Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Часть I - использование различных фреймов.



В НЛП фреймингом называется помещение пред­метов в различные контексты (фреймы) и наделение их различными значениями. Некоторые из этих фреймов неявно встречаются в других разделах это­го учебника.

Фреймы, встречающиеся при рассмотрении модели хорошо сформулированного результата

• В начальной части нашего тренинга, посвященно­го модели хорошо сформулированного результа­та, вы прочитали о фрейме результата (глава 5).

• В этой модели также содержится фрейм экологии.

Запомните, что экология связана со способом, при помощи которого ваши действия приспосаблива­ются к более широким системам семьи, друзей и коллег.

• Фрейм обоснования также присутствовал в моде­ли хорошо сформулированного результата. Этот фрейм касается ясных специфических элементов. В случае фрейма обоснования вы спрашиваете: «Что я буду видеть, слышать и ощущать, когда до­стигну результата?» Фрейм обоснования оказыва­ется полезен не только в модели хорошо сформулированного результат. Фрейм возвращения предлагает простую, но наи­более эффективную модель. В этом фрейме исполь­зуются навыки, которым вы научились при установ­лении раппорта посредством присоединения, отзеркаливания, подстройки и ведения. Используя этот фрейм, вы повторяете информацию, которую полу­чили к данному моменту, посредством использова­ния ключевых слов и тональности другого человека. Обычно в изложении слова другого человека иска­жаются. Однако при использовании фрейма возвра­щения вы отзеркаливаете его слова. Следовательно, использование фрейма возвращения помогает под­держивать раппорт. Этот фрейм оказывается полез­ным при проведении собраний, особенно когда вам необходимо осуществить коррекцию мнений новых людей и проверить согласие и понимание всех учас­тников. Этот фрейм дает вам время подумать о том, что вы собираетесь говорить или делать далее.

Упражнение на возвращение

1. Пусть участник «Б» подумает о чем-то, что он хо­тел бы совершить. Когда «Б» рассказывает участ­нику «А» о результате, «А» задает «Б» вопросы, которые позволят получить от «Б» информацию в терминах сенсорных изменений,

2. Когда «Б» отвечает на вопросы «А», «А» молча определяет ключевые слова, указывающие на ве­дущую репрезентативную систему или предикаты, используемые «Б». Возможно, «А» захочется за­писать эти высказывания и/или предикаты.

3. Затем «А» осуществляет возвращение, говоря: «Теперь позволь мне убедиться в том, что я услышал тебя правильно; ты сказал...». В первых не­скольких ответах «А» употребляет слова, в точно­сти соответствующие предикатам, использован­ным «Б». Затем пусть «А» начнет сознательно употреблять ключевые слова, отсутствующие в ответах.

4. Участник «В» стоит сзади «А», его руки лежат на плечах «А» (большие пальцы на спине «А»). Ко­гда «А», по мнению «В», присоединяется к отве­там «Б», «В» надавливает на спину «А» большим пальцем правой руки. Когда «А» отсоединяется от «Б», «В» надавливает на спину «А» большим пальцем левой руки. «А» и «В» следует уделить пристальное внимание реакциям «Б» на отсоеди­нение. Вероятно, в реакциях «Б» обнаружится некоторая неконгруэнтность. Пронаблюдайте, всегда ли отсоединение вызывает неконгруэнт­ность. Обычно влияние отсоединения очень за­метно.

5. Выполняйте данное упражнение в течение семи-восьми минут с каждым участником, делая паузы только для очень короткого совещания между «А» и «В», когда они будут не согласны по поводу при­соединения или отсоединения.

6. Усложнение. Попытайтесь присоединиться к по­следовательности использования предикатов «Б»,

например: «Я уже в течение некоторого времени говорю себе, что я могу смотреть на вещи иначе». Вы должны ответить так: «Итак, ты сказал себе, что тебе может понадобиться другой взгляд на вещи?» (10 минут для каждого участника).

