Самыми сложными и наиболее значимыми являются тестовые задания третьего типа, в которых предлагается найти все правильные ответы, когда неизвестно их точное количество среди предложенных вариантов. Являясь самыми «дорогими», с точки зрения получаемых баллов, они в то же время реже всего приносят очки экзаменуемым. Так, например, в те годы, когда на олимпиаде ГУ-ВШЭ по обществознанию среди 50 тестовых заданий было всего 10 вопросов с множественным выбором, именно эти 10 вопросов лидировали по количеству очков, потерянных на них абитуриентами; среднее число вопросов, принесших абитуриенту очки, колебалось от двух до трех из 10 возможных. Соответственно, призером или победителем олимпиады становился тот участник, который давал на один-два верных ответа больше, чем другие. Одна из причин сложности вопросов с множественным выбором состоит как раз в том, что в них чаще всего используются психологические и логические ловушки.
Самая простая и достаточно распространенная из них связана с неопределенностью количества правильных вариантов среди предложенных вариантов. В вопросах этого типа может присутствовать любое число правильных ответов, в том числе и всего один. Тем не менее, обнаружив его, как правило, начинают искать еще «хотя бы один» ответ и в итоге делают ошибку. Причиной такой ошибки является уверенность экзаменуемого (чаще всего не вполне осознанная), что в вопросах с множественным выбором правильных ответов должно быть никак не меньше двух, что, как видим, совершенно неверно. В вопросах этого типа вполне возможна и противоположная ситуация, когда верными оказываются все из предложенных ответов. Указав, скажем, четыре из пяти, экзаменуемый прекращает дальнейший поиск, будучи уверен, что выбор обязательно предполагает исключение хотя бы одного ответа. Например:
Принадлежность к социальному классу является:
1. Частным случаем принадлежности к социальной страте +
2. Определенным социальным статусом +
3. Определенным ранговым статусом +
4. Связанной с выполнением определенных социальных ролей +
5. Связанной с положением человека в системе социального неравенства +
На самом деле ситуация, когда все предложенные ответы оказываются правильными, не противоречит правилам данного варианта тестовых заданий и нередко используется составителями в качестве дополнительной ловушки, связанной с неосознанными психологическими установками учащегося.
Правило седьмое. Отвечая на тестовое задание с множественным выбором, необходимо помнить, что количество правильных ответов может быть любым, и не смущаться, если обнаружится, что правильный ответ всего один, или же, наоборот, если все ответы окажутся правильными.
Другая (более тонкая) ловушка связана с ситуацией, когда в списке оказываются ответы, на первый взгляд, исключающие друг друга, хотя на самом деле логически не связанные между собой. Например:
Укажите все верные утверждения:
1. Ролевые конфликты существуют только в сообществах людей;+
2. Ролевые конфликты существуют как в сообществах людей, так и в сообществах животных;
3. Взаимодействие, опосредованное символами, существует только у человека; +
4. Взаимодействие, опосредованное знаками, существует у человека. +
Обратим внимание, что при беглом чтении ответы № 3 и № 4 могут показаться взаимоисключающими. Это действительно было бы так, если бы в ответе № 4 присутствовало слово «только». Но в данном случае его там нет, что делает ответ № 4 правильным наряду с ответом № 3. Как видим, психологический эффект особо усиливается в том случае, если подобные ответы стоят рядом.
Правило восьмое. Отвечая на тестовый вопрос с множественным выбором, необходимо специально обращать внимание на ответы, воспринимаемые как взаимоисключающие. При этом необходимо последовательно сопоставить как отдельные фрагменты этих утверждений, так и их логическую структуру в целом. Принимая окончательное решение, следует четко ответить себе на вопрос: являются ли рассматриваемые ответы действительно друг друга исключающими или же в данном случае мы имеем дело с умело замаскированной логико-психологической ловушкой.
