Задания данного типа прежде всего требуют от отвечающего точного знания формулировок определений и базовых понятий сдаваемой дисциплины. Очень часто ловушка состоит в том, что экзаменуемому предлагается формулировка, содержащая лишь небольшую, порой едва заметную неточность и потому провоцирующая его на выбор ответа «Верно».
Например:
Верно ли утверждение, что социальный статус является частным случаем социальной роли, имеющей значимость во всем обществе, обладающей особой устойчивостью и определяющей положение человека в системе социального неравенства.
1. Верно; 2. Неверно +
Заметим, что статус действительно является частным случаем социальной роли, которая при этом обязательно должна обладать двумя из трех указанных признаков – быть значимой во всем обществе и характеризоваться особой устойчивостью. Однако выше (см. 8) было показано, что положение в системе неравенства характеризует не статус вообще, а лишь его частный случай – ранговый статус, что делает приведенное утверждение неверным. Поэтому можно сформулировать
правило первое. В тестовом задании утверждение не может быть «почти верным». Утверждение, верное даже на 99% – это неверное утверждение.
В вопросах типа «Верно-Неверно» также встречаются ловушки, направленные на проверку логики и внимания.
Например:
Верно ли утверждение: «В отличие от Конта, Маркс считал, что человечество развивается прогрессивно»?
1. Верно; 2. Неверно +
Самый распространенный ответ на данный вопрос – «Верно», хотя он является ошибочным. Почему? Потому что не очень внимательный участник испытания замечает лишь вторую половину фразы – «...Маркс считал, что человечество развивается прогрессивно», что, конечно же, полностью соответствует его взглядам. Ловушка здесь состоит в том, что Конт также придерживался подобной точки зрения, поэтому оборот «в отличие» делает это утверждение неверным.
Правило второе. Необходимо всегда смотреть на содержание предложенного утверждения в целом, а не на содержание его отдельных частей. Особо осторожно следует подходить к ответам на вопросы, содержащие слова «в отличие», «подобно», «так же как», «вместе с» и т.д. Обнаружив их, необходимо сразу утраивать внимание.
Существует еще одна ловушка, встречающаяся даже в вопросах данного простейшего типа. Рассмотрим пример:
Верно ли утверждение, что все члены группы должны быть непосредственно знакомы друг с другом?
1. Верно; 2. Неверно +
Выбор ответа «Верно», в данном случае являющегося неправильным, чаще всего обусловливается влиянием на решение экзаменуемого обыденных представлений. Действительно, в повседневной жизни мы обычно называем группой людей, в лицо и по имени знающих друг друга – компанию друзей, школьный класс и т.д. Однако научное понимание группы не включает данный признак как обязательный. Данный простой пример на самом деле иллюстрирует очень важную и, главное, типовую ситуацию для социологии и науки вообще: как правило, научные понятия по звучанию и написанию совпадают с какими-либо словами обыденного языка, однако их смыслы могут частично, а порой и принципиально различаться. На самом простом уровне подобное различие хорошо известно каждому. Так, с точки зрения незнакомых с научными классификациями людей, кит является рыбой. Однако зоология показывает, что на первый взгляд значимые признаки – плавники, специфический хвост, жизнь в воде и т.д. – не являются в данном случае определяющими, и указывает на более существенные признаки, по которым кит относится к млекопитающим.
С чем-то подобным, только чаще всего на более сложном уровне, постоянно приходится сталкиваться и в социологии. Например, для человека, размышляющего о религии с позиций обыденного сознания, последняя обязательно должна быть связана с верой в Бога, а наличие религиозной группы, напротив, может показаться ему чем-то второстепенным. В Главе 16 мы видели ошибочность данной позиции. Один из классиков социологии Э.Дюркгейм в работе «Метод социологии» специально рассмотрел данную проблему и показал, что подобное расхождение между обыденными значениями слов и созвучными с ними научными понятиями является закономерным и неизбежным. Соответственно на смешении их значений основывается одна из типовых ловушек в тестах.
Правило третье. Отвечая на тестовый вопрос, следует обязательно обращать внимание на различие между обыденными и научными значениями используемых терминов и понятий, при выборе ответа ни в коем случае не допуская их смешения.