Фрейм «как если бы»

Фрейм «как если бы» помогает при решении про­блем посредством воображения. Когда человек представляет, что определенное событие уже про­изошло, это позволяет ему рассматривать новые возможности. Некоторые тренеры НЛП называют фрейм «как если бы» «фреймом воображения». Во­образите, что вы попали в будущее, отстоящее от вас на шесть месяцев или год, причем события сложи­лись так, как вы того хотели. Затем посмотрите в «прошлое» и спросите себя: «Какие шаги, предпри­нятые мной, привели меня к этому желаемому ре­зультату?». Возможно такой, «ретроспективный» взгляд из будущего позволит вам обнаружить но­вую важную информацию, которой не располагае­те в настоящем. Мы часто живем слишком близко к проблеме, и это иногда мешает нам видеть всю кар­тину. Данный фрейм позволяет нам увидеть пробле­му с точки зрения будущего.

Фрейм «как если бы» помогает при решении проблем посредством воображения будуще­го результата. Это позволяет рассматривать новые возможности.

Фрейм «как если бы» хорошо работает в группах. Предположим, что на собрание не явился нужный человек. Используя этот фрейм, просто спросите: «Если бы он пришел, что бы он делал?». Если при­сутствует человек, который хорошо знает отсутству­ющего, он может без труда сообщить некоторую по­лезную информацию.

Интересно, что фрейм «как если бы» работает не только в случае изменения времени события, как в приведенном выше примере, но и в случаях измене­ний человека, информации и функции. Ниже приведе­ны вводные формулировки для каждого типа изме­нений:

Типы фреймов «как если бы»

1. Изменение времени. Вообразите, что вы попали в желаемое для вас будущее, отстоящее от данного момента на шесть месяцев или год. Затем огляни­тесь в прошлое и спросите себя: «Какие шаги при­вели меня к этому удачному результату?»

2. Изменение человека. «Если бы вы могли стать дру­гим человеком, кем бы вы стали и как решили бы эту проблему?»

3. Изменение информации. «Предположим, что вы обладаете всей необходимой информацией. Что тогда вы сможете сказать?»

4. Изменение функции. «Просто вообразите, что вы можете изменить любой компонент ситуации».

Фрейм «как если бы» является полезным инстру­ментом коммуникации, когда вы имеете дело с людь­ми, которые сопротивляются изменениям. Как пра­вило, мы представляем себе не такое опасное окру­жение, какое бывает при реальных изменениях. Поскольку при использовании этого фрейма ситуа­ция в будущем кажется не столь опасной, человек смелее ищет новые варианты решения проблемы.

Упражнение на фрейм «как если бы»

1. «Б» выбирает ситуацию, которую он считает для себя тупиковой и из которой он хочет найти вы­ход.

2. «Б» представляет, что он попал в будущее и огля­дывается на то, как он справился с состоянием ту­пика. «А» помогает «Б» посредством использования вводных формулировок, таких как: «Предпо­ложим, что...»; «Вообразим, что...»; «Если ты пред­ставишь, что...»; «Если ты поступишь, как если бы...». Или «А» может сказать что-нибудь вроде: «А теперь представь себя, справляющегося с бес­покоившей тебя проблемой; увидь и услышь себя, эффективно решающим эту проблему при помо­щи новых действий».

3. «А» предлагает «Б» просмотреть фильм, изобра­жающий «Б», обладающего вновь обнаруженными ресурсами и поступающего так, как он желает.

4. «А» спрашивает «Б», были ли фильм приятным для него. Снова ассоциируйте его с проблемой, и пусть он покажет себе фильм о своей проблеме. Затем «А» спрашивает «Б»: «Удовлетворен ли ты тем, как поступил в данной ситуации, использовав эти новые возможности?» Данная «экологическая проверка» позволяет определить, наблюдается ли у человека полное согласие с изменением.

5. Если «Б» отвечает «нет», «А» возвращает его к этапу 1. Если «Б» отвечает «да», переходите к сле­дующим этапам.

