Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Выберите один правильный ответ. 25.1. К какой группе социологических методов относится ивент-анализ?



25.1. К какой группе социологических методов относится ивент-анализ?

1. К методам опроса. 2. К методам наблюдения.

3. К изучению документов. 4. К психологическим тестам.

25.2. Верно ли, что выбор основного метода исследования в ряде случаев за­ви­сит от теоретической ориентации социолога?

1. Верно. 2. Неверно.

25.3. Метод фокус-групп предполагает, что:

1. Социолог сам становится участником изучаемой группы, при этом чле­ны группы не догадываются, что в их рядах при­сутствует иссле­до­ватель;

2. Социолог наблюдает за поведением изучаемой группы со сто­роны, не вмешиваясь в происходящие процессы;

3. Исследователь формирует малую группу и ведет с ними бесе­ду по заранее подготовленной программе;

4. Социолог опрашивает по формализованной анкете возмож­но боль­шее количество специалистов, фокусирующихся на изу­чении данной проблемы, чтобы не тратить время на опрос дилетантов (например, опрашивает политологов перед вы­борами с целью предсказать их исход).

25.4. Контент-анализ – это метод, который предполагает:

1. «Вживание» социолога в незнакомую культуру с тем, чтобы глубже понять ее содержание;

2. Неформальное наблюдение за малой группой с целью про­ана­ли­зи­ровать содержание взаимоотношений между ее чле­нами;

3. Предварительный анализ содержания вопросов анкеты для устра­нения возможных повторов и противоречий;

4. Формализованный анализ текстов (материалов газет и жур­на­лов, те­лепрограмм, личных документов и т.д.).

25.5. Метод включенного наблюдения предполагает, что:

1. Социолог включает радио или телевизор и наблюдает, а так­же ана­лизирует содержание передач;

2. Социолог наблюдает жизнь, прогуливаясь по улицам города без оп­ределенной цели;

3. Социолог наблюдает за основными тенденциями развития обще­ства, используя газеты, научные публикации, статис­ти­ческие данные и периодически включаясь в научные дис­куссии;

4. Социолог становится участником изучаемой группы и изу­ча­ет ее, опи­раясь на определенную программу исследо­ва­ния.

 

Задания, предполагающие написание

самостоятельного текста:

Напишите эссе на следующие темы:

«Эмпирическая социология за рамками метода опроса»;

«Наблюдение и эксперимент в естественных и социальных нау­ках».

25.С5. Как вы понимаете сформулированный Куном принцип полипа­ра­диг­мальной структуры социальных наук? Привлекая знания общество­вед­ческого курса, сформулируйте три предложения, раскрывающие по­липарадигмальный характер современного социологического зна­ния.

25.С6. В обществе существуют различные мнения о роли социологии: есть точка зрения, что она является обязательным элементом его успеш­но­го функционирования. Нередко можно услышать и критические вы­­сказывания в ее адрес, например, что она яв­ляется средством ма­ни­пу­лирования общественным мнением. Используя знания об­щес­тво­вед­ческого курса, приведите три обоснования необходимости социологии для функционирования и развития современного рос­сийского об­щества.

25.С7. В основании любого варианта метода опроса лежит изучение вы­­ска­зываний людей. На основании анализа данных высказы­ваний иссле­до­ватели выстраивают прогнозы поведения людей в самых разных си­туа­циях. В то же время, известный социолог А.Зиновьев как-то на­пи­сал: «Люди говорят не то, что думают, а делают не то, что гово­рят».

Воз­можно ли совместить эти две позиции?

25.С8. Подготовьте планы развернутых ответов по темам:

«Основные методы социологии»;

«Эмпирическая социология за пределами метода опроса».

25.С9. Подготовьте план развернутого ответа по теме:

«Все исследовательские методы имеют свои преимущества и не­до­статки» (Э.Гидденс).