Глава 27. Стратегия и тактика выполнения заданий, включающих написание самостоятельного текста
Типология заданий
Наиболее многочисленны и разнообразны задания, предполагающие написание самостоятельного текста. Сюда можно отнести и вопросы, требующие вставить пропущенные в тексте слова или дописать незаконченное предложение (то, что в современном ЕГЭ по обществознанию называется «часть “В”»), и эссе, и самостоятельные исследовательские работы. Все эти задания объединяет то, что, в отличие от тестов, при их выполнении абитуриент должен самостоятельно формулировать и записывать свои мысли. Как показали многочисленные исследования, а также собственный педагогический опыт авторов данного пособия, у современных абитуриентов наблюдается значительный дефицит подобных навыков, что и создает повышенные трудности при выполнении заданий данного типа. Конечно, умению письменно формулировать свои мысли должны обучать в школе на уроках русского языка, литературы и т.д., поэтому было бы наивно полагать, что посредством некоей «чудодейственной методики» абитуриент за несколько занятий сможет восполнить пробелы, накопившиеся за 6–8 лет учебы. Тем не менее существует целый ряд тренировочных упражнений и методов, позволяющих значительно повысить как навыки письменной речи вообще, так и навыки, связанные со спецификой обществознания и различных форматов письменных испытаний по данному предмету. В данном разделе мы поговорим об основных из них.
Первое, что всегда необходимо помнить, – в творческих олимпиадных заданиях и подобных им заданиях ЕГЭ мы всегда имеем дело с необходимостью самостоятельного продуцирования и формулирования мыслей. Поэтому бесспорно полезной тренировкой являются любые упражнения, в которых абитуриент получает задания, ответы на которые не могут быть сведены к простому пересказу прочитанного текста. При этом на начальном этапе подготовки неважно, требуется ли от абитуриента письменная или устная формулировка своих мыслей. Для подобных тренировок, в том числе и при самоподготовке, можно использовать методические рекомендации, которые в настоящем учебнике приводятся к каждой теме. Отметим, что в большинстве случаев они требуют от абитуриента не простого воспроизводства прочитанных сведений, а самостоятельных рассуждений и умозаключений.
В то же время нельзя забывать, что устные ответы являются очень полезной формой именно предварительной, первоначальной тренировки и разминки, однако основной акцент в целевой подготовке и самоподготовке необходимо делать непосредственно на письменном формате, который, как уже говорилось выше, объективно сложнее устного. Тем не менее по ряду позиций, он имеет определенные преимущества, по сравнению с устным испытанием, и этот факт необходимо учитывать абитуриенту при выработке положительной психологической установки на участие в письменных испытаниях. В частности, формат устного испытания предполагает определенную беглость мысли, он не дает возможности нескольких секунд обдумывать и подыскивать подходящее слово. Напротив, письменное испытание такую возможность предоставляет. Кроме того, устный экзамен связан с целым рядом психологических факторов – стеснительность, неуверенность, отсутствие навыков публичного выступления, мнительное восприятие реакции экзаменаторов на свой ответ и т.д. Все эти негативные аспекты меньше сказываются в письменном экзамене. Неудивительно, что в практике авторов встречались учащиеся (хотя и не очень часто), для которых письменная форма контроля оказывалась удобнее устной, а потому и легче.
Рассмотрим проблемы, возникающие при выполнении письменных испытаний, по мере возрастания сложности типов этих заданий.
Самым простым видом открытого письменного задания является то, что в современной практике ЕГЭ называется «частью “В”». Этот вид не предполагает написания самостоятельного текста – в нем необходимо вписать либо слово, либо определение, а порой и просто найти соответствие между несколькими терминами и т.д.
На олимпиадах, цель которых состоит в выявлении наиболее творческих, одаренных школьников, данный формат, как правило, не применяется в финальных испытаниях. Тем не менее стоит посвятить определенное время отработки «части “В”». Несмотря на то что такая форма едва заметно отличается от формализованных тестов, в ней присутствует важная особенность: она предполагает самостоятельную письменную формулировку учащимся собственной мысли. Однако в отличие от «свободных сочинений», в данном случае это происходит на простейшем, элементарном уровне. Подобное упражнение особенно полезно в тех случаях, когда учащийся испытывает явные затруднения при переходе от устного формата к письменному или от тестовой формы, предлагающей готовые варианты ответов, к форме открытой.
