Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Искусство управления состояниями



Что можно узнать из этой главы:

  • Насколько важно обладать ресурсами
  • Модель управления состояниями
  • Как прерывать лишающие сил состояния
  • Как получать доступ к состояниям, вызывать и усиливать их
  • Как якорить состояния

 

Когда вы соединяете внутренние репрезентации (содержание вашего сознания) и физиологию (нервная система и тело), вы получаете компоненты «со­стояния сознания». Такие состояния постоянно воз­никают и довольно быстро проходят. Некоторые со­стояния улучшают нашу жизнь и, следовательно, наделяют нас силой; другие ограничивают наши воз­можности и, следовательно, лишают нас сил. Може­те ли вы провести различие между ними? Можете ли вы определить триггеры ваших состояний? Можете ли вы изменить свое состояние?

В НЛП эффективное управление состояниями называется «контролем над состояниями». Успеха в достижении желаемых результатов (целей) добива­ется тот, кто знает, как установить контроль над со­стояниями. Разве не этим, в сущности, отличаются люди, которые достигают своих целей, от людей, ко­торые терпят неудачу? Различие между ними состо­ит в способности привести себя в состояние, помога­ющее выполнять действия, которые приводят к до­стижению целей.

Развитие способности управлять своими состоя­ниями – ключ к вашему главному источнику «силы». Под силой мы понимаем способность мыс­лить, испытывать эмоции, говорить, вести себя, реа­гировать и т. д. так, как вы желаете. Это один из ас­пектов искусства эффективно «использовать свой мозг» и нервную систему. Для этого вам необходимо понимание своих состояний и субъективных факто­ров, управляющих ими.

Проблема, связанная с управлением состояниями, заключается не в отсутствии необходимых для этого личных ресурсов, а в том, как получить к ним доступ, когда мы более всего нуждаемся в них! Проблема заключается в том, что когда мы оказываемся в не­ресурсном состоянии, наши ресурсы кажутся менее доступными.

Ресурсы - любые средства, которые мы можем использовать для достижения результата: физиология, состояния, мысли, страте­гии, переживания, люди, события или матери­альные ценности.

Ресурсное состояние - физическое и пси­хическое состояние, когда человек чувствует себя обладающим ресурсами.

В этом руководстве по НЛП мы даем вам инфор­мацию об управлении состояниями для того, чтобы вы могли извлечь максимальную пользу из предла­гаемого материала. Эти навыки дадут вам силу, не­обходимую, чтобы получить доступ к состояниям обучения, расслабления, понимания, творчества, лю­бопытства, уважения, энтузиазма и т. д.

 

Управление состояниями.

1. Понимание состояния

2. Осведомленность о состоянии

3. Изменение состояния

4. Использование состояния

 

1. Понимание состояния

Первый шаг заключается в понимании динамики состояний и факторов, определяющих наши состоя­ния. Что приводит вас в конкретное состояние? Если вы испытывали определенное «состояние сознания», что оно влекло за собой? Два основных компонента состояния включают в себя: внутренние репрезента­ции и физиологию; обстоятельства и способ исполь­зования вами своей физиологии.

Внутренние репрезентации хорошо описывают привычные паттерны представления событий, которым вы научились у своих первых моделей — родителей. Внутренние репрезентации служат ис­точником различных убеждений, установок, ценно­стей и понимания, которые, в свою очередь, фор­мируют типы используемых репрезентаций. Они включают в себя то, «что» (содержание) вы пред­ставляете и говорите себе, и «как» (форма/про­цесс) вы это делаете.

В конечном счете, сущность вашего переживания заключается в том, как вы осуществляете репрезен­тацию событий. Когда вы научитесь осуществлять репрезентацию событий таким способом, который наделяет вас силой, а не создает ограничения, вы пой­мете ценность улучшения репрезентаций. Вы може­те осуществлять репрезентацию событий так, чтобы прийти в позитивное состояние.

Помните, что вы всегда можете выбрать, как осу­ществлять репрезентацию событий. Мы предпочита­ем описывать это как репрезентативную способность. Поведение в определенном состоянии также зависит от вашей модели мира. В результате основанного на внутренних репрезентациях отображения реальнос­ти у вас сформировалось устойчивое «понимание» мира - внутренняя карта для передвижения по ре­альности.

Учась контролировать коммуникацию с самим со­бой, вы можете научиться создавать визуальные, аудиальные и кинестетические сигналы для мозга, чтобы сообщить ему, что вы хотите (желаемый ре­зультат). Это запустит в вашей нервной системе но­вую программу и, в конечном счете, приведет к по­зитивным результатам. Это будет поддерживать вас в ресурсном состоянии.

