Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Индивидуальные навыки являются результатом совершенствования и установления последовательности использования репрезентативных систем



 

То, как мы используем наши репрезентативные системы (при мышлении, эмоциях и поведении, порождает наши навыки. Наше сознание не только получает информацию через ощущения, но также об­рабатывает и сохраняет ее. Затем оно использует эти части, состоящие из образов, звуков, тактильных ощущений, запахов и т. д. для создания навыков. Последовательность использования этих частей, со­стоящих из образов, звуков, тактильных ощущений и т. д., дающую нам возможность совершения дей­ствий, в НЛП называют стратегией. Знание того, как мы получаем, сохраняем, обрабатываем и извле­каем информацию, играет важную роль при установ­лении раппорта и оказании людям помощи по «об­новлению» их сознания. Репрезентативная система в модели НЛП имеет два ключевых компонента: суб­модальности и стратегии. Мы уже познакомились с субмодальностями. Теперь давайте познакомимся с моделью стратегий НЛП.

Стратегии

«Установление последовательности исполь­зования репрезентативных систем» — ключе­вая фраза, описывающая синтаксис или структуру человека.

Согласно принятой в НЛП точке зрения, навыки возникают и функционируют на основе «совершен­ствования и установления последовательности ис­пользования наших репрезентативных систем». «Установление последовательности использования репрезентативных систем» - ключевая фраза, опи­сывающая синтаксис или структуру человека.

Рассмотрим тот факт, что каждый день утром вы поднимаетесь с постели. Как вы выполняете эту за­дачу? Что позволяет вам осуществлять данное фи­зическое действие? Что вы делаете внутри своей го­ловы, что позволяет вам привести свое тело в движе­ние и подняться с постели?

Слышите ли вы сначала звонок будильника (А - аудиальная внешняя репрезентация)? Что происхо­дит за этим? Вы можете сказать несколько слов: «О, неужели пора вставать» (А - Аудиально-дигитальная внутренняя репрезентация). Возможно, вы чувствуете, что не хотите вставать (К- кинестетичес­кая внутренняя репрезентация, или «эмоция»), и ки­нестетическое ощущение, что вы облекли это суждение в форму напряжения в спине (К- кинес­тетический отрицательный стимул). Но затем вы понимаете, что если не встанете, то опоздаете на ра­боту и потеряете ее (А - слова о работе, вашем бу­дущем). Итак, вы ведете внутренний диалог с самим

собой о необходимости встать, чтобы пойти на рабо­ту (А- аудиально-дигитальные слова). Когда это знание достигает определенного порога, оно прика­зывает вашему телу встать с постели (К- кинесте­тическая внешняя репрезентация). Записывая все эти последовательные части в виде пошаговой фор­мулы вашей мотивационной стратегии утреннего подъема, получаем:

Стратегия описывает последовательность исполь­зования репрезентативных систем, что дает план по­лучения определенного результата. Роберт Дилтс (Dilts, 1980) писал: «Все наше видимое поведение контролируется стратегиями внутренней обработ­ки». Ваш мозг обладает стратегией образования та­ких видов опыта, как обучение, преподавание, моти­вация, наставление, правописание, любовь, не­нависть, внимание и всех форм наблюдаемого поведения.

Формально, стратегия имеет отношение к любо­му внутреннему и внешнему множеству (порядку, синтаксису) элементов опыта, которые последова­тельно приводят к определенному результату. Боль­шинство наших стратегий жизни, реагирования, мышления, взаимодействия и т. д. формируются в раннем возрасте. Бессознательно мы усваиваем, что определенная последовательность использования репрезентативных систем приводит к определенно­му результату. Затем мы обобщаем эту стратегию на все случаи, предусматривающие получение такого результата.

Стратегия имеет отношение к любому внут­реннему и внешнему множеству (порядку, синтаксису) элементов опыта, которые по­следовательно приводят к определенному результату.

