Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Аргументы и доказательства в эссе. Что значит «раскрыть тему на теоретическом уровне»?



 

Тезис – важнейшая, организующая часть всего текста, но сам по себе, даже будучи грамотно сформулирован, он себе не позволяет заработать очки на экзаменах и олимпиадах. Все, что оценивается в критериях под названием «раскрытие темы на теоретическом уров­не», «аргументирована собственная позиция», «приведен не­об­хо­димый теоретический материал» – все это в конечном счете связано с аргумен­тацией. Аргументация тезиса позволяет в наибольшем объе­ме раскрыть и теоретический, и творческий потенциал автора эссе. Но для этого по­лученные в ходе изучения курса знания вы долж­ны пре­вратить в ин­струментарий решения конкретных задач и проблем.

Разберемся сначала в базовых понятиях обсуждаемой темы.

Аргу­мент представляет собой цепочку рассуждений, призванных обосно­вать высказанный тезис. Его цель – убедить адресата в чем-либо, ук­ре­пить или, напротив, изменить его мнение. Однако связь тези­са и аргумента далеко не всегда лежит на поверхности. При необ­ходимос­ти раскрыть наличие такой связи, показать (порой на всякий случай), ка­ким образом аргумент обосновывает тезис, возникает по­требность в самостоятельной процедуре – в доказательстве. Рас­смот­рим пример.

Обоснуем тезис: «Формально, оснований для существования в со­временной России сословной структуры нет».

 

А. 1. Современное российское государство является правовым.

 

Заметим, что подобный аргумент является верным и в общем-то ис­черпывающим*. Более того, при написании научной статьи, кото­рая адресуется сведущим в данной области профессионалам, подоб­ным аргументом в большинстве случаев можно было бы и ограни­чить­ся. Однако в текстах, которые пишутся на экзаменах и олимпиа­дах, задачи ставятся иные: здесь необходимо не столько сообщить что-то новое читателю, сколь раскрыть свои знания и способности. По­этому в таком тексте за подобным аргументом должно обязательно по­следовать раскрывающее его связь с тезисом доказательство или даже доказательства:

Д. 1. Если сословная структура основывается на законодательно закрепленных различиях в правах и обязанностях членов сословий, то основным принципом правого государства является равенство всех граждан перед законом.

Д. 2. Данное равенство закреплено в Конституции РФ.

 

Таким образом, можно сказать, что доказательство представляет со­бой вариативную часть аргумента, которая может присутствовать или нет в зависимости от целей текста и особенностей конкретного аргумента.

На основании сказанного можно сформулировать

 

правило двенадцатое: к любому тезису обязательно должны быть приведены несколько аргументов (как правило, два–три); в то же время бывают ситуации, когда необходимость в формировании самостоятельных доказательств к аргументам отсутствует.

 

Рассмотрим основные типы аргументов и выясним, какие из них яв­ляются оптимальными для эссе по обществознанию, какие – допус­ти­мыми, а какие нельзя применять в текстах данного типа никогда.

 

Аргументы бывают:

Логические (рациональные). К ним относятся: положения соот­вет­ствующих научных теорий, данные статистики, наблюдений, ре­зультаты социологических исследований (например, опросы общест­вен­ного мнения), положения официальных документов.

Ссылки на авторитет. К ним относятся: цитаты из автори­тет­ных источников (книги, статьи, учебники), высказывания известных ученых, сообщения очевидцев, слова которых заслуживают доверия.

Иллюстративные. К ним относятся: конкретные примеры из жизни, примеры из художественной литературы, предположительные при­меры и т.д.

 

В текстах художественной и даже публицистической направлен­нос­ти, в сочинениях по литературе в зависимости от обстоятельств до­пустимо применение всех типов аргументов. Иначе складывается ситуация в обществоведческих текстах.

Самыми лучшими и адекватными жанру обществоведческого текста являются аргументы первого типа – аргументы логические. Именно их использование открывает широчайший простор для рас­крытия теоретического потенциала автора, для творческого при­менения полученных в ходе изучения предмета знаний. Адекватно про­строенный аргумент не имеет ничего общего с шаблонным из­ложе­нием знаний по темам курса. Такой аргумент должен быть узким и конкретным, он должен обосновывать собой только данный тезис и не выходить за его рамки. Зато в том случае, если этого достичь удалось, автор может заработать высшую оценку с формулировкой «проблема раскрыта на теоретическом уровне»! Рассмотрим пример.

 

Продолжим написание эссе на тему «Взаимосвязь межгрупповых конфликтов и межролевых напряжений». Начнем с аргументов к пер­вому тезису:

Т. 1. «Межгрупповые конфликты и межролевые напряжения не связаны между собой однозначной, необходимой связью».

 

В идеале для обоснования данного тезиса нам понадобится две цепочки рассуждений, т.е. два аргумента. Задача первого – доказать, что в одних случаях межгрупповые конфликты ведут к межролевым напряжениям, задача второго показать, что в других случаях они к ним не приводят. Вместе с аргументами в большинстве случаев по­лезно приводить и иллюстрирующие их примеры (о примерах под­роб­нее см. 28.4).

 

А.1.1. Межгрупповой конфликт в ряде случаев может сопро­вож­дать межролевым напряжением. Это бывает, в частности, в тех слу­чаях, когда индивид связан личными узами (или узами родства) с не­которыми членами противоположной группы.

 

Пример 1.1. Например, на гражданской войне два родственника, оказавшиеся во враждебных лагерях, будут находиться в межролевом напряжении. Подобная ситуация описана А.Н.Толстым в романе «Хождение по мукам» – встреча находившегося с разведзаданием крас­ноармейца И.Телегина со своим шурином белогвардейским пол­ковником В.Рощиным на вокзале, занятом войсками белых.

