Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Независимая рука всадника



Решающую роль при определении ква­лификации всадника играет оценка по­ложения и действия его рук. Одной из самых грубых ошибок, на которые могут указать всаднику, является грубая и же­сткая рука. При этом всадники со време­нем понимают, что команды, подаваемые лошади при помощи повода, являются


наименее важными и всегда применяют­ся только во взаимодействии с уклона­ми корпуса и действием шенкелей. По­чему же так важно, чтобы всадник имел «мягкую» руку?

Необходимо подчеркнуть, что для хоро­шего всадника рот лошади является предметом особого отношения, по­скольку лошадь, рот которой хоть раз был поврежден, уже никогда не возьмет трензель спокойно и безбоязненно.

Хорошего всадника всегда можно узнать по свободной руке. Как только корпус ез­дока по какой-то причине теряет равно­весие, в конечностях происходят реакции, позволяющие его восстановить. При по­мощи рук можно особенно быстро вновь обрести потерянное равновесие. Поэто­му можно сделать и обратное заключе­ние: всадник с независимой рукой легко обретает и удерживает равновесие. В уче­нии о верховой езде мягкую и постоянную связь руки и рта лошади принято называть упором в повод. Это означает, что рука всадника должна как бы настроиться на рот лошади, а не просто лежать на каком-либо определенном месте и действовать сама по себе. Если такая хорошая рука остается в покое, действует мягко, то это объясняется тем, что и лошадь подстро­илась под всадника, он сам стал частью ее движения. Но при этом рука столь же мало остается неподвижной, как и сам всадник! Поэтому замечание тренера: «Не двигайте руками!» — звучит, как правило, парадоксально и приводит к прямо про­тивоположному результату.

Вот почему распространенные упражне­ния для выработки правильной посадки, когда от учеников требуют держать руки свободно и как можно более спокойно на холке лошади, совершенно никуда не го­дятся. В этом случае даже у тренирован-




ного всадника колени будут поднимать­ся вверх, а рука не научится чувствовать контакт со ртом лошади.

Мне хотелось бы предложить вам опре­деленные этапы обучения и возможнос­ти проверки независимого положения руки, которые имеют значение не толь­ко для начинающих. Иногда именно опытному всаднику нужна помощь, что­бы в экстремальных ситуациях он не по­терял головы и сумел сохранить спокой­ное положение рук.

Хорошо зарекомендовал себя неболь­шой ремешок впереди седла, который известен как страховочный ремень (рис. 5.25 и 5.26). Но маленькие кольца впере­ди седла оказываются недостаточно ста­бильными; если за них крепко ухватить­ся в действительно опасной ситуации, то можно быстро очутиться с ними в руках на опилках манежа. Так что если для тре­нировки посадки вы регулярно использу­ете одно и то же седло, я советую вам попросить шорника сильнее закрепить этот ремешок на седле.

Теперь я хочу решительно опровергнуть широко распространенное заблуждение, что если держаться рукой за седло, то мож­но научиться правильно держать повод.


Обучение твердой посадке в седле, скорее способствует стабильности верхней части корпуса, чем независимому положению рук. О том, что условием для свободных действий рук всадника является находя­щийся в равновесии корпус, мне уже, на­деюсь, не надо объяснять подробно.

Лучше всего ухватиться за страховочный ремешок двумя руками с обеих сторон и держать руки так, как будто бы вы хотите растянуть этот ремешок в стороны.

Вспомните еще раз об описанных мною выше мышечных цепочках и о том, как движение распространяется по ним. При легком предварительном напряжении руки вы задаете для своего тела образец движения растяжения (выпрямления). В результате ваши локти плотнее прилега­ют к корпусу, плечи слегка расправляют­ся, лопатки отводятся назад, а грудная клетка поднимается. Если вы немного потянете ремешок вверх, то ваш корпус не должен отклониться назад, а вы дол­жны почувствовать, как увеличивается давление на ваше основание посадки. Так, при помощи этого ремешка вы мо-




жете добиться правильной нагрузки на таз, который обеспечивает подключение всадника к движению лошади. Когда я ра­ботаю с трудными лошадьми, я подстра­ховываюсь и делаю свою посадку более стабильной при помощи этого ремешка, а когда посадка более устойчива, затра­чивается меньше сил и отпадает необхо­димость в активной работе поводом.