Тем не менее в формате «части “В”» ЕГЭ отсутствует особенность, присущая всем прочим формам открытых проверочных испытаний: письменный ответ здесь сведен к написанию отдельных слов, максимум – словосочетаний, в силу чего абитуриент не сталкивается на этом уровне с проблемой структурирования отдельного предложения и уж тем более структурирования целостного текста.
В олимпиадах ГУ-ВШЭ применяется один из простейших вариантов заданий, связанных с написанием целостного текста – вопросы, требующие развернутых ответов. Последние, хотя по объему оказываются значительно меньше полноценного эссе (как правило, они не должны превышать 0,5 стр.), должны представлять собой связанные структурированные тексты, в которых наряду с утверждением (ответом на вопрос, тезисом и т.д.) должно присутствовать и определенное обоснование, доказательство собственной мысли. Поэтому отработка навыков «развернутых ответов на вопрос» имеет не только самостоятельную ценность, подготавливая абитуриента к определенному формату, но и является предпосылкой для освоения более сложных типов письменных заданий. Третьим, самым разнообразным и многоплановым видом письменных заданий, предполагающих написание самостоятельных структурированных текстов, является полноценное эссе. В олимпиадах по обществознанию, в конкурсах по социально-гуманитарным дисциплинам (социология, философия, политология и т.д.) эссе представляет собой наиболее распространенную, а главное, наиболее значимую, способную принести самое большое количество очков, форму задания. В современном формате ЕГЭ полноценным эссе является задание «С 9».
Из всего многообразия форм эссе (которые будут рассмотрены позже) в первую очередь можно выделить две основные: эссе на явно поставленную тему и эссе на тему афоризма. Первый тип встречается на олимпиадах для школьников НИУ-ВШЭ по обществознанию, в олимпиадах других университетов, второй – является основным типом эссе в современном формате ЕГЭ по данному предмету (задание С 9). Если их сравнить по степени сложности, то нетрудно заметить, что, при прочих равных условиях, первый тип эссе обычно оказывается проще второго. Действительно, чтобы написать эссе на тему афоризма, необходимо дать его адекватную интерпретацию, выделить содержащуюся в нем в неявном виде проблему и сформулировать ее. После подобной процедуры, также требующей вполне определенных навыков и умений, эссе второго типа, по сути, превращается в эссе на явно поставленную тему, т.е., по нашей классификации, в тип первый. Данный факт очень важен, ибо позволяет превратить подготовку, на первый взгляд, к различным типам эссе в единый процесс, состоящий из последовательного освоения двух самостоятельных навыков: во-первых, навыка написания эссе на явно заданную тему, во-вторых, навыка выделения из афоризма скрытой в нем проблемы, превращения ее в тему эссе.
Вопросы, требующие развернутого ответа
Прежде всего вопросы, относящиеся к данному типу, с некоторой долей условности можно разделить на вопросы теоретические и прикладные. Задача первых – выявить степень освоения абитуриентом теоретического материала, его способность творчески подходить к полученным знаниям, умение формулировать теоретические выводы, непосредственно отсутствующие в учебном материале. Задача вторых – проверить, в какой степени абитуриент может применять полученные теоретические знания на практике, прежде всего – для описания и интерпретации различных социальных ситуаций. Роль последних, как правило, играют либо примеры из современной жизни, либо примеры из школьных курсов истории, литературы.
27.2.1. Теоретические вопросы
Простейший и в то же время весьма распространенный вариант теоретического вопроса – это вопрос, в основе которого лежит пересечение двух тем. Например:
«Как взаимосвязаны ролевые напряжения с процессами социальной мобильности?»
