Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ГЛАВЕ № 25



 

1. В чем вы видите принципиальное отличие социологии XX от со­­циологии XIX в.? Сформулируйте определение эмпирической со­цио­логии, каковы были причины, спо­соб­ст­во­вав­шие ее разви­тию в XX в.? Каковы были направления деятельности Чикагской школы?

2. Назовите основные методы конкретных социологических ис­сле­дований. Каковы основные принципы метода опроса? К какому из направлений в теоретической социологии (см. гл. 24) в наибольшей степени тяготеет этот метод? Укажите основные разновидности метода оп­роса, подумайте об их преимуществах и недостатках. Приходилось ли вам самим оказываться участниками социологического опроса? Ка­кой именно метод использовали при этом исследователи?

3. Назовите основные методы анализа документов, их основные прин­ципы. Сравните с методами опроса, дайте их сравнительную ха­рак­теристику. В чем специфика метода наблюдения? Чем наблю­дение в социологии отличается от методов опроса и исследования документов?

 

 

Основные термины и понятия

 

Вопросы закрытые – вопросы, ответы на которые формули­руют­ся как «да» или «нет».

Вопросы открытые – вопросы, ответы на которые не могут быть сфор­мулированы как «да» или «нет», а требуют изложения собст­вен­ных взглядов и аргументов.

Контент-анализ – методика объективно количественного и сис­те­ма­тического изучения содержания текстов и других средств ком­му­никации (радио- и телепередач и т.д.). Основывается на подсчете час­тоты использования тех или иных единиц коммуникации.

Опросный лист– форма, содержащая вопросы и распро­стра­няе­мая среди множества людей главным образом с целью получения и фиксации общественного мнения.

Экспертный опрос – метод социологического исследования, ког­да на вопросы отвечают не обычные индивиды, а специалисты по изу­чаемой проблеме.

 

 

Литература к теме

 

Основная:

1. [Боголюбов Л.Н. и др.] Обществознание. 10 класс: учебник. – М., 2009. С. 263–265.

 

Популярная:

2. Монсон П. Лодка на аллеях парка / Пер. с англ. – М., 1998. Гл. 5.

 

Дополнительная:

4. Гидденс Э. Социология / Пер. с англ. – М., 1999. Гл. 21. С. 466–487.

5. Смелзер Н. Социология / Пер. с англ. – М., 1998. С. 638–650.

6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. – М., 2006. С. 188–209.

7. Сусоколов А.А. Технология социологического исследования. – М., 2008.

 

Раздел IV.

Готовимся к олимпиадам и ЕГЭ

Основы методики самоподготовки

К письменным испытаниям различных форматов

Предисловие к разделу

Каждый, кто хоть раз в жизни сдавал устный экзамен, прекрасно знает: одного, пусть даже великолепного, знания сдаваемого пред­мета для успеха явно недостаточно. Если не владеть устной речью, если она засорена лишними словами, если формулировки, пусть даже верной мысли, оказываются нестрогими и тяжеловесными, а у от­вета отсутствует четкая структура, отличную оценку никогда не заработать. Следовательно, успех здесь зависит не только от знания материала, но и от адекватной подготовки к самому формату уст­ного ответа. Поэто­му опытные преподаватели при подготовке своих учеников к подоб­ным видам испытаний никогда не ограни­чи­ваются обучением только сдаваемому предмету, а обязательно разви­вают навыки устного отве­та. И все же устная речь является для человека наиболее естест­вен­ным способом изложения мыслей, навыки которого он осваивает прак­тически с момента появления на свет. Поэтому очень часто, осо­бенно когда дело касается сильных учеников, для успешной сдачи уст­ного экзамена вполне достаточно оказывается лишь небольшая кор­рек­тировка уже имеющихся у них умений по формулировке своих мыс­лей. Совершенно иначе дело обстоит с пись­менным форматом.

В отличие от устной речи, которой ребенок овладевает в ходе естественной коммуникации со взрослыми и сверстниками, навыки письменной речи в господствующих концепциях современного обуче­ния и образования являются искусственно формируемыми, а потому письменное выражение своих мыслей всегда требует дополнительных усилий. Этот факт сам по себе делает письменный формат экзамена бо­лее сложным. Но помимо этого, в различных вариантах пись­мен­но­го экзаменационного формата (тест, открытый вопрос, эссе и т.д.) при­сутствуют специфические особенности и тонкости, незна­ние ко­то­рых может не позволить успешно сдать экзамен даже при условии не­пло­хого владения предметом.