 

Ответы на тестовые задания

 

1 2 3 4 5

 

1 2 1 4 2, 3 1, 3

2 3 4 2 2, 4 1, 3, 4

3 1 3 3 3 1, 3, 5

4 1 2 2 2, 4 3, 5

5 2 2 2 3 2, 3

6 2 2 3 1, 5 3, 5

7 2 2 2 4, 5 2, 3, 4

8 2 1 2 2, 4 2, 4, 5

9 2 2 3 1, 4, 5 3, 5

10 2 2 1 2, 3 3, 4, 5

11 1 2 2 2, 3, 4 1, 3

12 1, 4, 5 2, 4 3, 4 3, 4 1, 2

13 2, 5 2, 3, 5 3, 5 2, 3, 5 2, 5

14 2 3 2, 4 2, 5 2, 4

15 3 5 3 4 2, 4

16 2 1 2 2, 5 2, 3, 4

17 2 2 5 5 3, 4, 5

18 1 2 2 2, 3, 4 1, 2, 5

19 1 1 2 1, 3 1, 3, 4

20 2 2 1 2, 5 4, 5

21 4 2 3 2 2, 4, 5

22 2 1 2 1, 4, 5 1, 4, 5

23 2 2 2 1, 2, 4, 5 1, 3, 5

24 2 1 3 2, 5 2, 4

25 3 1 3 4 4

 

Литература

 

Основная:

 

1. [Боголюбова Л.Н., Лазеб­ни­кова А.Ю., Н.М.Смирнова и др.] Об­щест­вознание. 10 класс. Учебник для общеобразовательных уч­реж­дений. Профильный уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.]. – М.: «Просвещение», 2009 (и последующие издания).

2. [Боголюбов Л.Н., Лазеб­ни­кова А.Ю., Холодковский К.Г. и др.] Обществознание. 11 класс. Учебник для общеобразовательных уч­реж­дений. Профильный уровень / Под ред. Л.Н.Боголюбова [и др.]. – М.: «Просвещение», 2010 (и последующие издания).

 

Популярная:

 

3. Бауман З. Мыслить социологически: Учеб. пособие / Пер. с англ. Ин-т «Открытое о-во». – М.: «Аспект Пресс», 1996. С. 42–51.

4. Бергер П. Приглашение в социологию / Пер. с англ. – М.: «Аспект Пресс», 1996.

5. Монсон П. Лодка на аллеях парка / Пер. с англ. – М., 1998.

 

Дополнительная:

 

6. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М.: «Прог­ресс»; «По­литика», 1992.

7. Большой толковый словарь (Collins): в 2 т. / Пер. с англ. – М.: «Вече»; «АСТ», 1999.

8. Воронина О.А. Феминизм и гендерное равенство. – М.: «Едито­риал УРСС», 2004.

9. Гараджа В.И. Социология религии. – М.: «ИНФРА-М», 2005.

10. Гегель. Лекции по истории философии. – СПб.: «Наука», 1994. Т. 2.

11. Гидденс Э. Социология / Перев. с англ.; научн. ред. В.А.Ядов; общ. ред. Л.С.Гурьевой, Л.Н.Посилевича. – М.: «Эдиториал УРСС», 1999.

12. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии. – М.: Книж­ный дом «Уни­верситет», 2001. С. 61–132, 163–190.

13. Декарт Р. Избранные сочинения. – М.: «Мысль», 1987.

14. Ионин Л.Г. Социология культуры. – М.: ИД ГУ ВШЭ, 2004.

14а. Коул М., Скрибнер С. Культура и мышле­ние. Психологический очерк / Пер. с англ. – М.: «Прогресс», 1977.

15. Кун Т. Структура научных революций. – М.: «АСТ», 2001.

16. Лобок А.М. Антропология мифа. – Екатеринбург: Банк куль­тур­ной информации, 1997. 688 с. – (Библиотека философа: Фило­софский андеграунд Урала).

17. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения, 2-е изд. – М.: «Политиздат», 1955. Т. 1.

18. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М.: «АСТ»; «Хранитель», 2006.