Заметим: ни в одном из рекомендованных абитуриентам учебников и учебных пособий ответа на так поставленный вопрос в непосредственном виде нет. Возможно, кто-то посчитает, что следует поискать ответ в пособиях по подготовке и ЕГЭ и по социологии в целом, и не исключено, что среди огромного количества существующей сегодня учебной литературы его удастся найти. Но, возможно, что и не удастся; кроме того, такой метод еще может как-то сработать на заочном туре, но как им воспользоваться на очных испытаниях, где пользоваться литературой запрещено? Выход только один: вырабатывать навык самостоятельного ответа на вопросы подобного типа.
В ответах на теоретические вопросы, формирующиеся на пересечении двух тем, встречаются типовые ошибки. Самая распространенная – не связанное друг с другом изложение своих знаний отдельно по каждой из тем, присутствующих в данном вопросе. Так, рассматриваемое задание, очевидно, предполагает знание двух тем «Ролевое напряжение» и «Социальная мобильность». Недостаточно подготовленный абитуриент, как правило, сначала пишет все, что ему известно по теме «Ролевые напряжения», рассматривает их типологию, описывает причины возникновения, способы преодоления и т.д., затем подобным же образом излагает тему «Социальная мобильность». При этом самому абитуриенту вполне может показаться, что задание выполнено – в ответе присутствует некий взятый из учебников теоретический материал, а объем ответа скорее всего также оказывается немалым. Тем не менее при проверке данный текст скорее всего не получит даже положительной оценки. Почему? Потому что фактически тема задания оказывается нераскрытой, ибо в задании речь идет не о теориях «ролевых напряжений» и «социальной мобильности» в отдельности, а о взаимосвязанности данных социальных явлений.
Правило девятое. Письменно отвечая на вопрос, никогда не надо стремиться написать все, что известно по темам, в той или иной степени затрагивающихся в задании. Необходимо сфокусироваться на целевой задаче и обращаться к изложению известного материала только в той степени, в какой это будет способствовать ее раскрытию.
Оптимальный алгоритм выполнения подобных заданий выглядит следующим образом. Прежде всего необходимо мобилизовать все имеющиеся знания по обеим темам. Однако сделать это надо не для того, чтобы изложить на бумаге весь известный материал. Активизируя свои знания, на первом этапе следует отыскать понятия, встречающиеся в обеих темах. Например, социальная мобильность по определению представляет собой изменение социального статуса. Последний, в свою очередь, двояким образом связан с социальными ролями: с одной стороны, он сам является частным случаем социальной роли, с другой – любой статус имеет определенный ролевой набор. Изменение статуса, таким образом, может стать причиной ролевых напряжений по двум основаниям: во-первых, оно может происходить в условиях неадекватной подготовки по основной, статусообразующей роли (ролевое напряжение первого типа), во-вторых, напряжение может быть вызвано неадекватной подготовкой по другим ролям из ролевого набора. Первый случай можно проиллюстрировать примером, когда на высокую управленческую должность назначается человек, по своим профессиональным качествам данной должности не соответствующий.
Второй случай может возникнуть в ситуации, отчасти противоположной первой: имея особые (может быть, даже выдающиеся) профессиональные качества, соответствующие основной статусообразующей роли, человек может быть повышен в должности, однако при этом не соответствовать ролевому набору обретенного статуса в полном объеме. Возможно, новая должность может потребовать от него не только качеств талантливого и умелого организатора, но и более широкого уровня общей эрудиции, культуры, светских манер и т.д. В известном фильме «Красные дипкурьеры» есть примечательный эпизод: комдив Красной армии, получивший в ходе взятия Крыма серьезное ранение, вынужден оставить военную службу. Он получает предложение стать дипломатическим курьером, поскольку в те годы данная работа была сопряжена с немалым риском и требовала боевого опыта. Полностью соответствуя подобным требованиям, он тем не менее постоянно сталкивается с проблемами иного рода: бывший комдив не знаком с принципами светского этикета, не признает иной формы одежды, кроме гимнастерки, сапог и галифе, и в подобном виде приходит в дипломатические представительства за рубежом. С одной стороны, он испытывает вследствие этого постоянный дискомфорт, с другой – не может представить себя «в буржуйской одежде».