В данном разделе нашей книги мы рассмотрим наиболее рас­про­страненные трудности, возникающие на олимпиадах по общество­зна­нию и ЕГЭ, при выполнении письменных заданий и предложим эф­фек­тивные методы их преодоления.

Глава 26. ТЕСТОВЫЙ ФОРМАТ. ХАРАКТЕРНЫЕ ЛОВУШКИ В ТЕСТАХ

Типология тестов

Знание, логика и внимание – залог успеха.

Тест – это четко сформулированный вопрос, к которому пред­лагает­ся список (как правило, не более пяти) однозначных, не до­пускаю­щих различных трактовок ответов. При выполнении заданий подобного типа от экзаменуемого не требуется самостоятельного изложения собственных мыслей, он лишь должен осуществить выбор между уже готовыми формулировками. Именно поэтому тестовый вариант контроля считается простейшей формой письменных ис­пытаний. Тем не менее, освобождая экзаменуемого от необходимости создания собственного текста, тестовый формат предъявляет осо­бенные требования к знанию точных формулировок, а также к логике и вниманию абитуриента.

Соответственно очень часто ловушки в по­добных тестах, особенно в социально-гуманитарных областях, связа­ны не только со знанием предмета, но и со специфическими тон­кос­тями самого тестового формата. О ловушках подобного типа и спосо­бах их избегания и пойдет речь в данном параграфе.

Можно выделить три основных типа тестовых заданий в экза­ме­нах, не использующих количественные ответы. Первый, простей­ший – это вопросы типа «верно-неверно», когда испытуемому пред­лагается однозначно строго оценить правильность какого-либо ут­верж­дения. Например:

Верно ли утверждение, что любая организация обязательно яв­ляется социальной группой?

1. Верно +[9]

2. Неверно

Второй, более сложный, представляет собой альтернативный вы­бор между несколькими (как правило, четырьмя–пятью) вариан­та­ми готовых ответов. Например:

С точки зрения современной терминологии, любая организация всегда является:

1. Социальной группой +

2. Социальной стратой

3. Социальным классом

4. Обществом

Наконец, самый сложный – третий тип тестового задания, когда экзаменуемому предлагается найти все правильные ответы среди нескольких вариантов. Главная трудность такого рода теста состоит в том, что отвечающий заранее не знает, какое количество правильных ответов присутствует в предложенном списке и принимает решение об этом исключительно самостоятельно.

Например:

Укажите, какими еще социологическими понятиями можно всегда охарактеризовать совокупность людей, входящих в одну ор­га­низацию:

1. Социальная категория +

2. Социальная группа +

3. Социальная страта

4. Социальный класс

Существуют различные шкалы для оценивания ответов на тесто­вые вопросы разных типов. Вопросы первого типа («Верно-Неверно») практически всегда оцениваются в 1 балл, второго типа (единичный альтернативный выбор из нескольких вариантов ответов) – либо в 1, ли­бо в 2 балла, в зависимости от правил, принятых на данном ис­пы­тании. Наибольшие сложности для адекватной оценки представляют собой ответы на вопросы третьего типа (множественный выбор), поскольку в разных заданиях может быть разное число верных отве­тов. На испытаниях в НИУ-ВШЭ чаще всего принималась наиболее строгая форма оценивания: данное задание приносит экзаменуемому 4 балла, однако только в том случае, если на него дается полный, 100% ответ. В том случае, если дается хотя бы один лишний ответ, или же, наоборот, хотя бы один правильный ответ не указан, оценка за вопрос оказывается равной 0 баллам.

В заданиях ЕГЭ применяется более простая и менее диффе­рен­цированная схема оценивания: все тестовые задания оцениваются в один балл, а к вопросам, предполагающим возможность нескольких пра­вильных ответов, предлагаются их различные комбинации.

На­пример:

Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А. Общество осуществляет социальный контроль только посред­ством правовых норм.

Б. Социальный контроль выполняет функцию стандартизации по­ведения.

1. Верно только А

2. Верно только Б +

3. Верны оба суждения

4. Оба суждения неверны

Соответственно, каждый тип тестовых вопросов таит в себе раз­лич­ные в себе и различные виды ловушек.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.