Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Корректны ли церковно-исторические доказательства?



К сожалению, христиане наших дней не только мало читают Библию; у них сравнительно мало интереса и к изучению истории Церкви и пробуждений. Если бы люди действительно заинтересовались историей пробуждения в Америке (Джонатан Эдвардс и Джордж Уайтфильд) или историей пробуждения в Англии в XVIII веке (Джон Весли, Джордж Уайтфильд и др.), то они, кроме Библии, имели бы еще один образец, по которому можно было бы сверять многие сегодняшние понятия и практику.

Когда речь идет о таких феноменах, как "покой в Духе", "смех в Духе", содрогание и т.п., почти в один голос цитируют сначала Джонатана Эдвардса, затем Дж. Весли, Ч. Финнея и других. Интересно, кто из харизматиков действительно изучал жизнь этих проповедников пробуждения и читал их проповеди?

Вероятно, Джонатана Эдвардса не спешили бы цитировать, если бы знали его кальвинистскую пуританскую теологию и читали его антиарминианские проповеди, которые прямо противоречат тому, о чем сегодня обычно проповедуют в кругах харизматиков и евангелических христиан.

Некоторые его тезисы показывают, как хорошо мы делаем, когда в наших сегодняшних дискуссиях обращаем внимание на его предостережения: "Ложный принцип, который более чем какой-либо другой сыграл роковую роль в настоящем славном деле Божьем,- это представление о том, что для руководства Своими святыми в наши дни Бог использует метод внушения или непосредственных откровений... Пока кто-то воображает, что получит руководство непосредственно с неба, к нему нельзя будет ни подступиться, ни поправить его в неправильных действиях". (J. Edwards: "Some Thoughts Concerning the Present Revival of Religion in New England", S. 404). "Поэтому мне хочется умолять детей Божьих быть более чем осторожными в том, как они относятся к таким вещам. Я видел немало случаев кораблекрушений в вере и знаю по опыту, что озарение, даже если оно сообщается душе с великой силой... не может быть надежным доказательством того, что речь идет о Божественном откровении". (J. Edwards: "On Revival", S. 141).

Действительно, во время проповедей этих мужей люди падали на лица и заливались слезами или начинали дрожать. Однако - и об этом обычно умалчивается - у них были все основания для этого: их совесть была задета острием проповеди и серьезностью вести о Божьем суде, звучащей из уст этих проповедников.

Они не проповедовали "Евангелие благосостояния", которое обещает христианам богатство, здоровье и долгую жизнь.

Они не возлагали "помазанные" руки, не размахивали "помазанными" платками в такт ритмичной музыке. Они не убирали стулья и скамейки, чтобы освободить место для тех, кто хотел бы "отдохнуть в Духе", но так ясно проповедовали истину о суде Божьем и о Его праведности по отношению к греху, что слушатели чувствовали себя "грешниками в руках разгневанного Бога" (из известнейшей проповеди Эдвардса).

Р. C. Спроул так описывает проповеди Эдвардса: "Проповеди Эдвардса полны наглядных изображений Божьего гнева и беспощадного адского наказания, ожидающего грешника, не желающего каяться. Такой вид проповедей стал несовременным и сегодня повсеместно считается безвкусицей. Проповеди, которые подчеркивают страшный гнев святого Бога, гнев, направленный на противящегося, закоренелого грешника, не подходят к добропорядочной атмосфере сегодняшних церковных зданий и молитвенных домов. Проповеди, которые встряхивают людей, указывая им на их внутреннее состояние, звучат редко; к тому же они непопулярны. Мы живем в оптимистическом обществе, где ударение делается на самоусовершенствование и образование и где господствует широкий взгляд на грех". (W. Kopfermann: "Macht ohne Auftrag", C&P, Emmelbuhl 1994, S. 125).

Сущность Бога, Его праведность и Его любовь, явленные в заместительной смерти Христа на кресте, были центром и содержанием проповедей проповедников пробуждения. Такие проповеди нередко продолжались несколько часов. Проводить параллель с богослужением в Торонто, Франкфурте или Берне просто нелепо.

Умалчивается также и тот факт, что проповедники пробуждения уделяли мало внимания подобным явлениям и позднее даже весьма критически высказывались о них.

О необычных явлениях, которые сопровождали проповеди Весли в Бристоле и Ньюкасле, Гэс Лин пишет: "В последующие годы жизни Весли начал сомневаться, всегда ли в этих случаях действовал "Бог, Который подтверждает Свое Слово", и полагал, что скорее это был дьявол, который подражает действиям Божьим или делает последнюю попытку удержать человека". (H. C. Sproul; "Die Heiligkeit Gottes", Francke, Marburg 1989, S. 111).

Сам Джон Весли пишет 25 ноября 1757 г. в своем дневнике: "С того времени, как я последний раз был здесь, в Эвертоне, в методах работы церкви кое-что изменилось. Никто не впадал в транс, никто не кричал, никто не падал на землю; лишь некоторые тряслись, да легкий гул проносился по залу, и многие получали подкрепление посредством великого Божьего мира. Опасность состояла в том, что слишком много внимания уделялось необычным явлениям, таким как громкие вскрикивания, конвульсии, видения, как будто эти вещи необходимы для работы Господа..." (G. Lean: "John Wesley", Brunnen, Gie?en 1969, S. 50).

