Фикх как учение разделяется на две части: фуру’ аль-Фикх (فروع الفقه) – разветвления фикха (практическое право) и Усуль аль-Фикх (اصول الفقه) – основы, корни фикха (теоретическое право). Когда речь заходит о фикхе, обычно подразумеваются его разветвления (фуру’).
А) Усуль
Это слово является множественным числом от асл (اصل) и соответствует таким смысловым значениям, как основа, корень, суть, субстрат[1]. Термин Усуль используется в значениях рâджих (предпочтительный - راجح), кâ’ида (правило - قاعدة), мустасхаб (привлеченный - مستصحب) и далиль (довод, признак, доказательство - دليل).
Б) Фикх
Слово фикх означает «знание чего-либо», «понимание». В Коране слово фикх употребляется не для обозначения учения как такового, а проницательности, острого восприятия и понимания цели говорящего[2]. В этом случае фикх приобретает значение познания явления, исходя из его сути и доказательной основы.
Терминологически ханафиты дали определение фикха как “практическое понимание шариатских решений, вынесенных за или против, исходя из действий человека”, а шафииты как “понимание практических шариатских норм, таких как богослужение, поклонение (’ибâдат - عبادة), поведение (му’âмалат – معاملات) и наказание (’укубâт - عقوبات), исходя из их подробных доказательств".[3]
Имеется еще одно определение фикха как “универсальной формы шариатских норм, относящихся к юриспруденции (фикх), культовой практике (’ибâдат) и поведению (му’âмалат)”.[4]
в) Значение словосочетания Усуль аль-Фикх
В этом сочетании более подходящим следует принять использование слова Усуль в значении «далиль», так как фикх рационалистически основывается на доказательствах.
Поэтому Усуль аль-Фикх имеет еще значения "доводы фикха", "доказательства, относящиеся к фикху", "корни фикха", "корни права".[5]
г) Определение термина Усуль аль-Фикх[6]
Термину Усуль аль-Фикх можно дать два определения:
1. Усуль аль-Фикх - это учение (‘ильм), толкующее правила и совокупность доводов, делающих возможным извлечение (истинбâт - استنباط) шариатских норм из подробных доказательств.
2. Усуль аль-Фикх - это правила извлечения (истинбâт) и совокупность доводов (далиль).
Таким образом, это учение (‘ильм) открывает нам совокупность правил (кава’ид)[7], при помощи которых мы извлекаем из частных доводов шариатскую норму относительно той проблемы, которую хотим понять, изучить[8]. Например, я не знаю, является ли молитва обязательной (фард). В логике (علم المنطق) и юриспруденции (علم الاصول) это неизвестное называется "искомое знание". Для этого, прежде всего я обращусь за шариатскими доводами к Книге и обнаружу предписание в аяте “И соблюдайте молитву...”[9]. В Усуль аль-Фикх содержится правило: “в отсутствие признака, препятствующего долженствованию, форма повеления выражает долженствование”. Используя это правило, я составлю логическое сравнение и путем следующего рассуждения приду к норме, что молитва является обязательной (фард):
Искомое знание: молитва обязательна (фард).
Малый посыл: потому что Аллах повелел совершать молитву в своем аяте "И соблюдайте молитву...".
Большой посыл: выполнение всего, что категорически повелел Аллах является обязательным (фард).
Вывод: таким образом, и молитва также является обязательной (фард).
Я не знаю, является ли прелюбодеяние недозволенным (харам). Я хочу это узнать. Когда я обращусь за шариатскими доводами к Книге, обнаружу отрицание в аяте: “И не приближайтесь к прелюбодеянию...”[10]. В Усуль аль-Фикх содержится правило: “в отсутствие признака, препятствующего совершению запретного (харам), форма отрицания выражает запрет”. Используя это правило, я путем следующего рассуждения приду к норме, что приближение к прелюбодеянию является запретным (харам):
Искомое знание: прелюбодеяние запретно (харам).
Малый посыл: потому что Аллах запретил приближение к прелюбодеянию в своем аяте “И не приближайтесь к прелюбодеянию...”.
Большой посыл: все, что категорически запрещено Аллахом - является запретным (харам).
Вывод: таким образом, и прелюбодеяние является запретным (харам).