Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Примеры в эссе, их качество и количество



 

Примеры в научных и публицистических текстах – это, прежде всего, способ пояснить свою мысль, упростить ее понимание для читателя, на конкретном уровне сделать ее более ясной и доступной. Удачно приведенный пример может порой на эмоциональном, бес­сознательном уровне склонить мнение взыскательного или скепти­чески настроенного читателя на сторону автора текста.

В учебных и экзаменационных тестах примеры в первую очередь должны продемонстрировать понимание автором связи теории с прак­тикой, его способность применять теоретические рассуждения к реальной жизни, его умение видеть общее в частном, а из частного вы­водить общее.

Приводя примеры, следует избегать типовых ошибок.

Главную из них можно назвать «нарушением точности примера». Вполне естественным является стремление автора эссе показать свою эру­дицию, оригинальность мышления и т.д. Однако нередко подоб­ное (само по себе нормальное) стремление отрывает его от исходной задачи и превращает поиск нетривиального примера в самоцель. Ча­ще всего вместо дополнительных баллов это приносит дополни­тель­ные штрафные очки. Так, если понадобилось в тексте привести при­мер животного, относящегося к классу млекопитающих, то не надо для этих целей выбирать утконоса или ехидну. Хотя обращение к последним и может показаться более оригинальным, чем приведение в качестве примеров кошки или собаки, последние бесспорно вполне адекватны поставленной задаче, а экзотические жители Австралии в дан­ном случае только запутают дело. И если вы хотите указать при­мер сословных отношений, то не надо с этой целью обращаться к со­вре­менному российскому обществу, а если стремитесь проиллюст­ри­ровать целерациональное действие, то не надо описывать покупку свечей в церковной лавке.

Порой такие ошибки в приведении примеров вызываются стрем­ле­нием не только к оригинальности, но и к их актуализации. Дейст­ви­тельно, если вы пишете эссе об общих принципах рыночной эконо­мики, наверное не стоит приводить в пример современную Россию. Хотя анализ происходящих в ней процессов и обладает для нас оче­видной актуальностью, рыночные отношения до сегодняшнего дня здесь находятся в стадии становления, будучи обремененными много­чис­ленными наслоениями «переходного периода». Пример России в таком случае может только запутать вопрос, а не прояснить его. На­пом­ним, что Маркс, будучи немцем, выбрал для исследования капи­та­лис­тической экономики Англию – страну, в которой отношения, ха­рактерные для такой экономики, были представлены в «чистом виде».

Подобные же проблемы возникают и в тех случаях, когда автор при­водит нарочито сложные примеры. В таких случаях иллюст­ри­руемая закономерность очень часто оказывается обремененной мно­же­ством несвязанных с ее природой факторов и влияний. В п. 23.4.3, рас­сматривая концепцию Дюркгейма, мы упомянули про его фунда­ментальный методологический принцип: стремясь выявить всеобщую сущность религии, в качестве объекта для исследования он берет про­стей­шую, элементарную, исторически первую форму такого явле­ния – австралийский тотемизм. Простейшая форма какого-либо явле­ния, – был убежден социолог, – позволяет увидеть фундаментальные принципы его функционирования в непосредственном, явном виде. Этим принципом полезно руководствоваться не только при прове­дений фундаментальных исследований, но даже и в случаях напи­са­ния учебных или экзаменационных работ.

 

Правило пятнадцатое. Приводимый пример должен иллюст­ри­ро­вать рассматриваемое явление или закономерность «в чистом виде», он должен быть носителем типовых признаков и свойств, по возмож­ности представляя их наиболее наглядном, рельефном и прос­том виде.

 

Приводя примеры, необходимо обязательно обращать внимание на то, что условно можно назвать их «качеством». Так очевидно, что эпизод, придуманный автором эссе по ходу его написания, менее интересен и показателен, чем фрагмент, взятый из известного худо­жественного произведения или тем более из социологической кон­цеп­ции. В отличие от ЕГЭ по русскому языку, где различное качество примеров и аргументов по-разному оценивается на основании фор­маль­ных критериев, в ЕГЭ по обществознанию подобной дифферен­циации на сегодняшний день нет. Однако на олимпиадах по обще­ство­знанию в последние годы все чаще начинают вводить данный пункт в систему критериев оценки. Так, во втором туре Межвузовской олимпиады школьников с участием НИУ ВШЭ, проходившем в марте 2011 г. в Москве, в систему оценивания были заложены следую­щие кри­терии: «приведены соответствующие теме и проблеме приме­ры: из обыденного опыта – 1 балл, из художественной литературы – 2 бал­ла, из исследований, социальных теорий – до 5». Но даже в тех слу­чаях, когда подобное поощрение качественных примеров на фор­маль­ном уровне не заложено, оно, как правило, все равно осущест­вляет­ся, только называется иначе: «наличие творческого подхода», «ори­ги­нальность» и т.д. На основании сказанного можно сформулировать

 

Правило шестнадцатое: иллюстрируя свою позицию, в первую оче­редь следует стремиться привести примеры из социологических текстов и теорий; на втором месте идут примеры из художественной литературы и истории; и только в последнюю очередь следует при­бегать к конструированию собственных вымышленных, «предполо­жи­тельных» примеров.