В письме Томасу Максфельду в 1762 г. Весли писал: "Меня не радует то, что имеет только вид энтузиазма, возвышенных чувств и внутреннего воодушевления. Человеческое воображение принимают за действие Святого Духа. Сюда же относится и точка зрения, что на земле можно прожить без трудностей и что разум, знания и мудрость не имеют значения". (Das Tagebuch John Wesleys, Herold, Frankfurt o.J., S. 252).

Отто Рикер, хорошо знакомый с движением пробуждения, также пишет о Джоне Весли: "Поначалу Весли видел в необычных явлениях сопровождающие слово "знамения", но впоследствии он приписывал их нечистому духу..." (Zit. in Ray Borlese: "Die Toronto-Erfahrung", Bibel und Gebet, Beatenberg, 11/94).

На Герхарда Терстигена (1697-1769) также охотно ссылаются, говоря о необычных явлениях. Однако при этом не сообщают, что Терстиген в своем труде "Поведение при необычных духовных дарах, видениях и откровениях" весьма критически относится к подобным феноменам. Этот труд начинается следующими словами: "Необходимо признать, что путь чистой веры... чтобы в духе и истине держаться Бога, служить Ему и иметь с Ним общение,- это самый безошибочный, надежный и необходимый путь. Напротив, путь, где души сверх этого или наряду с этим испытывают необычные дары, видения, экстазы, откровения и другие сверхъестественные явления, в этой своей части чреват обманом и опасностями..." (Otto Riecker: "Das evangelistische Wort", C. Bertelsmann, Gutersloh 1953, S. 205).

 

"Ожидаю не видений,
Не возвышенных явлений.
Чту я выше всех даров
Крест и чистую любовь".

Вальтер Нигг выражает краткие мысли о личном опыте Терстигена в области этих феноменов, и его слова достойны того, чтобы поразмышлять над ними в сегодняшней ситуации: "Уже в первые годы он испытывал нападения со стороны чуждых духов и действия, которые сам он приписывал общению с некоторыми людьми. Когда он в это время уединялся для молитвы, он приходил в возбужденное состояние, причем все его члены дрожали. Но так как ему был известен Бог и Его действия, он не давал места этому чуждому, беспокойному и ужасному воздействию, а снова шел на свое рабочее место. Это происходило несколько раз, после чего дрожание прекратилось, и подобное искушение больше не повторялось". (G. Tersteegen: "Weg der Wahrheit", Volkskunst-Verlag, Leipzig o.J, S. 131).

Если бы дискуссия о "благословении Торонто" могла привести к исследованию серьезной литературы, касающейся пробуждений, мы на один шаг приблизились бы к настоящему пробуждению.

3. Что стоит в центре "благословения Торонто": Иисус Христос или падкий на сенсации человек?

Именно потому, что мы христиане, нам не следует закрывать глаза на тот факт, что мы живем во время, когда особенно ощущается стремление к разного рода переживаниям.

Когда люди, не являющиеся христианами, всевозможными способами удовлетворяют свою страсть к необычным ощущениям и переживаниям, мы, христиане, можем это понять. Однако опасно, когда под господство этого принципа подпадает и христианство.

Джон Уайт, нынешний сотрудник Джона Уимбера, в 1977 году, то есть за много лет до того, как познакомился с Уимбером, записал весьма важную для нашей темы мысль: "Искать удовольствия - значит найти разочарование. Искать Бога - значит, кроме всего прочего, найти переизбыточуствующую радость". (Walter Nigg, in Gerhard Tersteegen: "Wir sind hier fremde Gaste", Brockhaus, Wuppertal 1980, S. 19).

Почти граничащий со страстью поиск новых необычных переживаний, который, кроме всего прочего, приводит к тому, что многие христиане летят в Торонто, чтобы там получить благословение или помазание, показывает, что христианство утратило равновесие.

Если я действительно искренним сердцем ищу Бога, мне не надо консультироваться в бюро путешествий; чтобы лучше познать Бога, достаточно Библии и тихой комнаты.

Свой ценный анализ "благословения Торонто" под названием "Совершенно новая надежда" Райнхард Хемпельман заканчивает следующими словами: "Концентрация на опытах "благословения Торонто" является признаком ограниченного восприятия Святого Духа и сомнительной ориентации на захватывающие чувства явления, признаком приспособления части харизматического движения к культуре, альтернативной религиозной". (John White: "Eros - Segen oder Fluch?", Prancke, Marburg 1979, S. 13).

После всего, что можно было услышать и прочитать о "благословении Торонто", создается впечатление, что люди ехали в Торонто, Франкфурт, Берлин или Берн не для того, чтобы лучше изучить Библию, но чтобы испытать необычные переживания и удовлетворить душевные или духовные потребности и дефицит. Поэтому библейское учение в собственном смысле едва ли играет роль на этих конференциях, хотя там нередко цитируют Библию. В центре там стоит не Христос, а религиозный, жаждущий необычных переживаний человек.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.