Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тестовые задания с единичным выбором



Перейдем теперь к рассмотрению вопросов второго типа, в ко­торых предлагается осуществить альтернативный единичный выбор меж­ду несколькими ответами. Эти задания могут содержать все ука­зан­ные выше ловушки, но в их рамках появляются также и новые, спе­ци­фические уже для данного уровня «подводные камни». Так, на­при­мер, иногда среди предложенных ответов оказываются два, каж­дый из которых по отдельности в принципе является верным. Но вы­брать-то надо лишь один! В таком случае следует предпочитать тот от­вет, который является более полным или более конкретным. Например:

Представим себе ситуацию, что, вопреки правилам педа­гоги­ческой этики, директор школы отчитывает преподавателя в при­сутствии его учеников. В ролевых напряжениях какого рода будет при этом находиться учитель?

1. Межролевое напряжение;

2. Только внутриролевое напряжение;

3. Межролевое и внутриролевое напряжения одновременно; +

4. Данная ситуация вообще не создает ролевых напряжений.

Как видим, правильными ответами являются и ответ № 1, и ответ № 3. Тем не менее поскольку межролевое напряжение всегда порож­дает напряжение внутриролевое, ответ № 3 является более полным.

 

Правило четвертое. Выбрав правильный ответ, следует прове­рить: является ли он единственно верным среди предложенных ва­риан­тов, и если нет – убедиться в том, что именно он является наи­более полным.

Ловушки следующего типа чаще всего встречаются в вопросах с аль­тернативным выбором, посвященных различным темам по исто­рии социальной и социологической мысли. Они основаны на том, что ученики склонны приписывать авторам прошлого суждения, харак­терные для нашего времени.

Например:

Важнейшим принципом идеального государства Платон считал:

1) Равенство;

2) Справедливость; +

3) Создание условий для всестороннего развития личности;

4) Производственную эффективность.

 

Чаще всего абитуриенты выбирают третий и четвертый варианты. По­чему? Потому что данные ответы весьма близки к идеалам совре­мен­ного общества, а принцип «создание условий для всестороннего развития человеческой личности» вообще нередко рассматривается сегодня в качестве конкретизации понятия «справедливость». Однако вопрос задан относительно взглядов Платона на данную проблему, а не современных представлений о ней!

Правило пятое. Отвечая на тест по истории социальной и со­циаль­ной философской мысли, всегда полезно среди предложенных ва­риантов ответов постараться найти современные представления по дан­ной теме. Выделив их, необходимо ответить себе на вопрос: сов­па­дают ли современные представления со взглядами рассмат­ри­вае­мого автора, и если нет (что бывает в подавляющем числе слу­чаев), вы­черкнуть выделенный ответ из числа «претендентов» на ста­тус пра­вильного ответа.

В вопросах данного типа может встречаться еще одна (возможно даже самая коварная) психологическая ловушка для экзаменуемого. Ус­ловно ее можно определить как «многократное повторение непра­виль­ного ответа».

Например:

Учитель Иванова прекрасно знает свой предмет, в подготовке учеников достигла определенных успехов, однако в силу лич­ност­ных качеств не любит работу классного руководителя, провалила конкурс художественной самодеятельности, целый год не прово­дит родительских собраний. Какие ролевые напряжения порож­дает данная ситуация?

1. Межролевое напряжение в пределах ролевого набора одного статуса;

2. Межролевое напряжение в пределах ролевого набора одного статуса и внутриролевое напряжение;

3. Межролевое напряжение за пределами ролевого набора одного статуса;

4. Межролевое напряжение за пределами ролевого набора одного статуса и внутриролевое напряжение;

5. Только внутриролевое напряжение. +

Как видим, в четырех ответах из пяти появляется словосочетание «межролевое напряжение» в различных вариантах и комбинациях. Такое повторение, сугубо психологически, создает у экзаменуемого пред­ставление, что правильный ответ должен обязательно включать в себя словосочетание «межролевое напряжение», и весь вопрос состоит в том, как оно связано с ролевым набором и прочими ха­рактерис­тиками. На самом же деле межролевое напряжение воз­никает только в тех случаях, когда разные роли одновременно предъ­являют к их носителю взаимоисключающие требования. Дей­ст­ви­тельно, если бы в рассматриваемом случае у преподавателя был бы всего один урок и для подготовки класса к контрольной работе по своему пред­мету, и для подготовки этого же класса к конкурсу ху­дожественной са­модеятельности, то учитель действительно должен был бы сделать выбор из двух альтернативных требований. Но в рассматриваемом задании об этом ничего не говорится, а речь идет о специфических личностных качествах преподавателя, несоответствие которых роли является источником исключительно внутриролевых напряжений. На этот вопрос, разбитый на пять вопросов типа «Верно-Неверно», прак­ти­чески всегда даются правильные ответы. Но стоит ему придать вы­ше­указанный вид, как правильные ответы встретятся всего в 3–4% случаев! Многократное повторение неверного ответа делает свое дело.

 

Правило шестое. Отвечая на тестовый вопрос, нельзя руковод­ст­воваться соображениями, не имеющими прямого отношения к его непосредственному содержанию (например, место расположения пра­вильного ответа, частота повторения одного и того же варианта и т.д.). Практически всегда ориентация на форму, а не на содержание не облегчает решение задачи, а напротив, уводит на ложный путь. Более того, поскольку подобного рода рассуждения могут возникать неосознанно, полезно бывает после выбора верного ответа спросить себя, не повлияло ли на этот выбор какое-либо внешнее соображение, и при необходимости пересмотреть принятое решение.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.