 

Задание для самоподготовки

Выполните задание к п.28.3. После его выполнения ко всем приве­денным вами аргументам подберите по 2–3 иллюстрирующих их при­мера. Постарайтесь подобрать и при­вести примеры из социоло­ги­чес­ких концепций, истории и художест­вен­ной литературы.

 

 

28.5. Конец – всему делу венец. Вывод из работы, его содер­жа­ние и форма

 

Если тезис текста можно сравнить с фундаментом дома, аргу­мен­ты – со стенами, примеры – с отделкой, то вывод – это, конечно же, венчающая всю постройку крыша. Если здание многоэтажное, то на ее долю может приходиться совсем незначительная часть всех конст­рук­ций. Но без нее здание потеряет всякую законченность и смыл. Неслучайно, что в большинстве критериев, принятых на разных ис­пы­таниях для абитуриентов, оценка за наличие вывода и его адекват­ность вынесена в отдельный блок критериев. Отсюда вытекает

 

правило семнадцатое: вывод – важнейший элемент эссе и, хотя он стоит в конце текста, не должен формироваться по «оста­точ­ному принципу». Даже в том случае, если на полное и адекватное рас­крытие темы у вас не хватает времени, вывод из написанного текста должен быть сделан непременно.

 

Одна из ошибок, часто встречающихся при формулировке вы­во­да – его слишком узкий или, напротив, слишком широкий характер. Что­бы не допустить ее, необходимо помнить, что с точки зрения базо­вых правил построения текста содержательный объем вывода дол­жен быть равен содержательному объему тезиса. Несложно увидеть, что дан­ный принцип естественно вытекает из самого смысла данных струк­турных единиц. Действительно, тезис – это положение (утверж­де­ние или отрицание), которое обосновывается всем содержанием текста. Итогом этого обоснования, резюмируемым в заключении, и должно стать подтверждение истинности содержания тезиса. Отсюда вытекает

 

правило восемнадцатое: сформулировав вывод, необходимо оце­нить объем его содержания. В правильно сформулированном выводе должны быть резюмированы основные положения, обоснованные и доказанные в тексте.

 

Сказанное отнюдь не значит, что при таком подходе две разные час­ти текста будут попросту тавтологично совпадать друг с другом. Как уже говорилось, вывод далеко не всегда в явном виде приводится в начале текста – его четкая формулировка является задачей чернови­ка, а в итоговом тексте он впервые вообще может появиться в самом фи­нале. Кроме того, существует несколько различных типов компо­зиций заключения эссе, в каждой из которых содержание вывода мо­жет быть представлено стилистически по-разному и занимать различ­ный объем. Рассмотрим некоторые из них.

Вариант 1. Непосредственное обобщение основных положений текста

Это самая прямолинейная, «бесхитростная» концовка, которая тем не менее хотя бы в качестве элемента, обязательно должна при­сут­ствовать и в любых других вариантах финала. Избрав подобный вид финала, автор максимально четко, уже без каких-либо аргу­ментов, доказательств и примеров подводит итог своему небольшому ис­следованию. Рассмотрим примеры:

 

Тема: «Существуют ли в современной России признаки сословной структуры?».

Вывод: «На основании проведенного анализа видно, что, несмотря на отсутствие формальных оснований для существования сословий в современном российском обществе, отдельные элементы подобной структуры в нем все же присутствуют. Впрочем, как это следует из концепции смешанных стратификационных систем, Россия отнюдь не является здесь исключением, поскольку в большинстве современных обществ также можно встретить подобные элементы».

 

Ограничиться подобным выводом вполне допустимо в экзаме­на­ционных и олимпиадных текстах. Несмотря на краткость, так вы­страи­ваемое заключение в большинстве случаев не провоцирует ав­то­ра на новые рассуждения, аргументы и примеры, что является гру­бей­шей ошибкой в данной части эссе. Тем не менее более опытные старшеклассники вполне могут позволить себе усложненные форму­лировки оригинальных заключений своих текстов.

