Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Глава 11. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ



ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ПРАВУ

Не прощай себе, и тогда легко будет простить ' других.

Народная мудрость

Понятие дисциплины и дисциплинарная

Ответственность по административному праву

Вопрос о дисциплине в сфере деятельности органов испол­нительной власти, государственного управления, администра­ции органов МСУ является одним из центральных. Как прави­ло, в административной литературе рассматриваются в основ­ном понятия и виды дисциплинарной ответственности и их дисциплинарные производства.

Дисциплина в реализации государственных функций яв­ляется важнейшей формой общественных связей, отноше­ний, признанных и соблюдаемых в виде принятых норм, пра­вил, традиций, алгоритмов и процедур реализации действий и операций в объеме своих полномочий. Дисциплина тесно связана с законностью и, по существу, нарушению законно­сти в большинстве случаев предшествуют дисциплинарные проступки. По справедливому мнению Г.В. Атаманчука, дис­циплина имеет при этом самостоятельный смысл и значе­ние, свой набор элементов, место и роль применения в сфере исполнительной власти, государственного управления в це­лом (5, с. 234-239).

Существуют два полярных мнения о дисциплине.

Первое мнение. Под дисциплиной понимаются связи, отно­шения субъектов и объектов управления, регулируемые сово-

9-2

купностью норм, правил, алгоритмов, процедур и операций, выработанных в процессе рационального управления и утвер­жденных в виде определенных требований, то есть эти целесо­образные связи, отношения формируются с помощью различ­ных внешних форм и средств воздействия.

Второе мнение. Под дисциплиной в государственном уп­равлении понимается фактическое поведениегосударствен­ных служащих, которое отражается в управленческих ре­шениях и действиях, а также в служебном общении (5, с. 235). Хотя автор и указывает на взаимосвязь этих двух мнений, но целесообразным считает выделить на первое ме­сто именно поведенческий аспект как реальное отношение государственных служащих к требованиям, выраженным в различных формах и средствах, направленных на обеспече­ние государственной дисциплины. На наш взгляд, здесь речь идет о форме и содержании государственной дисциплины и их следует рассматривать в процессе целостного единства, реализуемого не только индивидуально каждым государствен­ных служащим, но и всеми вместе в объеме своих полномо­чий. Объектом же регулирования административно-право­вых норм является поведение участвующих сторон (субъек­тов и объектов управления) в процессе осуществления госу­дарственных функций и задач.

Дисциплина, по существу, является важнейшим компонен­том не только обеспечения системности организации деятель­ности органа исполнительной власти, государственного управ­ления, администрации органов МСУ, но гарантией целостнос­ти их функционирования.

Дисциплина влияет существенно на эффективность управ­ленческой деятельности, это особенно важно при оснащении аппаратов государственных органов, реализующих свои функ­ции управления с помощью компьютерной техники и инфор­мационных технологий.

Не менее важным аспектом дисциплины в организации управленческой деятельности является рациональность дей­ствий, которая хотя и близка к понятию эффективности, но имеет другой смысл. Например, цель как рациональный же­лаемый результат определяют затрачиваемые на ее достиже­ние ресурсы (финансовые, кадровые, временные, информаци­онные и др.), то есть в этом случае действует принцип буквы «ю». Принцип же буквы «е» наоборот требует любых ресурс­ных затрат на достижение желаемого результата. Рациональ-

ность предполагает, прежде всего, минимально возможные за­траты ресурса на достижение желаемого результата. В этом плане рациональность ближе по смыслу к оптимальности, не­жели к понятию эффективности.

Учитывая, что дисциплина в процессе организации и осу­ществлении управленческой деятельности имеет первостепен­ное значение, ее исследованию следует уделять большое вни­мание.

В первую очередь, подлежат изучению все формы, отража­ющие различные требования к дисциплине в сфере реализа­ции функций и задач государственного управления и в первую очередь в органах исполнительной власти, государственного управления, так как они осуществляют повседневную опера­тивную деятельность по осуществлению внешних и внутрен­них функций и задач государства.

Вторым направлением является разработка и развитие раз­личных форм и средств повышения личной ответственности за нарушение дисциплины и стимулирования высокой исполни­тельной дисциплины должностных лиц различного уровня управления. Необходима разработка и принятие Федерально­го закона «О дисциплинарном уставе государственных служа­щих». На первом этапе к должностным лицам более высокого уровня государственного управления следует применять более жесткие требования к исполнительской дисциплине, учиты­вая застарелость этой наиболее актуальной проблемы. Наиболь­шее внимание в реализации требований дисциплины отводит­ся нормам административного права. Эти нормы призваны под угрозой административных наказаний регулировать и охранять не только отношения в сфере государственной управленческой деятельности, но общественные отношения в иных отраслях права.