 

А. 1.2. В то же время индивид может входить только в одну груп­пу, при этом играть в ней роль, ставящую его в конфликтное от­но­шение к людям из другой группы. Адекватно соответствуя данной ро­ли, он вполне может не испытать никакого межролевого напря­жения.

 

Пример 1.2. Солдат, честно исполняющий свой долг и не имею­щих никаких родственных, дружеских и т.д. связей с враждебной ему страной, может не испытывать никаких межролевых напряжений.

 

Как раз на данном этапе написания эссе очень часто совершается ти­повая ошибка: подмена аргумента примером. Выше мы указывали, что иллюстрации и примеры сами образуют особый, самостоятельный тип аргументов. Однако подобные аргументы вполне допустимы, а по­рой и оптимальны в художественных и им подобных текстах. Когда же речь идет о научной сфере, то тут должен действовать старый, извест­ный со времен Древней Греции принцип: пример не есть до­каза­тельство.

Так, теоретическое доказательство того, что межролевое напря­же­ние нередко является следствием межгруппового конфликта, не очень опытный старшеклассник вполне может свести к примеру: «На граж­данской войне по разную сторону баррикад оказались члены одной семьи, например родные братья. Подобная ситуация, например, опи­сывается в известном романе «Вечный зов»». Сам по себе совершенно правильный пример, к тому же снабженный адекватным обращением к художественной литературе (что всегда поощряется), может создать видимость исчерпывающего аргумента. Однако по критерию «Проб­лема раскрыта на теоретическом уровне» по данному пункту такой старшеклассник, скорее всего, получит «0» баллов.

 

Правило тринадцатое: выстраивая теоретическую аргумента­цию своей позиции, следите за тем, чтобы она ни в коем случае не совпала бы с примером. И если первоначально в качестве аргумента вы вспомнили или придумали конкретный пример, то постарайтесь обобщить его, выделить из него теоретическое содержание, и именно его записать в первую очередь.

 

Что же касается аргументов второго типа, названных нами «Ссыл­ки на авторитет», то они занимают в некотором смысле промежу­точ­ную позицию. Из философского раздела обществоведческого курса вам должно быть известно, что одним из первых выступил против ар­гументов подобного рода Ф.Бэкон, отнесший их даже к особому виду «идолов» – «идолам театра». Однако полной победы известному фи­ло­софу не удалось достичь в этом вопросе: ссылки на авторитет в са­мых разных вариантах и по сей день встречаются, причем даже в серь­езной научной литературе. Да и как быть иначе? Науки делаются людь­ми, и мнения тех, кто создал великие теории, неизбежно стано­вится авторитетными для потомков.

Аргументы в виде ссылок на авторитет, таким образом, вполне допустимы в эссе на экзаменах и олимпиадах. Но здесь встречаются типовые ошибки. Главная из них – несоответствие компетентности автора высказывания обсуждаемой проблеме. Действительно, как уже неоднократно отмечалось, о проблемах, исследуемых социологией, в от­личие от других наук, имеют определенное мнение не только спе­циалисты в данной области. В некоторых ситуациях обратиться к их мне­нию вполне допустимо, но в тех случаях, когда обсуждение идет на теоретическом уровне, подобного рода аргументы дают больше минусов, чем плюсов.

Так, например, одной из ключевых проблем не только филосо­фии, но и всех социальных наук, в том числе и социологии, является проблема свободы. Эта проблема имеет множество аспектов, поэтому очень часто она в той или иной форме фигурирует в экзаменацион­ных и олимпиадных заданиях. На тему свободы высказывались фило­со­фы, социологи, экономисты, политики и, конечно же, писатели. Обра­титься к афоризмам В.Гюго, Л.Н.Толстого, А.С.Пушкина по воп­росам свободы во введении, при обосновании актуальности темы не просто допустимо, но и даже выигрышно. Однако при обосно­ва­нии конкретных тезисов, в ходе обсуждения определенных теорети­чес­ких аспектов данной проблемы, приведение в качестве аргумента высказывания известного писателя, политика, общественного деятеля по данному вопросу будет, скорее всего, неуместным.

 

Правило четырнадцатое: используя аргумент в виде «ссылки на авторитет» необходимо убедиться, что его содержание не только соответствует той теоретической области, к которой относится тематика эссе, но и к той узкой проблеме, которая обсуждается в данном разделе текста.

 

Задания для самоподготовки

К перечисленным ниже тезисам приведите систему аргументов или контраргументов. Где необходимо, снабдите аргументы дока­за­тельствами.

1. Группа тем устойчивее, чем больше членов входит в ее состав.

2. Бесполезно стремиться к достижению социального равенст­ва.

3. Конфликт всегда вреден для коллектива.

4. Угрызения совести мучают только людей, совершивших без­нрав­ственный поступок.

5. В первичную социальную группу могут входить люди с разны­ми представлениями о добре и зле, с разными духовными ценностями.

6. По мере совершенствования общества уменьшается необхо­ди­мость в социальных институтах.

7. В стабильных обществах всегда присутствует тенденция к крис­таллизации статусов.

8. В современном обществе могут совпадать экономический, кра­тический (отношение к власти) и престижный статусы.

9. Не только социальная роль оказывает влияние на человека, но и исполнение человеком роли влияет на социальную роль.

10. Труд не может быть ценностью, поскольку он является необ­хо­димым условием выживания.

11. Все люди разные, у них разные представления о жизни, поэто­му понятие социальные ценности является бессмысленным.

12. Западные ценности неприемлемы на российской почве.

13. Наркомания всегда является видом отклоняющегося поведе­ния.

14. Рассказывая о националистических выступлениях, СМИ толь­ко усиливают межэтнические конфликты.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.