 

Вариант 2. Обозначение будущей перспективы

Данный вариант может играть роль самостоятельного финала, но чаще всего он выступает в качестве дополнения к приведенному вы­ше варианту вывода. Например:

Вывод: «На основании проведенного анализа видно, что, несмотря на отсутствие формальных оснований для существования сословий в современном российском обществе, отдельные элементы подобной струк­туры в нем все же присутствуют. Впрочем, как это следует из концепции смешанных стратификационных систем, Россия отнюдь не является здесь исключением, поскольку в большинстве современных обществ также можно встретить подобные элементы. Как будут взаи­модействовать между собой эти разнородные аспекты социаль­ный структуры, и какие социально-политические последствия для на­шей страны это будет иметь в ближайшем будущем – вот важней­ший вопрос, на который должна дать ответ социологическая наука».

 

Данный вариант завершения текста является выигрышным не толь­ко в абитуриентских текстах, но и в гораздо более серьезных ра­бо­тах. Завершая так свой анализ, вы не только позволяете под новым углом зрения взглянуть на актуальность поднятой проблемы, но и рас­крываете ее в контексте практических задач социологической науки.

 

Вариант 3. Дополнительное теоретическое обобщение

Вывод: «На основании проведенного анализа видно, что, несмотря на отсутствие формальных оснований для существования сословий в современном российском обществе, отдельные элементы подобной структуры в нем все же присутствуют. Впрочем в этом нет ничего удивительного: любая теория имеет дело с абстрактными моделями, а действительность всегда оказывается богаче».

 

Возможны, очевидно, и другие варианты завершения вашего текста. Формулируя оригинальный финал, следует постоянно пом­нить о соблюдении золотой середины между его содержанием, по су­ти, предопределенным всем предшествующим текстом, и достаточно произвольной формой, в которую вы хотите его облечь.

Задания для самоподготовки

Ко всем эссе, написанными вами по материалам данного посо­бия, сочините заключения по трем предложенным выше схемам.

 

 

28.6. О чем писать – не знаю! Креативные методы на службе у абитуриента

 

Когда текст пишется в домашней обстановке, всегда есть воз­мож­ность обратиться за дополнительной информацией к учебникам, книгам, посмотреть справочные материалы в интернете и т.д. Когда же приходится писать на очных турах олимпиад или ЕГЭ, можно опираться только на такие знания, которые есть в голове. Более того, нетривиальный характер заданий требует не просто воспроизведения имеющихся сведений, но и способности к их творческому при­ме­нению. Умение активизировать, мобилизовать подобные способ­нос­ти, суметь вспомнить сведенья, полученные много лет назад, – важ­ней­ший залог успех на подобных испытаниях!

Разработкой методов мобилизации интеллектуального потенциала человека, а также способов активизации его творческих возмож­нос­тей в ХХ веке занимались самые разные психологические и даже философские школы. Разумеется, некую универсальную «формулу твор­чества» никому из них найти не удалось, да никто и не ставил пе­ред собой подобной задачи. Их результаты были более скромными, но при этом весьма конкретными: ушедший век подарил челове­че­ству интереснейшие методы, применение которых позволяет значи­тель­но повышать вероятность генерации нетривиальных, творческих идей. Элементы некоторых из подобных методов с успехом можно ис­пользовать на экзаменационных испытаниях.

Главным врагом творчества всегда являлось и будет являться шаб­лонное, стереотипное мышление. С одной стороны, его форми­рова­ние у человека неизбежно, ибо источником такого мышления являют­ся сами изучаемые им науки. Знакомясь с ними, ученик неизбежно познает и типовые методы работы, предлагаемые в данных дисцип­ли­нах, и постепенно начинает воспринимать последние как естествен­ные и единственно возможные. Со временем оказывается, что он уже не видит и не допускает иных подходов к изучаемой реальности. Па­рализовать шаблонное мышление – вот первая задача любого метода ак­тивизации креативной деятельности. Шаблонное мышление – это мышление логичное, подчиненное законам. Основу методов борьбы с ним соответственно составляют психологические техники, ориенти­ро­ванные на повышения вероятности генерирования случайных, ни­какой логикой не предусмотренных идей.

В 50-е годы ХХ в. популярность приобрел один из самых эффек­тив­ных методов подобной генерации – метод фокальных объектов. В первую очередь он использовался при решении практических произ­водственных задач, например, при создании новых моделей и вариантов хорошо известных, стандартных продуктов. Представьте себе, что вы являетесь сотрудником крупной фирмы по производству мебели и вам поручили придумать новую модель стула. Пораз­мыш­ляв, вы обнаруживаете, что ничего, кроме более рельефной спинки в голову не приходит. Тогда надо смело при­ниматься за данный метод!