Ваша физиология включает в себя множество па­раметров: мышечное напряжение и/или расслабле­ние, дыхание, позу, уровень биохимической активно­сти и т. д. Эти параметры существенно влияют на ваше состояние. Внутренние репрезентации и физи­ология работают сообща, формируя кибернетичес­кую схему или «систему», лежащую в основе вашей уникальной «личности».

Другой важный факт: мы воспринимаем мир в контексте наших состояний. Такое «основанное на состояниях восприятие» объясняет, почему мы испытываем определенные ощущения в определенное время. Так как мы действуем, неизменно опира­ясь на определенное состояние осознания, оно не­изменно создает и отфильтровывает способы, при помощи которых мы осуществляем процессы обра­ботки.

Когда мы ощущаем себя энергичными и бодры­ми, разве мы не воспринимаем мир иначе, чем когда ощущаем себя усталыми или больными? Наше физическое состояние изменяет наш способ репре­зентации и восприятия мира. Таким образом, наш внутренний мир всегда оказывает влияние на вос­приятие внешнего мира. Поэтому внутренние ре­презентации, описывающие, как мы переживаем событие, описывают не в точности то, что случи­лось, а только персонализированное представление события.

2. Осведомленность о состоянии

Следующий шаг касается развития способности обращать внимание на наши текущие состояния и

определять их. Распознавание состояния позволяет понять, какие внутренние репрезентации определя­ют это состояние и какие физиологические факторы вносят в него вклад.

Однако при этом возникает проблема, препят­ствующая осознанию состояния. Когда мы переживаем те или иные состояния неоднократно, на про­тяжении некоторого времени и т. д., они становятся привычными, так что мы перестаем их осознавать. Затем они становятся подобными воздуху, которым мы дышим, и мы перестаем замечать их. Поэтому мы должны научиться приостанавливаться, оцени­вать наши состояния и давать им общую экологи­ческую оценку.

Предоставляет ли данное нейрофизиологическое состояние дополнительные возможности, является ли оно полным доверия/любви, внутренней силы, радости, восторга, веры, наполняет ли оно ваш лич­ный источник силы? Или вы находите, что оно ли­шает вас сил (или даже парализует)? Характеризу­ют ли его замешательство, депрессия, страх, тревога, печаль, разочарование и т. д.?

Некоторые состояния дают нам возможность со­вершать поступки, ясно мыслить, точно выражать эмоции, хорошо себя чувствовать, принимать эф­фективные меры и т. д. Такие состояния наделяют нас силой. Другие состояния являются «состояни­ями беспомощности». Если вы находитесь в нере­сурсном состоянии, это не означает, что вы стали «плохим» человеком или у вас что-то не в порядке. Просто вы в «плохом» состоянии. Когда пройдет это состояние, исчезнет и соответствующее поведе­ние. Все-таки мы представляем собой нечто намно­го большее, чем наше поведение. Поведение просто отражает, как и что мы думаем и ощущаем в данный момент.

3. Изменение состояния

Обучение управлению собой и собственными со­стояниями (контроль над состоянием) подразумева­ет развитие способности воздействовать на свои (и чужие) состояния, к которым вы получаете доступ, которые вызываете, стимулируете и усиливаете.

Состояние каждого человека постоянно изменяет­ся, и поэтому диапазон наших состояний сознания достаточно широк. Но как вы изменяете свое состо­яние сознания? Вот ответ на этот вопрос: вы иссле­дуете параметры своей внутренней реальности и фи­зиологии и затем изменяете эти компоненты пережи­вания.

Если вы проведете сравнительный анализ двух противоположных состояний, то получите важную информацию о том, как работает ваша нервная сис­тема и мозг. Например, что вы обнаружите при срав­нении модальностей и субмодальностей самоуваже­ния и самоуничижения? Какие различия вы обнару­жите между тем, как вы формулируете в своей речи самоуважение и самоуничижение?

Исследуя особенности языка и субмодальные ка­чества образов, звуков и ощущений при этих состо­яниях, вы узнаете, какие качества оказывают на вас наибольшее влияние (то есть свои ведущие субмо­дальности и метасостояния). Если вы действитель­но заинтересуетесь, то можете попытаться узнать, что случится с вашими переживаниями, если вы внесете субмодальности расслабления в то, как вы обычно кодируете стресс. Или что случится, если вы внесете субмодальности ресурсного состояния, силы и возможности выбора в те болезненные регрессивные состояния, которые характеризуют ста­рую психологическую травму? Обратите присталь­ное внимание на метасостояния, управляющие суб­модальностями.

Обдумывая изменение своего состояния, опреде­лите, какой ресурс, позволил бы вам внести позитив­ное изменение в паттерн, который вы в настоящее время находите неудовлетворительным. Если этот паттерн выражается в потере самообладания в стрес­совых ситуациях, какой ресурс при этом вам нужен? Способность задержки такой реакции? Душевное спокойствие? Ощущение уверенности в себе? Знание того, что вы хотите достичь?

