Энергетическим топливом – называются горючие вещества, которые целесообразно использовать для получения в промышленных целях больших количеств тепла. По способу получения различают – природные и искусственные топлива.
Топлива
Агрегатное состаяние
Природные
Искусственные
1. Твёрдое состояние
Дрова, торф, бурый уголь,
Древесный уголь, полукокс,
каменный уголь,
кокс, термоантрацит, брикеты
антрацит, горючии сланцы
2. Жидкое состояние
Нефть
Мазут, соляровое масло, дизе-
льное и моторное топливо, бен-
зин, керосин, бензол, спирт
3. Газообразное состо-
Газ природный,
Газы: доменный, коксовый,
яние
газ попутный
светильный, генераторный
В зависимости от характера использования топливо условно подразделяется на: энергетическое и технологическое.
Энергетическое топливо – используется в технологических установках для получения тепловой и электрической энергии ( ГРЭС, ТЭЦ, ТЭС) (уголь, антрацит, горючии сланцы и др.).
Технологическое топливо – используется в плавильных и нагревательных печах , топках, сушилках и др. установках, а также для химической переработке в различные искусственные виды топлива ( кокс, полукокс, генер. газ и др). C развитием атомной энергии всё более широко используется – ядерное топливо ( , , ). Ядра этих тяжёлых элементов расщепля - ются под воздействием нейтронов и выделяют при этом значительную энергию в виде теплоты, используемой для производства пара в специальных устройствах - парогенераторах. Однако основным энергетическим топливом оcтанется на длительное время органическое топливо и главным образом- уголь ( 80%).
Состав топлива.
Твёрдое и жидкое топливо – представляет собой сложные соединения горючих элементов, минеральные примеси и влага к горючим элементам органического топлива и жидкого топлива
относятся: C, H, S , O, N. К неорганическим элементам ( балласт) относятся: зола А и влага W. Топливо, поступающее к потребителю называется – рабочим, а вещество составляющее его рабочей массой. Элементарный состав топлива по рабочей массе может быть приведён в виде уравнения:
(1)
Минеральные примеси и влажность одного и того же сорта топлива в разных районах его место рождениях в различных местах могут быть разными, а также могут изменяться при транспортировке и хранении. Поэтому для сравнительной технологической оценки различных сортов топлива ввели условные понятия – сухой, горючей и органической массы, составляю -щие которых выраженные в %.
Твердое топливо с установившейся в естественных условиях влажностью называется – воздушно-сухим. Проба такого топлива, поступающего для лабораторного анализа, называется аналитической пробой топлива:
(2)
Cухой называется обезвоженная масса рабочего топлива
(3)
Безводная и беззольноя масса топлива называется – горючей:
(4)
Если из состава горючей массы топлива исключить колчеданную серу S , то получится – органическая масса топлива:
(5)
Пересчет состава топлива с одной массы топлива на другую производится с помощью множителей:
Заданная масса топлива
Искомая масса топлива
Рабочая
Сухая
Горючая
Рабочая
Сухая
Горючая
Теплотехнические характеристики топлива.
Для оценки эффективности использования топлив в парогенераторах и условий надёжной работы важными теплотехническими характеристиками топлив является: содержание и состав
минеральных примесей, влажность, выход летучих, свойства коксового остатка и величина теплоты сгорания. Основными минеральными примесями являются: силикаты (кремнезем SiO , глинозём Аl О , глина), cульфиды FeS , карбонаты ( СаСО , MgCO , FeCO ) cульфаты ( СаSO , MgSO ), фосфаты, хлориды, соли щелочных металлов. Влага топлива подразделяется – внешняя и внутренняя .
Внешняя влага – попадает в топливо при его добыче, хранении и транспортировке Внутренняя влага подразделяется на – коллоидную и гидратную. Коллоидная влага является составной частью топлива, и его массе она распределена очень равномерно; количество коллоидной влаги зависит от химической природы и состава топлива и содержания влаги в атмосферном воздухе.
Много коллоидной влаги в торфе, меньше в бурых углях и мало в каменных углях и антракцитах. Гидратная влага химически связана с минеральными примесями топлива. При подсушки испаряется часть коллоидной влаги, но практически не изменяется содержание гидратной влаги. Важной технологической характеристикой является – гигроскопическая влажность топлива, получаемая при подсушке до равновесного состояния в воздушной среде при точно выраженных условиях: t=20 1 С и относительная влажность 65 5%. С повышением степени углефикации топлива гигроскопическая влага уменьшается.
Одним из наиболее важных теплотехнических характеристик топлива является величина – выхода летучих и свойства коксового остатка.
Летучие вещества – это газообразные и парообразные продукты, которые выделяются при нагревании воздушно – сухого топлива массой 1кг при t=850 С в течении 7 минут без доступа воздуха. Твёрдый остаток получающийся после удаления летучего вещества называется – коксон. В состав летучего вещества входят горючие газы: СО, H , C H и не горючие газы: СО , O , N ,H O, и др. в состав кокса входит С и зола топлива.