По определенной и весьма несложной методике вы получаете от 100 до 300 случайно найденных слов (имен существительных и имен прилагательных), ни одно из которых ни со стулом (именуемым далее фокальным объектом), ни с мебелью вообще не связанно внутренней, логической связью. Допустим, среди них оказались слова лампочка, стекло, клюшка и т.д. Далее наступает самая интересная, творческая и в чем-то даже забавная стадия – стадия генерации основ новой мо­дели стула. Первый шаг – последовательное мысленное соединение каждого слова из списка с фокальным объектом. Стул и... лампочка. Сама по себе комбинация не дает готового решения, но через нее мысль выходит на «новую орбиту», и у вас появляется первая идея. На­пример, стул для чтения, к которому прикреплена лампочка, бла­годаря чему, перемещаясь с ним по комнате, не надо дополнительно регулировать освещение. А можно взглянуть на проблему и шире, сформулировав ее как «стул и свет». Светящийся стул? Почему бы и нет! Например, стул фосфоресцирующий, который будет заметен даже в полной темноте. Даст ли дальнейшее размышление в подоб­ных направлениях какую-то реальную коммерческую идею – это воп­рос специального профессионального анализа. Главное же в данном слу­чае то, что мысль сдвинулась с мертвой, шаблонной точки и сде­лала нетри­виальный шаг.

Комбинирование слов «стекло» и «стул» дает нам идею «стула из стек­ла», развив которую можно предложить модель прозрачного стула. Поставленный в воду, он будет незаметен. В каких целях могут понадобиться данные свойства – это опять же вопрос дальнейшего обсуждения. Слово «клюшка» может вызвать ассоциацию «клюка» и дать идею разработки специального стула для престарелых. В чем будет состоять его специфика – на этот вопрос ответ может дать только специально проведенное исследование, реализация которого уже не входит в непосредственную задачу метода фокальных объектов. Задача же последнего – столкнуть мышление со стандартной, прото­ренной дорожке.

Каким же образом все эти приемы можно применить для напи­са­ния эссе на экзаменах и олимпиадах? Ведь очевидно, что тему эссе трудно сопоставить с предметом мебели, да и откуда взять на экзамене время для поиска нескольких сотен существительных и прилага­тель­ных? Но не будем торопиться с выводами и заметим, что главный смысл описанной процедуры состоял в том, что случайно найденные сло­ва были превращены в специфические инструменты для креатив­ного решения поставленной задачи. Вы спрашиваете, где взять на эк­замене подобный список? А он перед вами – взгляните на оглавление данного учебного пособия. В основании названия каждой темы лежит какое-либо базовое понятие – категория социологии. Категория – это теоретический инструмент, сконструированный классиками науки для решения ее задач. А свойства этих инструментов и правила применения как раз и описаны в соответствующих разделах курса. Так пользуйтесь же ими!

 

Рассмотрим пример. Вам предложено написать эссе на тему «Срав­нительная характеристика традиционного и современного об­ществ». Очевидно, что для качественного многопланового выполне­ния данного задания вам необходимо найти как можно больше пунк­тов для сопоставления. Попробуйте определить такие пункты, не при­бе­гая к специальным методам. Что вы нашли? Скорее всего, такими пунктами окажутся: социальная структура (сословная – классовая), ха­рактер производства (аграрное – промышленное), тип мобиль­нос­ти (низкая – высокая). Если материал соответствующих разделов ус­воен хорошо, возможно, вы обратитесь к сравнительным характе­рис­тикам господствующих в этих обществах форм семьи (патриар­халь­ная – нуклеарная). Скорее всего, на этом, исчерпав «пункты для срав­нения», вы остановитесь. А теперь попробуем обратиться к оглавлению и проделать нечто подобное тому, что мы только что в своем воображении проделывали со стулом.

Первая сугубо социологическая тема в оглавлении называется «Со­циальные группы». Социальная группа – это одна из базовых кате­горий нашей науки, опираясь на которую очень многое можно сказать о сравниваемых обществах. Например, в традиционном обществе преобладают первичные группы, тогда как переход к обществу совре­мен­ному привел к значительному возрастанию доли вторичных групп. Одним из следствий данного процесса становится значи­тель­ный рост «эгоистических самоубийств» (см. 23.4.4) в индустриальных и постиндустриальных обществах. В социальной структуре тради­цион­ных обществ меньшая роль квазигрупп создает и меньше проб­лем в осуществлении эффективного социального контроля. А разве нель­зя посмотреть эти общества под углом зрения характера рефернт­ных групп, тем более в этой связи вспомнив типологию культур Клакхона Стродтбек (12.1.1, модальность взаимоотношений)? Но этот анализ мы предлагаем читателю провести самостоятельно.