19. Михайлов Ф.Т. Загадка человеческого Я. Изд. 3-е. – М.: «Ритм», 2010.

20. Платон. Сочинения: В 4-х тт. – М.: «Мысль», 1994. Т. 3.

21. Поварин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. – М., 2010.

22. Радаев В.В. Экономическая социология. Курс лекций – М.: ГУ-ВШЭ, 1997.

23. Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. – М.: «Ас­пект Пресс», 1996.

24. Самое полное издание типовых вариантов ЕГЭ: Обще­ство­зна­ние / Авт.-сост. О.А.Которова, Т.Е.Лискова. – М.: «АСТ», «Астрель», 2011. 256 с.

25. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М.: «Феникс», 1998.

26. Сорвин К.В. Очерки из истории классической философии. – М.: «Рус­ская панорама», 2008.

27. Средние классы в России: экономические и социальные стратегии / Под ред. Т.Малеевой. – М.: «Гендальф», 2003. С. 30–31.

28. Сусоколов А.А. Культура и обмен: Введение в экономическую антро­по­логию. – М.: «Русская панорама», 2006.

29. Сусоколов А.А. Технология социологического исследования. Учеб­ное по­собие по курсу «Практикум по экономической социо­ло­гии». – М.: «Рус­ская панорама», 2008.

30. Тайлор Э.Б. Первобытная культура / Пер. с англ. – М.: «Про­гресс», 1991.

31. Туган-Барановский М.И. К лучшему будущему. – М.: РОССПЭН, 1996.

 


[1] С нашей точки зрения, лидером здесь являются следующие учеб­ники: [Боголюбова Л.Н., Лазеб­ни­кова А.Ю., Н.М.Смирнова и др.] Об­щест­возна­ние. 10 класс. Учебник для общеобразоват. уч­реж­дений. Профил. уро­вень / Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2009; [Боголюбов Л.Н., Лазеб­ни­кова А.Ю., Холодковский К.Г. и др.] Общество­зна­ние. 11 класс. Учеб­ник для общеобразоват. уч­реж­дений. Профил. уро­вень / Под ред. Л.Н.Боголюбова. – М.: «Просвещение», 2010 (и последующие издания).

[2] Обратим внимание, что одним из вариантов перевода слова «социо­логия» на русский язык как раз и является обществознание.

[3] О пересечении предметных сфер социологии и экономики спе­циально речь пойдет в параграфе 24.3.

[4] В нашей книге принята следующая система ссылок: первое число в квад­ратных скобках (выделено курсивом) указывает на номер источника из списка литературы (приведенного в конце книги), далее указаны том (рим­скими цифрами), если требуется, и страница (или страницы – через запя­тую, или диапазон страниц – через длинное тире).

[5] Здесь и далее: числовые выражения в круглых скобках означают ссыл­ки на структурные подразделы нашей книги, обо­зна­ченные соот­вет­ствующими цифра­­ми (3.2 означает второй параграф третьей главы, а 3.6.3 – третий пункт шестого параграфа третьей главы).

[6] Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р.Ба­рон, Н.Керр, Н.Миллер. – СПб.: «Питер», 2003. С. 199.

[7] Рэпп С., Коллинз Т.Л. Новый максимаркетинг / Пер. с англ. – Челя­бинск: «Урал LTD», 1997. С. 507.

[8] Социальная психология группы: процессы, решения, действия / Р.Ба­рон, Н.Керр, Н.Миллер. – СПб.: «Питер», 2003. С. 11–12.

[9] Здесь и далее знаком «+» будут обозначаться правильные ответы.

[10] См.: Поварин С.И. Искусство спора. О теории и практике спора. – М., 2010.

[11] Здесь и далее цитаты, отмеченные звездочками, цит по: Самое полное издание типовых вариантов ЕГЭ: Общество­зна­ние / Авт.-сост. О.А.Кото­рова, Т.Е.Лискова. – М.: «АСТ», «Астрель», 2011. С. 90, 104, 144, 171 и др.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.