Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 1. Либеральные идеологии



Термин «либерализм» происходит от лат. «liberalis» – свободный. Либерализм оформился в борьбе буржуазии против феодальных порядков в XVII–XVIII вв. К классикам либерализма относятся Т. Гоббс, Дж. Локк, Д. Юм, Ш.Л. Монтескье, Вольтер, Б. Констан, Ф. Гизо, Т. Джефферсон, Дж. Мэдисон, А. Смит, Дж.С. Милль, В. Гумбольдт, И. Бентам, А. Де Токвиль и др. Многие представители современной западной политической науки также относят себя к либералам. Классическим изложением либеральных идей стали Декларация независимости США (1776) и французская Декларация прав человека и гражданина (1789). В ходе идейного обоснования своих политических идеалов либералы XVII–XIХ вв. сделали объектом теоретического анализа такие понятия как «равенство», «право частной собственности», «универсальный закон», «естественное состояние», «общественный договор», «гражданское состояние» и др.

Общие ценности либерализма:

1. Свобода, которая является:

а) негативной («свободой от» – от вмешательства, вторжения в частную жизнь, от произвола властей и т.д.), т.е. означающей, что человек не должен принуждаться к совершению поступков, противоречащих его собственной воле, а также встречать преград на пути к реализации своих замыслов;

б) абстрактной, т.е. свободой человека вообще, без учета его расовых, социальных и др. особенностей;

в) индивидуальной, т.е. ее носитель – не группа, класс, нация или иная общность людей, и не организация (государство, партия и др.), а отдельно взятый человек.

2. Права человека, в первую очередь, право на жизнь, свободу и собственность.

3. Индивидуализм. Как отмечал Дж. Милль, «человек сам лучше любого правительства знает, что ему нужно».

4. Номократия – власть законов, а не людей.

5. Рационализм во взглядах на природу человека и общество, связанный с верой в неограниченные возможности разума.

6. Эгалитаризм, т.е. равенство. Данное требование предполагает отсутствие привилегий, т.е. равноправие.

7. Плюрализм – признание существования в обществе различного рода профессиональных, экономических, религиозных, политических ассоциаций, ни одна из которых не может иметь морального превосходства и практического преобладания над другими.

8. Прогрессизм, основанный на вере в возможность рационального постижения и переустройства мира.

Для классического либерализма характерно отрицание принципа патернализма, в соответствии с которым государство должно заботиться о своих подданных так же, как отец заботится о своих детях. И. Кант считал государственный патернализм «наихудшим деспотизмом, какой можно себе представить». В качестве альтернативы в либеральной теории существует концепция А. Смита, предлагающая ограничить сферу ведения государства выполнением трех обязанностей:

1. Содержание вооруженных сил и полиции для защиты сообщества от угроз извне и преступлений.

2. Обеспечение правосудия. Государство обязано, во-первых, устанавливать правовые нормы и способствовать их всеобщему соблюдению; во-вторых, ограждать каждого гражданина от несправедливости и обеспечивать беспристрастное правосудие.

3. Создание и содержание общественных учреждений, которые окупаются для общества в целом, а частным собственникам выгоды не дают.

На первых же этапах развития либеральной теории в ней возникло два течения: элитарное и демократическое. Первое делает акцент на невмешательстве государства в социально-экономические отношения и отстаивает интересы собственников. Второе направление отстаивает идеал равноправия и обосновывает необходимость дополнительных усилий государства по созданию условий для честной и свободной конкуренции. Обе эти идеи были реализованы в теории и практике неолиберализма, возникшего в результате переосмысления постулатов классического либерализма под влиянием проблем капитализма на рубеже XIX-XX вв.

Экономические кризисы и угроза развития революционного рабочего движения заставили либералов искать способы защиты индивидуальной свободы и прогресса не в ограничении функций государства, а в возложении на него дополнительных обязательств.

В теории неолиберализма центральное место занимают проблемы выработки гибкой социальной политики государства, направленной на достижение оптимального баланса спроса и предложения на рынке, обеспечение полной занятости и всеобщего благосостояния. Во времена Нового курса (1933-1939) президента Ф. Рузвельта была опробована неолиберальная экономическая модель «государства всеобщего благоденствия», состоявшая в гибком сочетании государственных и негосударственных рычагов регулирования экономических отношений при сохранении политического плюрализма. Новый этап развития неолиберализма начался с конца 30-х годов ХХ в. благодаря группе экономистов Англии, Австрии, США и Германии по поводу степени вмешательство государства в общественную и экономическую сферы. Развитию неолиберальной политической мысли способствовала критика государства всеобщего благоденствия за порожденные им проблемы:

- бюрократизацию общества;

- революцию растущих притязаний;

- несправедливое перераспределение с точки зрения среднего класса;

- несоответствие потребностям новой стадии экономического развития, наметившейся в 70-е годы ХХ в.

Отличительные черты неолиберализма:

1. Отказ от невмешательства государства в экономику.

2. Умеренный демократизм, недоверие к воле большинства, обусловленное тем, что демократия, апеллируя к воле большинства, зачастую выходит за рамки закона.

3. Арбитраж государства. Идея общества как саморазвивающегося механизма дополнена тезисом о необходимости его периодической коррекции.

4. Расширение функций государства, которое рассматривается как неизбежный процесс, уравновешивающий мощь других организаций (бизнеса и профсоюзов).

Таким образом, проблема хорошего правления решается в неолиберализме не путем его ограничения государства, а путем наделения его дополнительными функциями, связанными с защитой индивидуальных свобод граждан.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.