Психологическая культура руководителя является каркасом организационной культуры, формируя философию и идеологию организации, руководитель ценностно-смысловыми образованиями своей личности делает основополагающий вклад в самые глубинные основания культуры своей организации – в ее базовые ценности, тем самым опосредованно влияя на эффективность деятельности предприятия, подчиненных и общество в целом.
Психологическая культура руководителя как некоторое динамичное и системное целое имеет свою структуру. Существуют разные подходы к пониманию ее компонентов. Но можно выделить следующие компоненты, которые являются инвариативными в этих подходах:
1. Аксиологический компонент (ценностно-смысловое единство). По мнению Н.Т. Селезневой, аксиологический компонент является ядром психологической культуры, его критерием является "ответственное отношение руководителя к себе, партнерам, деятельности самоуправления, саморазвития". Л.С. Колмогорова, выделяя ценностно-смысловой компонент психологической культуры личности, характеризует его как "... совокупность личностно значимых и личностно ценных стремлений, идеалов, убеждений, взглядов, позиций, отношений, верований в области психики человека, его деятельности, взаимоотношений с окружающими и т. д. Ценность, в отличие от нормы (норматива), предполагает выбор, и поэтому именно в ситуациях выбора наиболее ярко проявляются характеристики, относящиеся к ценностно-смысловому компоненту культуры человека. По степени действенности ценности можно разделить на ценностные отношения и ценностные ориентации".
2. Социальный компонент. Критерием данного компонента психологической культуры выступает социально-коммуникативная компетентность руководителя. Проблемы коммуникации, коммуникативной компетентности всегда находились и находятся в центре внимания многих наук, изучающих человека. В своей работе В.В. Семикин, выделяя социальный компонент психологической культуры, дает следующее определение коммуникативной культуры: это высокий уровень владения коммуникативными механизмами, средствами и способами коммуникации, ее стратегиями и тактиками, обеспечивающий адекватность, эффективность, безопасность и гуманность передачи, восприятия и использования различной информации, циркулирующей в процессах социального взаимодействия людей.
Н.В. Калинина социально-коммуникативную компетентность определяет как совокупность знаний, умений, необходимых для социальной деятельности, которая обеспечивает адаптацию личности в обществе и способствует ее самореализации, самоактуализации и самоопределению. Социально-коммуникативная компетентность "... предполагает ситуативную адаптивность и свободное владение вербальными и невербальными средствами социального поведения, умение быстро и адекватно ориентироваться в многочисленных и разнообразных коммуникативных ситуациях, овладение эффективной техникой общения".
3. Регулятивный компонент. Его критерием является личностный конструкт "Я – субъект – партнер", проявляющийся в способах саморегуляции и управления общением на основе партнерских отношений. По определению В.И. Моросановой, осознанная саморегуляция – это "…системно организованный процесс внутренней психической активности человека по инициации, построению, поддержанию и управлению разными видами и формами произвольной активности, непосредственно реализующей достижение принимаемых человеком целей". По результатам исследования В.И. Моросанова констатирует, что существуют стилевые особенности саморегуляции, которые связаны с развитием у человека субъективной активности, кристаллизованной в субъективных качествах. Развитие этих качеств позволяет формировать эффективные стили для достижения важных целей. Это дает человеку как субъекту своей жизни возможность преодолевать ограничения своего темперамента и развивать свой характер.
4. Когнитивный компонент. Обусловлен социальным мышлением руководителя, его способностями проблематизировать, рефлексировать, интегрировать психологическую деятельность. Результатом и продуктом познания другого человека является когнитивный образ, который играет важную роль в регуляции межличностного взаимодействия людей. Как отмечает В.Н. Панферов, "…главными феноменами взаимопонимания являются образы партнеров, участвующих в совместной деятельности. Образы партнеров – это результат их психологического взаимодействия, в процессе которого они раскрывают свои психологические качества как субъекты совместной деятельности". О целесообразности выделения в психологической культуре особой составляющей (когнитивного компонента), связанной с межличностным познанием, говорит В.Н. Панферов: "В связи с проблемами взаимопонимания людей можно говорить о психологическом интеллекте как способности проникать во внутренний мир человека и адекватно понимать других людей".
Таким образом, психологическая культура руководителя представляет собой интегративное, целостное, многокомпонентное образование, каждый компонент которого взаимосвязан с другими и выполняет определенные функции. Так как данное образование не сводится к иерархии компонентного состава, а является феноменом нового уровня, со своими закономерностями и свойствами, следовательно, оптимизация профессиональной деятельности руководителей должна определяться целостностью системы. Развитая психологическая культура руководителя, с точки зрения исследователей, проявляется как в характеристиках деятельности (эффективное социальное взаимодействие, успешная адаптация, саморегуляция, самореализация в профессиональной деятельности), так и в характеристиках личности (рост творческого потенциала, личностное и профессиональное самосознание, адекватная самооценка, психологическое здоровье). Данный психологический феномен обеспечивает компетентность в решении проблем организации, эффективность управления и оптимальность самореализации руководителя-профессионала.