Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Вопрос № 2. Понятие, признаки, структура, функции и виды политической идеологии



Идеология – это социально значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и которая служит закреплению или изменению общественных отношений.

Возникновение политической идеологии как способа социально-группового мышления тесно связано со становлением современного индустриального общества. Выражая интересы социальных групп, формулируя политические проблемы различного уровня сложности на доступном для рядового избирателя языке, идеологии способствуют демократизации общества и политизации граждан. Плюрализм идеологий и мнений является основой развития демократии. При наличии соревновательной партийной системы идеологии обеспечивают коммуникацию между обществом и государством. Оформление идеологических предпочтений различных групп общества способствует упорядочению механизмов выражения их интересов в процессе выработки государственной политики. Любые идеологические системы имеют готовые шаблоны решения социальных проблем, в силу чего любой курс правительства может быть рассмотрен сквозь призму идеологии.

Как правило, новые идеологические системы возникают в условиях общественных кризисов, когда перед обществом возникают такие проблемы, которые еще не получили должного осмысления в общественном сознании. Идеологическим творчеством занимаются такие социальные силы, которые заинтересованы в изменениях существующего социального строя, либо наоборот, вынуждены искать новые идейные основания для его сохранения. При этом целью любой идеологии является воздействие на сознание, а через него – на поведение людей.

Идеология имеет два важнейших аспекта. С одной стороны, это теоретически оформленное знание о социальном бытии и способах его изменения. С другой стороны, идеология – это система ценностей, задающих ориентиры социального действия.

Чтобы уточнить сущность идеологии, необходимо разграничить ее с такими явлениями как миф, наука, философия, религия и мораль.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их идеалы, убеждения, принципы познания их деятельности, ценностные ориентации. Это наиболее обобщенный, философский образ мира. В силу своей спекулятивной сущности далеко не все идеологии содержат целостную мировоззренческую основу.

Неизменное присутствие в любой идеологии иррациональных составляющих роднит ее с мифом, представляющим собой форму целостного переживания и истолкования действительности при помощи чувственно-наглядных образов, считающихся самостоятельными явлениями реальности. Подобно мифологическому сознанию, идеологическое сознание отличается синкретизмом и стремлением «подогнать» индивидуальную картину мира человека под схемы, созданные человеческим воображением. Идеология, так же как и миф, служит оформлению массовых ожиданий, страхов и надежд в яркие и доступные образы, опредмечивает коллективные мании и фобии. Элементы мифологического и идеологического сознания влияют на характер организации коллективных действий. В то же время, миф несовместим с рационально-критическим подходом к любому явлению. В идеологии же присутствуют элементы абстрактного мышления, которые дают ей теоретическую основу, а порой и научно обоснованные выводы. Мифологическое сознание отстраивается на основе эмоционального восприятия и коренится в субъективной убежденности, а идеология апеллирует к рационально-рассудочным средствам изучения и освоения мира. В отличие от мифа, она нуждается в научном обосновании и подтверждении своих постулатов и выводов.

Наука – это сфера человеческой деятельности, связанная с выработкой и систематизацией достоверных знаний об эмпирической действительности. Отличие науки от идеологии заключается в том, что наука занимается поиском истины, а идеология сосредоточена на идеалах (по этой причине наука оперирует знанием, а идеология – ценностями). Кроме того, в отличие от идеологии, наука не ставит политических целей и не оправдывает политических действий.

В то же время между наукой и идеологией существует тесная связь. Во-первых, любые теоретики, будучи людьми, склонны мыслить идеологически. Во-вторых, и идеология, и наука используют одни и те же понятия и объяснительные схемы. В третьих, когда выводы научного знания кому-либо выгодны, они начинают использоваться в политических целях и тем самым превращаются в идеологемы.

Философия – это наука о всеобщих законах развития природы, общества и мышления. Подобно идеологии, философия вырабатывает обобщенную систему взглядов на мир и место в нем человека. В отличие от идеологии, которая во многом базируется на вере, философия является сугубо теоретической формой познания, которая рационально обосновывает свои принципы.

Религия представляет собой мировоззрение, мироощущение и соответствующее поведение, основанные на вере сверхъестественное. Французский социолог Э. Дюркгейм определял религию как систему соотносимых собластью сакрального убеждений и ритуалов, назначение которых состоит в объединении людей в социальные группы. С точки зрения П. Тиллиха религия представляет собой последовательность ответов на дилеммы человеческого бытия, наделяющую человеческий мир смыслом. При таком понимании религии любой человек может рассматриваться как существо религиозное, посольку так или иначе он вынужден определять свое отношение к вопросам рождения, смерти, смысла жизни и т.п. Как биологическое существо человек не имеет врожденных поведенческих амплуа. Как социальное существо он обладает определенной свободой выбора, в силу чего его жизненная стратегия и образ жизни в большей или меньшей мере являются результатом его собственного выбора. Упростить такого рода выбор человеку позволяет религия. Если же общество секуляризовано и выбор отношения к религии является делом личного выбора человека, то функция выработки смысложизненных ориентаций частично переходит к идеологии. В связи с этим У. Матц утверждает, что идеология – это религиозно мотивированная система ориентаций, имеющих светское содержание.

Как средство воздействия на мотивационную структуру личности идеология имеет много общего не только с религией, но и с моралью. Мораль (лат. moralis – нравственный) – система воззрений на жизненное назначение человека, охватывающая понятия добра и зла, справедливости, совести, смысла жизни. Мораль является одним из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе. Моральные нормы распространяются на всех людей и на все сферы общественной жизни. Если правовые предписания формулируются, утверждаются и проводятся в жизнь специальными учреждениями, то требования нравственности формируются в самой практике общения людей. В отличие от обычаев, нормы морали выполняются не только силой привычки и совокупного давления окружающих и их мнения на индивида. Они также получают идейное выражение в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. С моральных позиций можно оценивать не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения. В связи с этим в моральной регуляции особое значение имеет способность индивида определять собственную линию поведения в обществе и придерживаться ее без внешнего контроля. Моральные требования к человеку предполагают не достижение каких-то частных и ближайших результатов в определенной ситуации, а следование общим нормам и принципам поведения. Их действенность проявляется не в отдельных ситуациях, а в масштабах исторического опыта поколений. Ненадежность морали как регулятора поведения людей заключается в том, что в частных случаях выполнение ее требований может противоречить интересам практическим индивида.

Взаимодействие идеологии и морали неоднозначно. Идеология способна определять содержание общественной морали, преобразовывать моральные принципы, выдвигая и обосновывая новые общественные идеалы. Ни политика, ни идеология не подчиняются всецело нормам морали, а функционируют по своим собственным законам. Нередко им удается использовать моральные нормы в интересах тех или иных социальных групп. В то же время, сам процесс выработки и распространения идеологий в определенной мере предзадан морально-нравственными характеристиками участников идеологических процессов. Нравственные устои общества задают границы, идеологического творчества.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.