инициативу и творчество:
- рассогласование индивидуальной мотивации руководителя, ориентированного на достижение успеха в деятельности, и отсутствие положительной мотивации поведения у работников.
К особенностям современной системы управления и современного руководителя следует отнести:
- рост числа женщин-руководителей;
- рост роли интеллекта и необходимости расширения уровня технической компетентности;
- повышение образовательного уровня, наличие двух и более высших образований;
- расширение круга лиц, участвующих в принятии решений на всех уровнях организационной структуры;
- возрастание роли социальной ответственности руководителей;