«Влияние общества на человека: сравнение обыденной и научной точек зрения»;
«Социализация в современном и традиционном обществах»;
«Отклоняющееся поведение и социализация»;
«Где мое Я?»;
«Снимается ли в теории социализации ответственность с человека за свои поступки?».
5.С5. Какой смысл вкладывают обществоведы в понятие «первичная социализация?». Привлекая знания обществоведческого курса, составьте три предложения, содержащие информацию об отличии первичной социализации от социализации вторичной.
5.С6. Напишите названия, которые получили теории социализации, созданные Ч.Кули и Мидом. Укажите, как с точки зрения каждой из этих теорий проявляется активность человека в процессе социализации? Свой ответ обоснуйте.
5.С7. В одной семье родились два брата-близнеца. Они были настолько похожи друг на друга, что не только знакомые, но даже родители нередко путали их. Братья росли вместе, учились в одном классе, ходили в одни и те же спортивные секции, посещали одни и те же курсы и кружки. Они получили одинаковое высшее образование, однако один из них стал известным ученым, а другой – преступником. Опираясь на знания обществоведческого курса, предложите не менее двух объяснений данного явления.
5.С8. Подготовьте планы развернутых ответов по темам:
«Теория социализации – теория о том, как человек становится человеком»;
«Основные теории социализации»;
«Первичная социализация».
5.С9. Раскройте смысл высказывания и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы:
«Создает человека природа, но развивает и образует его общество» (Белинский);
«...Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку» (К.Маркс);
«Мы вступаем в различные возрасты нашей жизни, точно новорожденные, не имея за плечами никакого опыта, сколько бы нам ни было лет» (Ф.Ларошфуко)*.
——————————————————————————————————————
Тема 6
Выберите один правильный ответ
6.1. Задача социологических и социально-психологических исследований состоит в том, чтобы найти средства, как ликвидировать возможности возникновения любых конфликтов в социальных группах.
1. Верно. 2. Неверно.
6.2. Любой межгрупповой конфликт неизбежно порождает ролевое напряжение.
1. Верно. 2. Неверно.
6.3. Может ли конфликт между мужем и женой быть проявлением межгруппового конфликта?
1. Нет, т.к. семья – самая сплоченная группа общества.
2. Нет, т.к. семья слишком малочисленна, чтобы распадаться на самостоятельные группы.
3. Да, это может быть в семье любого типа.
4. Да, но только в том случае, если семья не является нуклеарной.
Укажите все правильные варианты ответов
6.4. Какие из перечисленных ниже ситуаций из художественной литературы являются результатом межгрупповых конфликтов?
1. Гибель Ромео и Джульетты.
2. Убийство Отелло Дездемоны.
3. Конфликт Чацкого и высшего света в доме Фамусовых.
4. Гибель сэра Джона в «Собаке Баскервилей» А.Конан-Дойля.
5. Гибель Тараса Бульбы.
6.5.Высказываются разные точки зрения относительно роли межгрупповых конфликтов в жизни общества. Какие из приведенных ниже суждений соответствуют представлениям современной социологии?
1. Наличие межгруппового конфликта исключает возможность дружеских отношений между членами двух противоборствующих групп.
2. Возможно построение общества, где вовсе не будет межгрупповых конфликтов, а все социальное напряжение будет сводиться к отдельным случаям индивидуального девиантного (отклоняющегося) поведения.
3. Развитие межгруппового конфликта не обязательно связано с проявлением насилия. Целый ряд конфликтов внешне проходит вполне мирно.
4. В ходе межгруппового конфликта каждый индивид идентифицирует себя только с одной группой – участником конфликта, и никогда – с обеими.
5. Конфликт, ход которого регулируется правилами, признаваемыми обеими сторонами, может быть важным фактором позитивного социального развития.