Вопрос христианского свидетельства неизбежно возвращает нас к серьезным разногласиям между евангелическими христианами и католиками. Свидетельство о спасающей силе Иисуса Христа и Его воле для нас - неотъемлемая часть христианского наставничества.
Нельзя достичь доброжелательных отношений и сотрудничества между евангелическими христианами и католиками ценой безотлагательной и ясной христианской проповеди Евангелия. Но, как мы упоминали выше, наш Господь четко указал, что любовь между Его учениками неотделима от христианского свидетельства.
Сегодня как в нашей стране, так и во всех других частях мира евангелические христиане и католики стремятся приобретать "обращенных", переманивая их из членов паствы друг у друга. В некоторых случаях это вполне понятно и, возможно, даже неизбежно. Однако во многих случаях такие действия подрывают христианское служение, которое объединяет нас в исполнении Божьего Слова и которому мы посвятили себя, что и подтвердили выше. Католики и евангелические христиане должны четко понимать, что цель христианского свидетельства - обращение к Христу. Подлинное обращение от начала до конца означает обращение к Богу через Иисуса Христа силой Святого Духа. В этой связи мы разделяем точку зрения, изложенную в "Материалах международной конференции представителей баптистских и римско-католических церквей" (1988).
Обращение означает отказ от всего, что противится Богу и противоречит христианскому учению, и принятие Бога и Христа, Сына Божьего, через действие Святого Духа. Это поворот от эгоистичного греховного пути к вере в Христа как Господа и Спасителя. Обращение - это конец одного образа жизни и начало новой жизни во Христе. Это постоянный процесс, поскольку вся жизнь христианина должна быть переходом от смерти к жизни, от заблуждения к истине, от греха к благодати. Наша жизнь во Христе требует постоянного возрастания в Божьей благодати. Обращение индивидуально, но оно не должно быть скрытым от других людей. Отдельные лица верой откликаются на Божий призыв, но уверовать можно, лишь услышав Слово Божье, и вера должна находить выражение в совместной жизни во Христе, что осуществляется в церкви.
Своей проповедью, учением и примером собственной жизни христиане свидетельствуют как друг другу, так и нехристианам. Мы молимся и ищем пути к обращению неверующих, даже если сами нуждаемся в полном обращении. В стремлении сделать христианскую жизнь и веру более целенаправленными, а не номинальными, более посвященными, а не равнодушными, мы признаем разнообразные формы, которые может принять истинное ученичество. Как свидетельствует 2000-летняя история Церкви и наш современный опыт, есть разные пути следования за Христом. Одни из них отчетливо отмечены общими традициями поклонения, благочестия и подготовки к крещению.
Мы все должны быть одним целым, но это не означает, что мы должны уподобиться друг другу, следуя за единым Христом. Нужно заметить, что различные формы наставничества особенно часто встречаются в католической церкви и в среде евангельских протестантов.
Понятно, что христиане, провозглашающие Евангелие, пытаются убедить других, что их церкви и традиции гораздо полнее соответствуют Слову Божьему. Необходимо делать различие между евангелизацией и тем, что сегодня называют прозелитизмом, или "воровством овец". Мы осуждаем практику переманивания людей из других общин с целью увеличения своих деноминаций. В то же время признание полной религиозной свободы вынуждает нас защищать законное право обращать людей в свою веру, хотя мы и призываем христиан воздержаться от подобной деятельности.
Говоря о прозелитизме, мы хотим отметить три следующих момента. Во-первых, как бы мы ни были убеждены в том, что одна община более согласуется с Евангелием, чем другая, мы, евангелические христиане и католики, заявляем, что в наших общинах имеются возможности и средства для роста в христианском ученичестве. Во-вторых, следует уважать решение истинного христианина быть членом той или иной общины и участвовать в ее деятельности. В-третьих, ввиду большого числа нехристиан во всем мире и трудности выполнения нашей общей задачи по евангелизации, теологически неверно и даже неразумно использовать средства одной христианской общины для переманивания к себе активных прихожан другой христианской общины.
Христианское свидетельство должно совершаться в духе любви и смирения. Оно должно с готовностью предоставлять каждому человеку полную свободу понять и решить, какова Божья воля для его жизни. Свидетельство, которое служит истине, благоприятствует такой свободе. Любая форма принуждения - физическая, психологическая, юридическая, экономическая - извращает христианское свидетельство и должна быть решительно отвергнута. Подобным образом несовместимо с Евангелием ложное свидетельство против других лиц и общин или содействие возникновению несправедливых или лицеприятных подозрений. Следует отвергнуть также тактику сравнения силы и успехов одной общины со слабостью и неудачами другой. Объясняя учение и служение других христиан, мы должны стремиться к тому, чтобы их считали верными и истинными. Рассматривая многочисленные случаи искажения христианского свидетельства, мы, евангелические христиане и католики, признаем свой грех друг перед другом и перед Богом. Мы искренне просим прощения у Бога и друг у друга и молимся о милости, чтобы исправить свою жизнь и жизнь наших общин.