Продолжая подобным образом анализировать и сопоставлять предложенные темы, можно заметить, что вертикальная социальная мобильность увеличивает вероятность возникновения также и межролевых напряжений. Действительно, обретение нового статуса не означает автоматического уничтожения всех прежних ролей, хотя далеко не все из них легко с ним совместимы. Человек из бедной семьи, сделавший головокружительную карьеру или даже просто переехавший на более престижное место жительства, получает совершенно новый круг общения. При этом он продолжает оставаться чьим-то сыном, братом, племянником. Совместить новый социальный круг с прежними кругами родственных и дружеских связей, в каждом из которых существуют свои специфические правила, нормы, стереотипы и т.д., оказывается, как правило, очень сложно, а порой и невозможно. Мировая литература и кинематограф дают бесчисленное множество примеров, иллюстрирующих подобное явление: от бессмертного мольеровского «Мещанина во дворянстве» до известного российского кинофильма «Родня».
Задание для самоподготовки: найти и описать не менее 5 литературных и исторических примеров, иллюстрирующих возникновение внутриролевых и межролевых напряжений в процессе социальной (горизонтальной, вертикальной восходящей и вертикальной нисходящей, структурной) мобильности.
Социальная мобильность связана с ролевыми напряжениями не только через причину их возникновения. Из курса обществознания известно, что любой человек стремится снять подобного рода напряжения как психологически дискомфортные, и если не удается преодолеть их в действительности, он может находить (как правило, бессознательно) различные иллюзорные способы избавления от них. Очевидно, что социальная мобильность неизбежно оказывает влияние на подобные социально-психологические процессы.
Например, переход человека на более высокую должность значительно облегчает функционирование такого способа преодоления ролевых напряжений, как разделение ролей. Действительно, оказываясь в неравном положении с окружающими его людьми, индивид гораздо проще, чем ранее, отказывается от исполнения требований, противоречащих и мешающих выполнению должностных обязанностей. «Более ответственная должность требует и более ответственного подхода» – так, как правило, мотивируют свои действия в подобных ситуациях люди. Задержавшийся на работе мелкий служащий может вызвать весьма негативную реакцию у домочадцев, но вряд ли подобный прием ожидает дома министра, вынужденного присутствовать на затянувшемся заседании кабинета. А меньшее давление окружающих, соответственно, неизбежно снижает и психологическое напряжение, возникающее у человека, позволяет ему проще разделять семейные и профессиональные роли.
Задания для самоподготовки
1. Приведите не менее 5 примеров (из литературы, истории, кинофильмов, из жизненного опыта и т.д.), иллюстрирующих влияние социальной мобильности (разных видов) на снижение ролевых напряжений через механизм разделения ролей. Все ответы запишите.
2. Ответьте на вопрос: каким образом социальная мобильность может оказывать влияние на другие методы снижения ролевого напряжения (регулирования ролей и рационализации). Приведите по 3–5 примеров, иллюстрирующих свою позицию. Все ответы запишите.
3. Подумайте: какие другие аспекты темы «социальные роли», непосредственно не относящиеся к ролевым напряжениям (формирование ролей, обучение ролям, ролевые игры и т.д.), могут оказаться связаны с явлением, именуемым «социальной мобильностью»? По возможности, приведите по 3–5 примеров, иллюстрирующих свою позицию. Все ответы запишите.
4. Рассмотрите внимательно оглавление данного учебного пособия. Попробуйте самостоятельно сформулировать и выполнить задания «на пересечение тем».
Выполнив предложенные задания, абитуриент получит важнейший навык творческой работы с существующими у него теоретическими знаниями. Смысл таких тренировок можно сравнить с креативными упражнениями по математике, в особенности по классической евклидовой геометрии. Ведь и там от учащегося также не требуется обращения к эмпирическому материалу (последний, как и в наших заданиях, в лучшем случае выполняет роль примеров, иллюстрирующих доказанные положения), а новые теоремы и положения возникают вовсе не через измерения отдельных фигур. Все, что нужно для получения и доказательства этих теорем, – знание базовых принципов (аксиом), правил оперирования с ними (доказательств), определенные способности и навыки творческого мышления. Кроме того, подобные упражнения (как в геометрии, так и в социологии) выполняют еще одну важнейшую функцию – они активизируют и актуализируют существующие у абитуриента теоретические знания, в силу чего представляют собой один из лучших способов закрепления и повторения пройденного теоретического материала.