Не все ресурсы в равной степени подходят для дан­ного человека. В чем вы нуждаетесь? Что изменило бы работу вашей нервной системы? Попробуйте не­сколько ресурсов и экспериментируйте до тех пор, пока не найдете то, что изменит ваше состояние. Че­ловек, который знает, как использовать свои ресур­сы, как получать доступ к своим состояниям, изме­нять текущее состояние и т. д., достигнет личного ма­стерства в избранной им области.

4. Использование состояния

Понятие «использование» подразумевает приме­нение своей способности изменять состояния и получать к ним доступ. Оно касается вашей способно­сти привлекать данный ресурс, когда вы в нем нуж­даетесь. Иначе говоря, самого по себе ресурсного со­стояния недостаточно. Цель заключается в том, что­бы получать доступ к этому состоянию тогда, когда вам нужен конкретный ресурс.

Использование состояния связано с развитием способности вызывать нужные сдвиги внутренних репрезентаций и физиологии в нужное время. Так вы сможете иметь в своей жизни намного больше возможностей выбора. Например, вы могли бы «щелкнуть пальцами» (или воспроизвести какой-нибудь другой якорь) когда захотите и внезапно очутиться в наиболее динамичном и ресурсном со­стоянии. Насколько это было бы ценно для вас? Что, если бы вы могли получать доступ к любому желаемому состоянию и затем усиливать его? Что, если бы вы могли оказаться в состоянии, в котором чувствуете себя бодрым, уверенным, когда ваше тело переполнено энергией, а разум изобилует но­выми творческими идеями? Именно это мы пони­маем под «использованием».

Паттерн

Вспомните, был ли в вашей жизни момент, когда вы чувствовали себя очень сильным. Теперь пред­ставьте, что должно произойти, чтобы вы почувство­вали себя в этом ресурсном состоянии. Представьте, как должны развиваться события, а не как они не могут или не будут развиваться. При формировании внутренних репрезентаций развития событий чело­век получает доступ к внутренним ресурсам, которые помогают достичь такого состояния. Это похоже на магию!

Знание того, что внутренние репрезентации и фи­зиология совместно приводят к возникновению со­стояний (которые порождают поведение), позволя­ет вам узнать, какие специфические поступки следу­ет совершить, чтобы вызвать желаемое состояние. Сделайте такого рода обобщения, которые помогут вам управлять состояниями.

Все мы можем изменять свои состояния за считан­ные мгновения. Мы можем «вспылить» или «внезап­но успокоиться». Способность мгновенно влиять на свое состояние просто отражает определенный внутриличностный механизм. Как только мы научимся получать доступ к состоянию и вызывать его, мы сможем осуществить его якорение. Ассоциируйте или свяжите его с определенными видами поведения, словами, жестами, символами и т. д. так, чтобы вы могли быстро и легко снова прийти в это состояние.

Это создаст внутри вас мощное ресурсное состояние, основанное на репрезентациях и физиологии. Далее в этой книге мы дадим полное объяснение якорения и того, как установить якорь для своих собственных состояний.

Такое использование будет отличать вас от боль­шинства людей, которые не способны сознательно управлять состояниями, так как они пытаются управлять очень малой частью своих мыслей, эмоций, речи и поведения. Они просто пускают все на са­мотек. Люди, которые достигли выдающихся резуль­татов в той или иной сфере, мастерски используют свои наиболее ресурсные аспекты. Они не ждут, пока состояние наступит «естественным образом», а полу­чают доступ к ресурсным состояниям, вызывают, усиливают и якорят их. Это делает таких людей все менее зависимыми от ветров судьбы, дующих на их пути.

Упражнение

Потренируйтесь в определении состояния мастер­ства в группе, состоящей из трех человек. Участник «Б» выбирает ресурс, которым пока не обла­дает, но хотел бы иметь его (например, уверен­ность, самообладание, самоуважение, энтузиазм, любовь, энергичность и т. д.). Участники «А» и «В» вызывают это состояние, получают к нему доступ и усиливают его в тер­минах внутренних репрезентаций. Когда «Б» по­лучит полный доступ к состоянию, которое от­ражает данный ресурс, пусть он примет физио­логию этого состояния. «Сядьте, встаньте или примите позу так, чтобы это выражало физиоло­гию мастерства способом, который кажется вам конгруэнтным, правдоподобным и привлека­тельным».

Навык вызова состояний

Как вызывать субъективные состояния и работать с ними

Один из наиболее важных навыков НЛП заклю­чается в способности эффективно вызывать определенные состояния. Этот навык позволяет вам выя­вить структуру субъективных переживаний у себя или у других людей. Навык вызова состояний также позволяет вам научиться эффективно преобразовы­вать переживания. Он играет важную роль при об­щении, убеждении, создании мотивации и т. д.