Сравним хорошую и плохую стратегии в случае задачи/поведения, связанных с обучением правопи­санию. Полезная и продуктивная стратегия обучения правописанию описана ниже. Сначала вы слышите слово (А— аудиальная внешняя репрезентация), за­тем вы создаете образ слова ( V- визуальное конст­руирование) и, смотря на него, вы чувствуете его вер­ное написание (*'+). Затем, для повторения, вы извлекаете образ данного слова (V - визуальное вспоминание). Грамотно пишущие люди обычно смотрят вверх или прямо перед собой, так как они видят слово перед своим мысленным взором и

ощущают правильность или неправильность его написа­ния. Увидев слово, вы теперь можете произнести его про себя (Л"-.аудиально-дигитальная внутренняя репрезентация). Затем с чувством осведомленности о верном написании слова (К<+ - кинестетическая внутренняя репрезентация) вы произносите его вслух (А* - аудиально-дигитальная внешняя репре­зентация). Итак, наилучшая стратегия обучения пра­вописанию такова:

О'Коннор и Сеймур (O'Connor & Seymour, 1990) установили, что применение стратегии обучения пра­вописанию приносит пользу при работе с детьми, страдающими дислексией. Обучение этой стратегии часто избавляет их от многих проявлений болезни. Большинство таких людей не видят или не вспоми­нают визуально слова, которые хотят написать. Они пытаются написать слово аудиально или кинестети­чески. Написать слово аудиально (фонетически) -значит произнести его для себя. Эта стратегия зна­чительно ограничивает количество данных, которое вы можете удерживать в памяти.

Грамотно пишущие люди мысленно составляют слово перед тем, как написать его.И наоборот, попытки написать слово кинестети­чески усложняют задание. Пример кинестетическо­го написания состоял бы из запоминания букв сло­ва по определенным штрихам. Фонетическое (аудиальное) письмо работает ненамного лучше. Грамотно пишущие люди никогда не пишут слово аудиально. «Удивительно, что фанитичиские метады абучения праваписанию фсе ище припадаюцца ф школах».

Обучение детей с дислексией стратегии пра­вописания часто избавляет их от многих про­явлений болезни.

Каждая внутренняя репрезентация стратегии так­же включает в себя субмодальности. Таким образом, картина визуального вспоминания стратегии право­писания будет иметь свои собственные субмодально­сти. Кинестетическая внутренняя репрезентация бу­дет иметь свои кинестетические субмодальности. Мы посвятим стратегиям всю главу 15.

Стратегия обучения правописанию: упражнение для студентов

1. V Определите у студента положение визуального воспоминания, и пусть он выберет свой любимый цвет.

2. V Напишите слово большими буквами и люби­мым цветом студента. Поместите слово на место визуального воспоминания студента. Студент ви­зуализирует, то есть создает картину целого сло­ва или его части. (Начинающему студенту, воз­можно, будет легче разделить слово и визуализи­ровать только по три буквы слова за раз). Например, возьмите слово винегрет. Повторяйте этапы 2-4 до тех пор, пока человек не выучит це­лое слово.

3.. Vr Удалите слово; затем попросите студента пере­вести взгляд на позицию визуального вспомина­ния и попросите его увидеть или вспомнить слово или часть слова, которое он хочет заучить.

4. Af Пусть студент громко произнесет слово.

5. К< Студент записывает слово.

6. V Поместите слово на позицию визуального вспо­минания студента и снова попросите его увидеть слово и представить его внутренний образ. Затем удалите слово и попросите его обратиться к визу­альному вспоминанию и увидеть слово.

7. К- Попросите его написать слово в обратном по­рядке. Повторяйте этапы 6 и 7 до тех пор, пока он не сможет записывать слово в обратном порядке. Это гарантирует, что он сохранит слово в своей зрительной памяти.

8. V" Студенту предлагается список слов. Например:

а) венегрет;

б) винигрет;

в) венегред;

г) винегрет;

д) винигред;

е) винегред.

9. V Студент переводит взгляд на позицию визуаль­ного вспоминания и выбирает из списка правиль­ное написание слова.

10. К' Студент записывает правильное слово.

11. V Студент рассматривает предложение, содержа­щее изучаемое слово. Например: «Как вы напише­те слово винегрет?».

12.Студент переводит взгляд на позицию визуального вспоминания и вспоминает слово, закодированное в цвете.

13. К' Студент исправляет слово, если видит, что оно написано неправильно, или ставит букву «В» ря­дом с предложением, если слово написано верно.

При использовании описанной стратегии способность вспоминать слова улучшается сильнее, чем при простом чтении изучаемых слов. Постепенно у сту­дентов улучшится способность более точного припо­минания информации в условиях экзаменационного стресса.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.