27.2.2. Прикладные вопросы
Перейдем теперь к рассмотрению специфики прикладных вопросов. Заметим, что отличие их от вопросов теоретических достаточно условно: в теоретических заданиях требуется приведение определенных эмпирических примеров, а в ответах на прикладные вопросы нельзя совсем миновать теоретических рассуждений. Поэтому определяющим в данном случае является то, что является главной задачей – особая рефлексия теоретического материала или же применение последнего для описания и осмысления конкретных реалий социальной жизни.
Рассмотрим несколько вопросов данного типа.
1. Существуют ли в современном российском обществе элементы сословной структуры?
2. Укажите факторы, которые в современном российском обществе тормозят социальную мобильность.
3. Какие механизмы взаимодействия культур функционируют в миграционных потоках в современной России?
Нетрудно заметить, что ответ на каждый из этих вопросов прежде всего требует изложения определенного теоретического материала. Отвечая на первый вопрос, полезно вспомнить современную теорию смешанных стратификационных систем (см. ниже), ответ на второй должен включать в себя определенные теоретические рассуждения на тему влияния различных факторов на социальную мобильность, третий может быть адекватно раскрыт только в том случае, если изложены основные выделяемые в современной социологии типы взаимодействия культур. Следовательно, методы написания ответов на теоретические задания логично осваивать до изучения методов ответов на прикладные вопросы.
В то же время теоретический материал в ответах на задания такого типа не должен занимать доминирующего положения. Главным при их выполнении является способность увидеть в единичном предмете, явлении, событии нечто общее. Данной способности нельзя научить, но ее можно развить. Для этого нет другого способа, кроме постоянных тренировок, нацеленных на развитие навыка видеть в единичном нечто всеобщее. И если, рассматривая теоретические задания, мы проводили аналогию с математикой, то наукой, возможно, более других способствующей развитию «способности суждения», является физика. С одной стороны, в отличие от математики, она представляет собой науку о реальном, окружающем человека мире – науку о природе, как это вытекает из буквального перевода ее названия. Но познает она природу только благодаря тому, что в единичных ее явлениях обнаруживает действие общих законов: молния есть электрический разряд, закипание воды есть фазовый переход. Поэтому привычка видеть в единичном всеобщее, развиваемая физикой и другими естественно-научными дисциплинами, является важнейшей предпосылкой успешного овладения любыми прикладными заданиями, в том числе и по обществознанию.
Рассмотрим в качестве примера задание № 1: «Существуют ли в современном российском обществе элементы сословной структуры?».
Дав определение сословия как страты, принадлежность к которой, а также права и обязанности членов определены законодательными актами, изложив затем кратко (5–7 предложений) основы теории смешанных стратификационных систем (см. 8), необходимо перейти к прикладной части работы, к ответу на вопрос, существуют ли в современном российском обществе элементы подобных структур. Своеобразная подсказка к тому, как приступить к выполнению задачи, присутствует уже в самом теоретическом материале: заключенные, лишенные прав или же люди, через институт прописки (теперь регистрации) прикрепленные к своему региону. Последние, хотя и косвенно, но все же ограничены в правах – житель Дальнего Востока испытывает дополнительные, причем формальные, связанные с регистрацией, трудности при приеме на работу в г. Москве. Такие социальные категории продолжают существовать и в современном обществе, так что начало ответа на поставленный вопрос непосредственно вытекает из примеров теоретического раздела.