Административное право осуществляет различные функции в определении, установлении и реализации дисциплинарной ответственности. В первую очередь это касается определения перечня субъектов (органов и должностных лиц), имеющих право налагать дисциплинарные взыскания.

У преобладающего большинства работников дисциплинар­ная ответственность регламентируется, как правило, нормами трудового и административного права. Для других категорий государственных служащих, военнослужащих и приравненных к ним лиц эти отношения регламентированы специальными уставами, где указаны виды дисциплинарной ответственности и порядок их применения.

9-4

Дисциплинарная ответственность- это установленные в законном порядке меры принудительного воздействия, при­меняемые к государственным служащим в порядке служеб­ной соподчиненности, виновным в нарушениях норм и пра­вил по осуществлению функций и задач государственной службы.

Например, к нормативным актам, регулирующим порядок, виды и пределы наложения дисциплинарных взысканий на государственных служащих, относятся: Федеральный Закон «Об основах государственной службы Российской Федерации»; «Положение о федеральной государственной службе»; «Поло­жение о службе в органах внутренних дел РФ; «Дисциплинар­ный устав Вооруженных Сил РФ»; «Положение о прохожде­нии службы в органах налоговой полиции» и другие. В каж­дом из них содержатся основания привлечения к дисципли­нарной ответственности, права органов исполнительной влас­ти и их должностных лиц по наложению на своих подчинен­ных этих взысканий, виды дисциплинарных взысканий, а так­же порядок их наложения и способы обжалования.

В соответствии со ст. 14 принятого от 31 июля 1995 г. зако­на «Об основах государственной службы Российской Федера­ции» за неисполнение или ненадлежащее исполнение государ­ственным служащим возложенных на него обязанностей (дол­жностной проступок) на него могут налагаться органом или руководителем, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность государственной службы, следующие дисциплинарные взыскания:замечание, выговор, строгий выговор; предупреждение о неполном слу­жебном соответствии, увольнение.

Дисциплинарное взыскание может быть наложено только за дисциплинарный проступок, при совершении других дея­ний законом предусмотрена иная юридическая ответственность (административная, уголовная, материальная).

Каждый государственный служащий несет персональную дисциплинарную ответственность за неправомерность только своих действий. Дисциплинарное взыскание налагается упол­номоченным должностным лицом или органом, имеющим право назначать государственного служащего на государственную должность. Также право решать вопрос о снижении в должно­сти или увольнении с государственной службы предоставляет­ся тем должностным лицам или органам, которым принадле­жит право назначения гражданина на должность. Государствен-

ный служащий, совершивший должностной проступок, может быть временно, до решения вопроса об ответственности, от­странен от исполнения должностных обязанностей руководи­телем его назначившим.

Законодательством определяется порядок проведения слу­жебных расследований, применения дисциплинарных взыска­ний и обжалования. Например, до применения дисциплинар­ного взыскания от служащего должно быть затребовано пись­менное объяснение о причинах и условиях совершения про­ступка. Это способствует выявлению вины и является, по су­ществу, одной из гарантий обоснованности наложения взыска­ния. Однако отказ государственного служащего, совершивше­го административный проступок, дать объяснение не препят­ствует возможности наложения на служащего дисциплинар­ного взыскания. Законодательством определено, что взыска­ния налагаются не позднее одного месяца со дня обнаружения (длящегося) или совершения проступка, при этом в этот срок не засчитывается время болезни служащего или пребывания его в отпуске. Днем обнаружения проступка, с которого начи­нается отсчет срока для наложения взыскания, считается день, когда лицу (руководителю), которому подчинен государствен­ный служащий, стало известно о совершении дисциплинарно­го проступка.

Законодательством определено, что дисциплинарное взыс­кание не может быть наложено позднее шести месяцев со дня совершения или обнаружения проступка. За каждый просту­пок может быть наложено только одно дисциплинарное взыс­кание.

Руководитель, наложивший на государственного служаще­го дисциплинарное взыскание, объявляет об этом в приказе (распоряжении) и объявляет о наказании служащему под рас­писку. При этом отказ об ознакомлении с характером взыска­ния не влияет на обязательность исполнения объявленного

взыскания.

Как правило, приказ (распоряжение) о наложении взыска­ния на служащего доводится до сведения личного состава государственного органа, где проходит службу привлекаемый к ответственности. Дисциплинарные взыскания в отличие от поощрений в трудовую книжку не записываются, за исключе­нием случаев увольнения с государственной службы за нару­шения трудовой дисциплины. Кроме того, законодательством о дисциплинарной ответственности, уставами и положениями о дисциплине могут быть предусмотрены для отдельных кате-

горий работников также и другие дисциплинарные взыскания.

При наложении дисциплинарного взыскания должны учи­тываться тяжесть совершенного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника.

