Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В) Значение словосочетания Усуль аль-Фикх



ВВЕДЕНИЕ

I. УСУЛЬ АЛЬ-ФИКХ (اصول الفقه)

(Основы теории и методологии фикха)

А. Определение

Фикх как учение разделяется на две части: фуру’ аль-Фикх (فروع الفقه) – разветвления фикха (практиче­ское право) и Усуль аль-Фикх (اصول الفقه) – основы, корни фикха (теоретическое право). Когда речь заходит о фикхе, обычно подразумеваются его разветвления (фуру’).

А) Усуль

Это слово является множественным числом от асл (اصل) и соответствует таким смысловым значениям, как основа, корень, суть, субстрат[1]. Термин Усуль используется в значениях рâджих (предпочтительный - راجح), кâ’ида (правило - قاعدة), мустасхаб (привлеченный - مستصحب) и далиль (довод, признак, доказательство - دليل).

Б) Фикх

Слово фикх означает «знание чего-либо», «понимание». В Коране слово фикх употребляется не для обозначения учения как такового, а проницательности, острого восприятия и понимания цели говорящего[2]. В этом случае фикх приобретает значение познания явления, исходя из его сути и доказательной основы.

Терминологически ханафиты дали определение фикха как “практическое понимание шариатских ре­шений, вынесенных за или против, исходя из действий человека”, а шафииты как “понимание практических шариатских норм, таких как богослужение, поклонение (’ибâдат - عبادة), поведение (му’âмалат – معاملات) и наказание (’укубâт - عقوبات), исходя из их подробных доказательств".[3]


Имеется еще одно определение фикха как “универсальной формы шариатских норм, относящихся к юриспруденции (фикх), культовой практике (’ибâдат) и поведению (му’âмалат)”.[4]

в) Значение словосочетания Усуль аль-Фикх

В этом сочетании более подходящим следует принять использование слова Усуль в значении «далиль», так как фикх рационалистически основывается на доказательствах.

Поэтому Усуль аль-Фикх имеет еще значения "доводы фикха", "доказательства, относящиеся к фикху", "корни фикха", "корни права".[5]

г) Определение термина Усуль аль-Фикх[6]

Термину Усуль аль-Фикх можно дать два определения:

1. Усуль аль-Фикх - это учение (‘ильм), толкующее правила и совокупность доводов, делающих воз­можным извлечение (истинбâт - استنباط) шариатских норм из подробных доказательств.

2. Усуль аль-Фикх - это правила извлечения (истинбâт) и совокупность доводов (далиль).

Таким образом, это учение (‘ильм) открывает нам совокупность правил (кава’ид)[7], при помощи кото­рых мы извлекаем из частных доводов шариатскую норму относительно той проблемы, которую хотим по­нять, изучить[8]. Например, я не знаю, является ли молитва обязательной (фард). В логике (علم المنطق) и юриспру­денции (علم الاصول) это неизвестное называется "искомое знание". Для этого, прежде всего я обра­щусь за шариатскими доводами к Книге и обнаружу предписание в аяте “И соблюдайте молитву...”[9]. В Усуль аль-Фикх содержится правило: “в отсутствие признака, препятствующего долженствованию, форма повеления выражает долженствование”. Используя это правило, я составлю логическое сравнение и путем следующего рассуждения приду к норме, что молитва является обязательной (фард):


Искомое знание: молитва обязательна (фард).

Малый посыл: потому что Аллах повелел совершать молитву в своем аяте "И соблюдайте мо­литву...".

Большой посыл: выполнение всего, что категорически повелел Аллах является обязательным (фард).

Вывод: таким образом, и молитва также является обязательной (фард).

Я не знаю, является ли прелюбодеяние недозволенным (харам). Я хочу это узнать. Когда я обращусь за шариатскими доводами к Книге, обнаружу отрицание в аяте: “И не приближайтесь к прелюбодея­нию...”[10]. В Усуль аль-Фикх содержится правило: “в отсутствие признака, препятствующего совершению запретного (харам), форма отрицания выражает запрет”. Используя это правило, я путем следующего рассу­ждения приду к норме, что приближение к прелюбодеянию является запретным (харам):

Искомое знание: прелюбодеяние запретно (харам).

Малый посыл: потому что Аллах запретил приближение к прелюбодеянию в своем аяте “И не при­ближайтесь к прелюбодеянию...”.

Большой посыл: все, что категорически запрещено Аллахом - является запретным (харам).

Вывод: таким образом, и прелюбодеяние является запретным (харам).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.