Далее надо просто развить данный подход. У кого-то, по аналогии, новые примеры возникнут сразу, на уровне интуиции. Другие школьники, если испытают все же трудности с их последующей генерацией, могут пойти по простейшему, хотя и не самому быстрому пути – по пути эмпирического перечисления социальных общностей и страт, существующих в современной России, и поиску в них сословных черт. Одним из самых ярких примеров здесь могут стать эмигранты из других стран, занятые на работах в различных сферах, которые обладают гораздо меньшими правами, по сравнению с гражданами России. В качестве весьма экзотических примеров сословной стратификации можно привести различные льготные категории – начиная от участников Великой Отечественной войны и заканчивая инвалидами. Право внеконкурсного поступления в вуз, право на специальное место в общественном транспорте, право на внеочередное обслуживание в различных учреждениях и организациях – вот далеко не самый полный перечень признаков, позволяющих классифицировать данные общности как имеющие определенные сословные признаки. Еще раз подчеркнем: в данном случае речь не идет именно об отдельных сословных признаках, а не о полноценных сословных образованиях.
Задание для самоподготовки
Прочтите приведенный ниже фрагмент из книги В.В.Радаева и О.И.Шкаратана «Социальная стратификация», в котором описываются основные черты физико-генетической, социально-профессиональной и культурно-символической стратификационных систем.
«В основе первого типа – физико-генетическойстратификационной системы – лежит дифференциация социальных групп по «естественным», социально-демографическим признакам. Здесь отношение к человеку или группе определяется их полом, возрастом и наличием определенных физических качеств – силы, красоты, ловкости. Соответственно, более слабые, обладающие физическими недостатками считаются здесь ущербными и занимают приниженное общественное положение... Эта «естественная» стратификационная система господствовала в первобытно-общинных обществах, но продолжает воспроизводиться и по сей день. С особой силой она проявляется в сообществах, борющихся за физическое выживание или расширение своего жизненного пространства. Наибольшим престижем здесь обладают те, кто способен осуществлять насилие над природой и людьми или противостоять такому же насилию... Система, ранжирующая людей по способности к физическому насилию, во многом – продукт милитаризма древних и современных обществ. В настоящее время, лишенная былого значения, она все же поддерживается военной, спортивной и сексуально-эротической пропагандой... [23, 50–51].
...СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ стратификационная система. Здесь группы делятся по содержанию и условиям своего труда. Особую же роль выполняют квалификационные требования, предъявляемые к той или иной профессиональной роли – обладанию соответствующим опытом, умениями и навыками. Утверждение и поддержание иерархических порядков в данной системе осуществляется при помощи квалификационных сертификатов (дипломов, лицензий, патентов), действенность которых поддерживается силой государства или какой-то другой достаточно мощной корпорации (профессионального цеха). Причем сертификаты эти чаще всего по наследству не передаются, хотя исключения в истории имеются. Социально-профессиональное деление является одной из базовых стратификационных систем, разнообразные примеры которой можно найти во всяком обществе со сколь-либо развитым разделением труда [23, 50–51].
КУЛЬТУРНО-СИМВОЛИЧЕСКАЯ. Дифференциация возникает здесь из различий доступа к социально значимой информации, неравных возможностей фильтровать и интерпретировать эту информацию, способностей быть носителем сакрального знания (мистического или научного). В древности эта роль отводилась магам и шаманам, в средневековье – служителям Церкви, толкователям священных текстов и, возможно, всем сколь-либо грамотным людям, в Новое время – ученым и партийным идеологам. Претензии на общение с божественными силами, обладание научной истиной, выражение государственного интереса существовали всегда и везде. И более высокое положение в данном отношении занимают те, кто обладает возможностями манипулирования сознанием и действиями прочих членов общества, кто лучше других может доказать свои права на истинное понимание, владеет лучшим символическим капиталом» [23, 54–55].
Опираясь на описанные признаки физико-генетической, социально-профессиональной и культурно-символической стратификационных систем, укажите, существуют ли их элементы в современном российском обществе. На данный вопрос дайте письменный ответ, организовав его по предложенной выше схеме.
Задания для самоподготовки
Используя изложенные выше методические принципы, дайте развернутые ответы на следующие вопросы:
1). Какие факторы в современном российском обществе негативно сказываются на восходящей вертикальной мобильности?
2). Какие механизмы взаимодействия культур (см. главу 12) функционируют в миграционных потоках в современной России?