«Мораль и нравственность в современном и традиционном обществах»;
«Сравнительный анализ обыденного и научного понимания морали и нравственности»;
«Этика в системе социального контроля»;
«Возможны ли объективные этические законы?».
11.С5. Какой смысл вкладывал Гегель в понятие моральности? Составьте два предложения, раскрывающих смысл гегелевского понимания отличия морали от нравственности.
11.С6. Опираясь на знание основных вех в историческом развитии социально-философской мысли, назовите любые два аргумента в пользу врожденного характера основных этических норм и проиллюстрируйте их конкретными примерами.
11.С7. Философ Кант утверждал, что наблюдаемую в опыте социальную действительность ни в коем случае нельзя делать мерой истинности этических норм. Социолог Дюркгейм утверждал обратное: только тогда, когда мы в основу наших представлений о нравственности положим данные, основанные на строгом наблюдении реальной социальной жизни, мы сможем создать научное учение о нравственности. Как, с вашей точки зрения, можно разрешить противоречие между данными позициями? Свой ответ обоснуйте.
11.С8. Подготовьте планы развернутых ответов по темам:
«Мораль и нравственность»;
«Этическая саморегуляция общества»;
«Категорический императив – высший принцип нравственной жизни».
11.С9. Раскройте смысл высказывания и изложите свои мысли по поводу поднятой проблемы:
«До Сократа афиняне были нравственными, но не моральными людьми, т.е. они делали то, что должны были делать в определенной ситуации» (Гегель);
«Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья» (И.Кант);
«Добродетель есть знание» (Сократ).
Тема 12
Выберите один правильный ответ
12.1. Укажите, кто из перечисленных ниже авторов рассматривал историю с точки зрения единства человечества, когда каждая цивилизация выступает в качестве стадии общего развития:
1. К.Маркс. 4. Г.В.Ф.Гегель.
2. О.Шпенглер. 5. О.Конт.
3. Н.Данилевский.
12.2. Какие из приводимых ниже суждений характерны для эволюционистского взгляда на культуру?
1. Народы, принадлежащие к разным культурам, настолько сильно отличаются по психологии, культурным навыкам, что взаимопонимание между ними невозможно.
2. Внутренний импульс к изменениям находится в самой природе человеческого общества; можно затормозить или ускорить прогресс, но нельзя его остановить.
3. Этапы развития общества нельзя оценивать как лучшие или худшие, каждая следующая стадия не лучше и не хуже предыдущей – она просто другая.
4. Развитие всего человечества и каждого составляющего его общества происходит от простых, не дифференцированных форм к более сложным и дифференцированным.
5. Удачная экономическая и культурная политика может обеспечить лидерам какого-либо общества возможность самостоятельно, без помощи извне, перешагнуть через несколько ступеней социального развития.
12.3. Какие из приводимых ниже суждений характерны для плюралистического взгляда на культуру?
1. Все народы представляют собой различные стадии развития общемировой цивилизации – одни из них более развитые, другие – относительно отсталые.
2. Взаимодействие между различными цивилизациями является основным источником развития человечества.
3. Каждая культура развивается на основании своего специфического принципа.
4. Развитие каждой культуры напоминает эволюцию живого организма.
5. Человечество развивается по пути прогресса.
12.4. Какие признаки используются в современных научных типологиях культур?
1. Бедные – богатые.
2. Духовные – материалистические.
3. Коллективистские – индивидуалистические.
4. Ориентированные на прошлое, настоящее или будущее.
5. Капиталистические – социалистические.
12.5. Кто их перечисленных авторов был сторонником плюралистического взгляда на культуру?