Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА РУКОВОДИТЕЛЯ



 

Психологическая культура руководителя является каркасом организационной культуры, формируя философию и идеологию организации, руководитель ценностно-смысловыми образованиями своей личности делает основополагающий вклад в самые глубинные основания культуры своей организации – в ее базовые ценности, тем самым опосредованно влияя на эффективность деятельности предприятия, подчиненных и общество в целом.

Психологическая культура руководителя как некоторое динамичное и системное целое имеет свою структуру. Существуют разные подходы к пониманию ее компонентов. Но можно выделить следующие компоненты, которые являются инвариативными в этих подходах:

1. Аксиологический компонент (ценностно-смысловое единство). По мнению Н.Т. Селезневой, аксиологический компонент является ядром психологической культуры, его критерием является "ответственное отношение руководителя к себе, партнерам, деятельности самоуправления, саморазвития". Л.С. Колмогорова, выделяя ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности, характеризует его как "... совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т. д. Ценность, в отличие от нормы (норматива), предполагает выбор, и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека. По степени действенности ценности можно разделить на ценностные отношения и ценностные ориентации".

2. Социальный компонент. Критерием данного компонента психологической культуры выступает социально-коммуникативная компетентность руководителя. Проблемы коммуникации, коммуникативной компетентности всегда находились и находятся в центре внимания многих наук, изучающих человека. В своей работе В.В. Семикин, выделяя социальный компонент психологической культуры, дает следующее определение коммуникативной культуры: это высокий уровень владения коммуникативными механизмами, средствами и способами коммуникации, ее стратегиями и тактиками, обеспечивающий адекватность, эффективность, безопасность и гуманность передачи, восприятия и использования различной информации, циркулирующей в процессах социального взаимодействия людей.

Н.В. Калинина социально-коммуникативную компетентность определяет как совокупность знаний, умений, необходимых для социальной деятельности, которая обеспечивает адаптацию личности в обществе и способствует ее самореализации, самоактуализации и самоопределению. Социально-коммуникативная компетентность "... предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, умение быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнообразных коммуникативных ситуациях, овладение эффективной техникой общения".

3. Регулятивный компонент. Его критерием является личностный конструкт "Я – субъект – партнер", проявляющийся в способах саморегуляции и управления общением на основе партнерских отношений. По определению В.И. Моросановой, осознанная саморегуляция – это "…системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей". По результатам исследования В.И. Моросанова констатирует, что существуют стилевые особенности саморегуляции, которые связаны с развитием у человека субъективной активности, кристаллизованной в субъективных качествах. Развитие этих качеств позволяет формировать эффективные стили для достижения важных целей. Это дает человеку как субъекту своей жизни возможность преодолевать ограничения своего темперамента и развивать свой характер.

4. Когнитивный компонент. Обусловлен социальным мышлением руководителя, его способностями проблематизировать, рефлексировать, интегрировать психологическую деятельность. Результатом и продуктом познания другого человека является когнитивный образ, который играет важную роль в регуляции межличностного взаимодействия людей. Как отмечает В.Н. Панферов, "…главными феноменами взаимопонимания являются образы партнеров, участвующих в совместной деятельности. Образы партнеров – это результат их психологического взаимодействия, в процессе которого они раскрывают свои психологические качества как субъекты совместной деятельности". О целесообразности выделения в психологической культуре особой составляющей (когнитивного компонента), связанной с межличностным познанием, говорит В.Н. Панферов: "В связи с проблемами взаимопонимания людей можно говорить о психологическом интеллекте как способности проникать во внутренний мир человека и адекватно понимать других людей".

Таким образом, психологическая культура руководителя представляет собой интегративное, целостное, многокомпонентное образование, каждый компонент которого взаимосвязан с другими и выполняет определенные функции. Так как данное образование не сводится к иерархии компонентного состава, а является феноменом нового уровня, со своими закономерностями и свойствами, следовательно, оптимизация профессиональной деятельности руководителей должна определяться целостностью системы. Развитая психологическая культура руководителя, с точки зрения исследователей, проявляется как в характеристиках деятельности (эффективное социальное взаимодействие, успешная адаптация, саморегуляция, самореализация в профессиональной деятельности), так и в характеристиках личности (рост творческого потенциала, личностное и профессиональное самосознание, адекватная самооценка, психологическое здоровье). Данный психологический феномен обеспечивает компетентность в решении проблем организации, эффективность управления и оптимальность самореализации руководителя-профессионала.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.