«Социальная мобильность в современном и традиционном обществах»;
«Сравнительный анализ обыденного и научного понимания изменения статуса»;
«Возможно ли общество без социальной мобильности?».
9.С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие межпоколенной мобильности? Привлекая знание обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию об этом понятии
В чем состоит отличие межпоколенной и внуктрипоколенной мобильности? Опираясь на свой жизненный опыт, знание истории и литературы, приведите по одному примеру внутрипоколенной и межпоколенной мобильности. Свои примеры обоснуйте.
9.С6. Назовите основные «социальные лифты», выделенные в классификации П.Сорокина. Привлекая знание школьного курса истории и литературы, приведите по одному примеру, иллюстрирующему функционирование данных «лифтов» в жизни известных исторических деятелей или литературных персонажей. Свой ответ обоснуйте.
9.С7. Современное западное общество нередко называют «обществом равных возможностей». Такое название предполагает наличие в нем одинаковых условий для осуществления восходящей социальной мобильности практически для всех его граждан. Тем не менее данные социологических исследований говорят об обратном: даже и в таком обществе существуют факторы, препятствующие восходящей мобильности для самых разных социальных категорий. Опираясь на знание обществоведческого курса, сформулируйте три социальных причины, которые могут являться препятствиями для осуществления восходящей социальной мобильности для различных граждан современного западного общества. Свой ответ обоснуйте.
9.С8. Подготовьте планы развернутых ответов по темам:
«Социальная мобильность, ее основные виды»;
«Социальная мобильность и маргинальность»;
«Социальная мобильность и миграция».
9.С9. Раскройте смысл высказывания и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы:
«Маргинальность – это результат конфликта с общественными нормами» (Фардж);
«Рожденный ползать, летать не может» (М.Горький);
«Кто был ничем, тот станет всем» (Э.Потье).
Тема 10
Выберите один правильный ответ
10.1. Верно ли с точки зрения социологического определения термина «норма» называть специфические словосочетания, используемые в молодежных субкультурах, «ненормативной лексикой»?
1. Верно. 2. Неверно.
10.2. Верно ли утверждение: «Культура – это целостное образование, и поэтому ни в одной жизнеспособной культуре не может быть норм и ценностей, противоречащих друг другу»?
1. Верно. 2. Неверно.
10.3. Как можно определить оппозиционную фракцию в традиционном европейском парламенте (например, в английском) по отношению ко всему парламенту?
1. Субкультура. 3. Социальная категория.
2. Контркультура. 4. Первичная группа.
Укажите все правильные варианты ответов
10.4. Как соотносятся культура и язык?
1. В каждой культуре может быть один и только один язык.
2. В каждой культуре должен быть хотя бы один язык, которым владеют все ее представители.
3. В каждой культуре может использоваться несколько языков, при этом не обязательно, чтобы все языки знал каждый представитель данной культуры.
4. Язык – это только то, что люди говорят и пишут; жесты, мимика – это явление биологическое.
5. Каждая субкультура имеет свой собственный язык, непонятный для представителей других субкультур.
10.5. Какие из приводимых ниже утверждений соответствуют научному пониманию культуры?
1. В культуру входят только высшие духовные ценности, создаваемые интеллигенцией.
2. Поведение человека полностью обусловлено культурой; биологические факторы, в отличие от животного мира, не имеют никакого значения.
3. Индивидуальный опыт человека далеко не всегда становится элементом культуры.
4. В культурной системе могут быть нормы и ценности, противоречащие друг другу.
5. В содержание культуры входят образцы поведения, признаваемые всеми или большинством членов общества.