Перейдем теперь к рассмотрению вопросов второго типа, в которых предлагается осуществить альтернативный единичный выбор между несколькими ответами. Эти задания могут содержать все указанные выше ловушки, но в их рамках появляются также и новые, специфические уже для данного уровня «подводные камни». Так, например, иногда среди предложенных ответов оказываются два, каждый из которых по отдельности в принципе является верным. Но выбрать-то надо лишь один! В таком случае следует предпочитать тот ответ, который является более полным или более конкретным. Например:
Представим себе ситуацию, что, вопреки правилам педагогической этики, директор школы отчитывает преподавателя в присутствии его учеников. В ролевых напряжениях какого рода будет при этом находиться учитель?
1. Межролевое напряжение;
2. Только внутриролевое напряжение;
3. Межролевое и внутриролевое напряжения одновременно; +
4. Данная ситуация вообще не создает ролевых напряжений.
Как видим, правильными ответами являются и ответ № 1, и ответ № 3. Тем не менее поскольку межролевое напряжение всегда порождает напряжение внутриролевое, ответ № 3 является более полным.
Правило четвертое. Выбрав правильный ответ, следует проверить: является ли он единственно верным среди предложенных вариантов, и если нет – убедиться в том, что именно он является наиболее полным.
Ловушки следующего типа чаще всего встречаются в вопросах с альтернативным выбором, посвященных различным темам по истории социальной и социологической мысли. Они основаны на том, что ученики склонны приписывать авторам прошлого суждения, характерные для нашего времени.
Например:
Важнейшим принципом идеального государства Платон считал:
1) Равенство;
2) Справедливость; +
3) Создание условий для всестороннего развития личности;
4) Производственную эффективность.
Чаще всего абитуриенты выбирают третий и четвертый варианты. Почему? Потому что данные ответы весьма близки к идеалам современного общества, а принцип «создание условий для всестороннего развития человеческой личности» вообще нередко рассматривается сегодня в качестве конкретизации понятия «справедливость». Однако вопрос задан относительно взглядов Платона на данную проблему, а не современных представлений о ней!
Правило пятое. Отвечая на тест по истории социальной и социальной философской мысли, всегда полезно среди предложенных вариантов ответов постараться найти современные представления по данной теме. Выделив их, необходимо ответить себе на вопрос: совпадают ли современные представления со взглядами рассматриваемого автора, и если нет (что бывает в подавляющем числе случаев), вычеркнуть выделенный ответ из числа «претендентов» на статус правильного ответа.
В вопросах данного типа может встречаться еще одна (возможно даже самая коварная) психологическая ловушка для экзаменуемого. Условно ее можно определить как «многократное повторение неправильного ответа».
Например:
Учитель Иванова прекрасно знает свой предмет, в подготовке учеников достигла определенных успехов, однако в силу личностных качеств не любит работу классного руководителя, провалила конкурс художественной самодеятельности, целый год не проводит родительских собраний. Какие ролевые напряжения порождает данная ситуация?
1. Межролевое напряжение в пределах ролевого набора одного статуса;
2. Межролевое напряжение в пределах ролевого набора одного статуса и внутриролевое напряжение;
3. Межролевое напряжение за пределами ролевого набора одного статуса;
4. Межролевое напряжение за пределами ролевого набора одного статуса и внутриролевое напряжение;
5. Только внутриролевое напряжение. +
Как видим, в четырех ответах из пяти появляется словосочетание «межролевое напряжение» в различных вариантах и комбинациях. Такое повторение, сугубо психологически, создает у экзаменуемого представление, что правильный ответ должен обязательно включать в себя словосочетание «межролевое напряжение», и весь вопрос состоит в том, как оно связано с ролевым набором и прочими характеристиками. На самом же деле межролевое напряжение возникает только в тех случаях, когда разные роли одновременно предъявляют к их носителю взаимоисключающие требования. Действительно, если бы в рассматриваемом случае у преподавателя был бы всего один урок и для подготовки класса к контрольной работе по своему предмету, и для подготовки этого же класса к конкурсу художественной самодеятельности, то учитель действительно должен был бы сделать выбор из двух альтернативных требований. Но в рассматриваемом задании об этом ничего не говорится, а речь идет о специфических личностных качествах преподавателя, несоответствие которых роли является источником исключительно внутриролевых напряжений. На этот вопрос, разбитый на пять вопросов типа «Верно-Неверно», практически всегда даются правильные ответы. Но стоит ему придать вышеуказанный вид, как правильные ответы встретятся всего в 3–4% случаев! Многократное повторение неверного ответа делает свое дело.
Правило шестое. Отвечая на тестовый вопрос, нельзя руководствоваться соображениями, не имеющими прямого отношения к его непосредственному содержанию (например, место расположения правильного ответа, частота повторения одного и того же варианта и т.д.). Практически всегда ориентация на форму, а не на содержание не облегчает решение задачи, а напротив, уводит на ложный путь. Более того, поскольку подобного рода рассуждения могут возникать неосознанно, полезно бывает после выбора верного ответа спросить себя, не повлияло ли на этот выбор какое-либо внешнее соображение, и при необходимости пересмотреть принятое решение.