1. Придите в состояние «аптайм». «Откройте» все свои рецепторы входящим изображениям, звукам, ощущениям и т. д.

2. Помогите человеку получить доступ к состоянию. Это важно для того, чтобы извлечь четкую инфор­мацию о переживании человека. Человек должен прийти в определенное состояние. «Подумайте о том времени, когда вы были на самом деле полно­стью уверены в себе (честны, решительны, влюб­лены и т. д. Возможность эффективного иссле­дования любого состояния снижается, если выяв­лять его структуру, когда человек в нем не находится. Это отдаляет нас от самого пережива­ния, и мы узнаем скорее о трактовке, которую дает человек своему переживанию, чем об этом переживании.

3. Вызовите настолько чистое состояние или пере­живание, насколько это возможно. Если вы спра­шиваете человека, в чем он «твердо убежден», не используйте те утверждения, с которыми у чело­века связаны эмоции, например «Я - достойный человек». Возьмите такие высказывания: «Я убеж­ден в том, что завтра взойдет солнце», «Я убежден в необходимости дыхания». При этом будут задей­ствованы те же самые психические процессы, но меньшее эмоциональное содержание даст вам «бо­лее чистую» информацию

4. Выражайте себя конгруэнтно. При вызове воспо­минаний помните, что вашими инструментами яв­ляются слова, тон голоса и темп речи, физиология и другие невербальные аспекты коммуникации. Поэтому помогите человеку вызвать воспомина­ния и используйте манеру речи, соответствующую предмету разговора.

Дайте человеку время на обработку информации. Если человек не может получить доступ к состоя­нию, пусть использует воображение (используй­те фрейм воображения или фрейм «как если бы»): «На что бы это было похоже, если бы вы могли это сделать?».

5. Начинайте с неспецифических слов и предикат (например, «знать», «думать», «понимать», «вспоминать», «испытывать» и т. д.). Это позво­лит человеку вспомнить переживание своим собственным способом.

6. Продолжайте, используя специфические предика­ты. Когда вы заметите, что человек получает доступ к определенной репрезентативной системе, помогите ему посредством использования сенсор­но-специфических слов: «И что же вы видите. ?».

Используйте вопросы, соответствующие состоя­нию «даунтайм», чтобы помочь человеку классифицировать и определить переживание. Для это­го вам необходимо знать содержание достаточно хорошо, чтобы задать «правильные» вопросы. Вопросы, соответствующие состоянию «даунтайм», - это такие вопросы, ответы на которые неизвестны человеку заранее. Он должен войти в свое подсознание для поиска информации. «Сколько раз вы видели сегодня зеленый сигнал светофора, прежде чем оказались здесь?» В разде­ле, посвященном якорению (глава 13), вы получи­те полную инструкцию по установке якоря для собственного состояния «даунтайм».

«Даунтайм» - состояние отсутствия сенсорной осведомленности; взгляд «вниз» в собственное сознание; видение, слушание и ощущение мыслей, воспоминаний, знаний, Лег­кий транс с вниманием, обращенным внутрь.

7. Как только человек начнет получать доступ к со­стоянию, сфокусируйтесь на форме и структуре переживания посредством осознания того, как он кодирует субмодальности. Если человек заходит в тупик, пытаясь подумать о чем-либо, спросите его: «Знаете ли вы кого-нибудь, кто может сделать это?», «На что бы это было похоже, если бы вы на несколько минут стали этим человеком и сделали это?».

Вызов состояний помогает вашему собеседнику осознать те факторы, которых он обычно не осознает. Это означает, что ваше терпение, ожидание пози­тивного результата и одобрение сделает для другого человека доступ к информации более легким (и без­опасным).

Заключение

В НЛП желаемый результат как целое подразу­мевает доступ человека к большему количеству ресурсов. Чтобы добиться этого, мы должны пони­мать, как приходим в те или иные «состояния» сознания и тела и как мы можем оценить эти состо­яния с точки зрения ресурсов. В этой главе вы узна­ли о необходимых для этого навыках управления состояниями.

Вопросы для размышления

1. Каковы два основных фактора, управляющие со­стояниями?

2. Какие способы прерывания нересурсного состоя­ния вы у себя развили?

3. Потренируйтесь несколько дней в «оценке» своих состояний (по шкале от 1 до 10). Что вы при этом узнали?

4. Какие субмодальности на самом деле управляют вашими состояниями и усиливают их?

5. Что в НЛП мы понимаем под «управлением состо­яниями»?

 

МОДЕЛЬ ЯЗЫКА В НЛП

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.