6. Прервите состояние.

7. Проверка. «А» спрашивает «Б»: «Подумай еще раз о состоянии тупика». Как правило, теперь, когда «Б» начинает думать о тупиковом состоянии, он автоматически переходит в диссоциированное со­стояние и видит себя, успешно решающего про­блему, как на этапе 2.

8. Цель этого упражнения - предоставить «Б» но­вые варианты выбора, т. е. изменить положение, когда его возможность выбора была ограничена, или выбор вообще отсутствовал.

Фрейм «согласия»

Когда у двух конфликтующих людей отсутствует согласие по поводу какого-нибудь вопроса, они не­прерывно спорят друг с другом. Разногласия часто возникают из-за того, что люди рассматривают ситу­ацию с различных точек зрения и делают это катего­ричным образом. Чтобы достичь фрейма согласия, оба человека должны перейти на более высокий ло­гический уровень, который включает все интересы, мнения и системы отсчета. Данный паттерн способ­ствует процессу, посредством которого конфликтую­щие люди или группы людей могут достичь действительного согласия друг с другом. Запомните, что вы никогда не решите проблему на уровне проблемы. Вы должны укрупнить (перевести на другой уро­вень) ее для достижения согласия.

Чтобы достичь фрейма согласия, оба челове­ка должны перейти на более высокий логи­ческий уровень, который включает все инте­ресы, мнения и системы отсчета.

Паттерн фрейма согласия.

1. Определите имеющиеся фреймы. Попросите каж­дого человека дать конкретное описание желаемо­го результата. «Что именно вы хотите?» «Какие ценности, убеждения и критерии управляют этой целью?» «Что при этом вы оцениваете как по-на­стоящему важное?» (Эти вопросы не только дают возможность получить важную информацию, но и позволяют подстроиться к людям, так что каждый из них ощущает, что его услышали и поняли. При этом начинается конструирование результатов более высокого (или мета-) уровня, необходимых для фрейма согласия.)

2. Определите общие элементы. Найдите на более высоком уровне общий элемент, по поводу кото­рого у обеих сторон наблюдается согласие. Укруп­ните его до позитивной цели более высокого уров­ня, по поводу которой могут согласиться обе сто­роны: «Джек хочет купить синее кресло, а вы, Джилл, хотите купить красное. Кажется, что вы оба, по крайней мере, согласны купить кресло, вер­но?» Подстройка к желанию более высокого уров­ня перемещает на этот уровень и спорящие сторо­ны.

3. Определите категорию более высокого уровня. Если вы получите отказ, перемещайтесь вверх, к следующей категории. В приведенном примере вы могли бы использовать категорию «мебель»: «Со­гласны ли вы с тем, что вы оба желаете купить что-нибудь из мебели?». Продолжайте до тех пор, пока не обнаружите некоторый уровень (категорию) согласия: «Итак, вы оба согласны потратить день­ги на обустройство дома, верно?»

4. Используйте метарезультаты сторон, чтобы сформулировать фрейм согласия более высокого уровня. «Что даст вам покупка X, Джек?» «Джилл, если вы купите У, что это даст вам?» «Когда вы по­лучите свой результат, что это даст вам?» Продол­жайте, пока стороны не согласятся с целями, на­ходящимися на более высоком уровне: «Итак, вы оба хотите, чтобы ваш дом был уютным и привле­кательным?»

5. Осуществите фрейминг переговоров посредством использования согласия на более высоком уровне.

Перейдите обратно вниз из общего фрейма согла­сия к более конкретным вопросам: «Будет ли приобретение этого синего кресла соответство­вать критериям уюта и привлекательности?» «Если по поводу этой покупки решение примет Джек/а в следующий раз - Джилл, будет ли это соответствовать вашему совместному критерию о внесении одинакового вклада в принятие реше­ний?»

6. Подтверждайте согласие. Во время данного про­цесса постоянно отмечайте и укрепляйте все уров­ни достигнутого согласия и его значение для каж­дой стороны.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.