Следующая тема – «Социальные роли» – позволяет обратить вни­мание на принципиально разный характер ролевой подготовки в этих об­ществах и, как следствие, на различия в преобладающих видах роле­вых и межролевых напряжений. Последние будут различаться и по ти­повым причинам своего возникновения, и по наиболее распро­стра­нен­ным способам преодоления. Категории «Нормы и ценности» в пер­­вую очередь позволят обратиться к явлению аномии, представ­ляю­щему закономерный «фон» современного общества, но в обще­стве тра­ди­ционном появляющемуся лишь в кризисные периоды. «Со­циаль­ный контроль» в этих обществах различается и по характеру пре­об­ладаю­щих типов, и по агентам, и по жесткости-мягкости санк­ций и т.д.

Если теперь перейти на уровень «макросоциологии», то здесь об­наружится еще большее поле для сравнения. В обществах тради­цион­ного типа преобладают предписанные статусы, в современном – до­стигаемые; многие статусы, являющиеся ранговыми в традиционных обществах (пол, возраст, национальность), чаще всего оказываются номинальными в обществах современного типа. Тема «Социальная мобильность» дает поле для сравнения и с точки зрения ее масштабов, и ее каналов, и преобладающих типов. Обращаясь к темам «Культура» и «Многообразие культур», можно заметить, что по ряду позиций схо­жей, а по ряду позиций различной оказывается роль традиций в об­ще­ствах данного типа. Взаимодействие культур также играет различ­ную роль в их функционировании и развитии. Немало оригинального можно сказать, сопоставив роль этнических общностей в жизнедея­тель­ности данных обществ. Если же теперь обратиться к социальным институтам – религии, семье, науке и образованию, то очевидно, что по данным позициям традиционные и современные общества сравни­вать можно очень долго.

 

Задание для самоподготовки

Основываясь на принципах данного метода, опираясь на выде­ленные выше пункты и добавив свои, написать развернутое эссе на тему «Сравнительный анализ современного и традиционного об­ществ». Объем эссе должен быть не менее 20 тыс. знаков.

 

Очевидно, что на экзамене или на олимпиадах у вас не будет и малой доли времени для того, чтобы использовать принципы метода «фо­каль­ных объектов» в полном объеме. Однако, отработав его, вы по­лу­чите важнейший навык – вы превратите выученные теорети­чес­кие положения и темы в инструментарий для решения самых разных социологических задач.

 

Правило девятнадцатое: в ситуациях, когда предложенная тема вызывает затруднения с точки зрения ее содержательного раскрытия, а также в случаях, когда приходящие мысли по теме вам кажутся слиш­ком банальными, следует проанализировать тему с позиций ба­зовых социологических категорий и теорий, изученных в данном курсе. Наи­более оригинальные идеи, возникшие у вас в ходе проде­ланного ана­лиза, следует взять за основу содержательного раскрытия темы эссе.

 

Глава 29. ТАКТИКА: НАПИСАНИЕ ЭССЕ НА ТЕМУ АФОРИЗМА

В предшествующей главе мы обсудили основополагающие прин­ци­пы построения эссе на обществоведческую тему, которые слабо зависят от конкретного формата заданий. В этой заключительной теме мы рассмотрим, как подобные общие принципы могут быть реали­зо­ваны при написании эссе конкретного формата, расскажем о такти­чес­ких приемах, которые при этом могут быть применены как на самом экзамене, так и при подготовке к нему.

Форматы текстовых заданий, встречающихся на ЕГЭ и олим­пиа­дах, сегодня становятся все более разнообразными и для своего адек­ватного освещения требуют отдельного учебного пособия. Здесь же мы ограничимся обсуждением формата эссе, принятого в системе совре­менного формата ЕГЭ, – эссе на тему, заданную в виде афоризма (за­да­ние С9). При существующей сегодня системе оценивания данное задание может принести участнику наибольшее число баллов, к тому же эссе подобного типа очень часто встречаются и на различных олим­пиадах. Поэтому знание некоторых «подводных камней», как правило, присутствующих в них, а также овладение некоторыми приемами их выполнения должно быть особенно полезным для выпускников.

Здесь мы будем обсуждать специфику написания эссе данного типа с учетом современных требований единого государственного эк­замена. Выделим три основных этапа выполнения подобного задания и рассмотрим особенности каждого из них в отдельности.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.