Раскаяние и искоренение недостатков не устранит всех разногласий между нами. В контексте евангелизации и "реевангелизации" мы сталкиваемся с главным различием в нашем понимании вопроса о крещении и новом рождении во Христе. Католики признают, что все, кто законным образом крещен, возрождены и находятся в общении со Христом, какими бы несовершенными они ни были. Благодать крещения нужно постоянно обновлять и возрождать посредством покаяния. Для большинства евангелических христиан, но не для всех, крещение как символ возрождения и новой жизни должно следовать за покаянием. У католиков все крещенные являются членами церкви, какой бы бездеятельной ни были их вера и жизнь. У многих евангелических христиан рождение свыше требует крещения как средства введения в общение с возрожденными во Христе. Христианину, который обратился к Богу, следует честно разъяснить эти различия во взглядах на взаимосвязь крещения, возрождения и членства в церкви. Но мы повторяем: нужно уважать его решение о принадлежности к той или иной общине и участии в ее служении.
Между нами имеются разногласия, которые не могут быть решены на этой конференции, но в одном мы едины: цель любого истинного свидетельства - обращение к Богу через Христа силой Святого Духа.
Выбирая общину, в которой они будут жить своей жизнью во Христе, новообращенные должны иметь полную свободу независимо от того, получили они возрождение впервые или подтвердили жизнь свыше, дарованную им ранее при таинстве крещения. И их выбор нужно уважать. В конечном итоге в своем выборе они ответственны перед Богом, и мы не вправе вмешиваться в эту ответственность. При всех наших различиях и разногласиях мы, евангелические христиане и католики, вверяем друг друга Богу, Который "действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем" (Еф.3:20).
Обсуждая совместное свидетельство, мы затронули трудные и многолетние проблемы. Однако нельзя допустить, чтобы эти проблемы затмили истины, по которым милостью Божьей мы достигли согласия. По мере роста взаимопонимания и доверия мы надеемся, что наши усилия по евангелизации не поставят под угрозу, а напротив, укрепят нашу преданность общим задачам, которые мы обязались выполнять в данном заявлении.
Заключение
Прошло почти две тысячи лет после начала и почти пятьсот лет после разделения в век Реформации, а христианская миссия в мире жива и непоколебима. Мы не знаем и не можем знать, что Господин истории приготовил для нас в третьем тысячелетии. Возможно, это будет расцвет мировой миссии и широкое распространение христианства. Но это может быть и путь креста, отмеченный гонениями и явными ограничениями. Возможно, в разных местах и в разное время будет и то, и другое. А может быть, завтрашний день станет днем пришествия нашего Господа.
Мы знаем, что Его обещание истинно, и должны совместно трудиться какое-то время. Мы знаем, что должны совместно исповедовать, надеяться, искать, бороться и свидетельствовать, потому что принадлежим не себе, а Тому, Кто искупил нас Своею Кровью на кресте. Мы знаем, что это время - время возможностей, поэтому мы обязаны совместно исполнять свое христианское предназначение, чтобы подготовить мир к пришествию Того, Кому принадлежит Царство, сила и слава во веки веков. Аминь.
УЧАСТНИКИ:
Чарлз Колсон, Тюремное служение; Фр. Жуан Дайз-Вилар, Католическое служение в Испании; Фр. Авери Даллес, Фордхемский университет; епископ Франциз Георг, Якимская епархия; д-р Кент Хилл, Восточный Назарянский колледж; д-р Ричард Ленд, Комитет христианской жизни Южной баптистской конвенции; д-р Лэрри Луис, Совет домашней миссии Южной баптистской конвенции; д-р Джес Миранд, Божья ассамблея; Уильям Мёрфи, ректор Бостонской епархии; Фр. Ричард Джон Ньюхауз, Институт религии и общественной жизни; Брайн О'Коннел, Всемирное евангельское общение; Герберт Шлоссберг, Fieldstead Foundation; архиепископ Франциз Стаффорд, Денверская епархия; Джордж Виджел, Этнический и общественный политический центр; д-р Джон Уайт, Женевский колледж и Национальная ассоциация евангелистов.
ПОДПИСАЛИ:
д-р Уильям Абрахам, Перкинская теологическая школа; д-р Элизабет Ахтемайер, Объединенная теологическая семинария; Вильям Бентли Болл, Харрисбург, Пенсильвания; д-р Билл Брайт, Крестовый поход за Христа; проф. Роберт Дестро, Американский католический университет; Фр. Августин Диноия, Доминиканский дом учебы; Фр. Джозет Р. Фицпатрик, Фордхемский университет; Кис Фаурнир, Американский центр права; епископ Вильям Фрей, Епископальная школа подготовки служителей им. Троицы; проф. Мэри Эн Глендон, Гарвардская школа права; д-р Ос Гинесс, Форум Троицы; декан Натан Хэтч, Нотр-Дамский университет; д-р Джеймс Хичкок, университет Сент-Луиса; проф. Питер Крифт, Бостонский колледж; Фр. Мэтью Лэмб, Бостонский колледж; Ральф Мартин, Служение обновления; д-р Ричард Моув, Фуллерская теологическая семинария; д-р Марк Нолл, Уитон-колледж; Майкл Новак, Американский институт предпринимательства; Джон Кардинал O'Коннор, Нью-Йоркская епархия; д-р Томас Оден, Дрю университет; д-р Джеймс Паккер, Правительственный колледж; Пэт Робертсон, Правительственный университет; д-р Джон Роджерс, Епископальная школа служения им. Троицы; епископ Карлос А. Севилла, епархия Сан-Франциско.
Материал предоставлен: http://www.blagovestnik.org/books/00066.htm