До решения вопроса о привлечении государственного слу­жащего к дисциплинарной ответственности он может быть временно (но не более чем на месяц), отстранен от исполне­ния своих должностных обязанностей с сохранением денеж­ного содержания. Срок действия дисциплинарной ответствен­ности один год со дня вынесения взыскания. При этом если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания служащий не подвергнут новому дисциплинарному взыска­нию, то дисциплинарное взыскание снимается автоматичес­ки. Взыскание может быть снято и ранее года, если служа­щий проявит себя по службе с исключительно положитель­ной стороны.

Служащий по своему усмотрению может обжаловать право­мерность наложения дисциплинарного взыскания в админист­ративном (вышестоящему руководителю) или судебном поряд­ке в соответствии с Законом от 27 апреля 1993 г. «Об обжалова­нии в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»1, с изменениями и дополнениями, принятыми ука­занным выше законом от 14 декабря 1995 г. № 197-ФЗ.

Дисциплинарная ответственность военнослужащихрегла­ментируется Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил, утвержденным указом Президента РФ от 14 декабря 1993 i .2 В уставе определены понятие и сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по ее соблюдению, виды дисцип­линарных взысканий, права командиров или начальников по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения обра­щений (предложений, заявлений и жалоб).

Действие Устава распространяется на военнослужащих и на лиц, состоящих в запасе или находящихся в отставке, кото­рым предоставлено право ношения военной формы одежды.

Кроме этого действие дисциплинарного устава распростра­нено на: пограничные войска, внутренние войска Министер­ства внутренних дел, железнодорожные войска и войска граж­данской обороны и на военнослужащих других министерств и ведомств РФ.

1 Ведомости. 1993. № 19. Ст. 683.

2 САПП. 1993. № 51. Ст. 4931.

По общему правилу право налагать дисциплинарные взыс­кания могут только прямые начальники. В определенных слу­чаях это право могут реализовывать начальники гарнизонов, старшие морские начальники и военные коменданты гарнизо­нов.

В соответствии со ст. 2.5 КоАП РФ военнослужащие и при­званные на военные сборы граждане в соответствии с дисцип­линарными уставами за совершение административного пра­вонарушения несут дисциплинарную ответственность. За на­рушение правил режима Государственной границы РФ, погра­ничного режима, режима в пунктах пропуска через Государ­ственную границу РФ, правил дорожного движения, правил охоты, рыболовства и охраны рыбных запасов, таможенных правил и за контрабанду эти лица несут ответственность на общих основаниях.

В уставе определены виды дисциплинарных взысканий, порядок их наложения, исполнения и обжалования. Так, на­пример, на сержантов и старшин срочной службы могут быть наложены следующие взыскания: выговор; строгий выговор; лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; арест с содержанием на гаупт­вахте — до 10 суток; лишение нагрудного знака отличника; снижение в должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в воинском звании на одну ступень с пере­водом на низшую должность; лишение сержантского (старшин­ского) звания; лишение сержантского (старшинского) звания с переводом на низшую должность.

Право обжалования военнослужащим, может быть реали­зовано в течение 10 дней с момента наложения дисциплинар­ного взыскания. Жалоба подается непосредственному началь­нику или командиру того лица, действия которого обжалуют­ся, а если он не знает, по чьей вине нарушены его права, то жалоба подается вышестоящему начальнику. Кроме того, во­еннослужащий вправе обратиться с жалобой в суд на неправо­мерные действия органов государственного управления, обще­ственных объединений и их должностных лиц.

В Положении о службе в органах внутренних дел РФ от 23 декабря 1992 г. в ред. ФЗ от 25.07.2002 г. № 116-ФЗ уста­новлено, что на сотрудников органов внутренних дел за нару­шение служебной дисциплины могут налагаться следующие взыскания: замечание; выговор; строгий выговор; пред­упреждение о неполном служебном соответствии; понижение

в должности, снижение в специальном звании на одну сту­пень; лишение нагрудного знака; увольнение из органов внут­ренних дел. Кроме того, в учебных заведениях, применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по под­разделению), а также отчисление из учебного заведения. В целом же в системе МВД права начальников по наложению взысканий установлены с учетом особенностей службы в орга­нах внутренних дел.

Как правило, в Уставах и Положениях о прохождении служ­бы определено, что служебная дисциплина означает соблюде­ние ее сотрудниками и государственными служащими уста­новленных законодательством норм и правил, присяги, обяза­тельств по контракту о службе, а также приказов руководите­лей министерств и ведомств и прямых начальников при ис­полнении возложенных на сотрудников обязанностей и осу­ществлении имеющихся у них правомочий. Субъект управле­ния министерства, ведомства, подразделения или службы не­сет персональную ответственность за состояние служебной дис­циплины среди своих подчиненных.




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.