Следует обращать внимание на то, чтобы обе руки равномерно натягивали страхо­вочный ремешок. Не должно быть так, что­бы одна рука тянула, а другая дергала, или он был натянут слишком сильно или же, наоборот, болтался. В противном случае необходимо тренировать чувство равно­мерного натяжения повода в руке. Степень необходимости тянуть за этот ремешок за­висит от того, насколько стабилен корпус всадника. Нетренированный всадник без такого натяжения будет держаться напря­женно. Когда всадник совладает с этим, можно потребовать от него, чтобы он на­тягивал ремешки по направлениям вперед и вверх. Это совсем не простое движение, руки должны двигаться вперед, а тулови­ще — не менять своего положения. Очень часто всадники наклоняются вперед вслед за руками и тем самым как бы выдергива­ют себя из седла.

Попробуйте сами спокойно выполнить все эти упражнения. Ведь не всегда следует тренировать посадку на корде; для езды будет полезно, если вы проедете пару кру­гов самостоятельно, сосредоточившись на своих руках. Захватите ремешок вместе с поводьями. Сделайте это либо только ми­зинцами, либо всей рукой. Обычно страхо­вочный ремешок бывает слишком корот­ким. Если это так, то вам следует заранее позаботиться о более длинном ремешке, достать его где-нибудь или сделать самим. А потом опробуйте его не только на разных аллюрах, но и непосредственно в момент

Рис. 5.27. Тренировка независимого положения рук.

перехода на рысь, галоп, перед остановкой и пр. Например, довольно сложно равно­мерно натягивать ремешок по направле­нию вперед и вверх и одновременно под­нимать лошадь в галоп. Очень многие всад­ники перед подъемом в галоп резко дерга­ют внутренний повод, что не имеет ничего общего с предварительной полуодержкой. Такое воздействие поводом сковывает внутреннюю переднюю ногу лошади, и пер­вый темп галопа не может быть непринуж­денным и свободным. В этом случае реме­шок станет хорошей подмогой, поскольку всадник сразу почувствует, с какой силой он тянет повод назад.

Проверять себя при помощи ремешка можно и на облегченной рыси. Если вам удается равномерно натягивать его, то ваше движение на облегченной рыси ос­тается сбалансированным и связанным с движениями лошади. Другая хорошая воз­можность в случае облегченной рыси — это похлопывание лошади в ритме ее дви­жения (рис. 5.27). Похлопайте лошадь од­ной рукой наперекрест, одновременно





 


 


опускаясь в седло. При этом вы не должны нарушать ритм, когда будете менять руки. Вы можете несколько разнообразить это упражнение: положите только одну руку на шею лошади и вместо того, чтобы похло­пывать, опускаясь в седло, слегка сдвигай­те свою руку вниз. Другой рукой вы може­те время от времени держаться за заднюю луку седла, но так, чтобы изменение поло­жения вашего туловища и ног не влияло на движение лошади. Такие упражнения по­зволят вам достичь независимого положе­ния рук относительно корпуса, а значит, в будущем вы сможете управлять лошадью осознанно и целенаправленно.

Итак, ваш корпус стабилен, ваша рука не­зависима от него, и теперь речь пойдет о применении средств управления. К счас­тью, верховая езда представляет собой не застывшую схему, иначе некоторые всад­ники никогда не взяли бы повода в руки. Для следующего упражнения вам потре­буется оголовье, по крайней мере, трен­зель с поводом, а также партнер, который поможет вам уяснить, что чувствует ло-


шадь при воздействии всадника поводом. Ваш партнер должен положить свои руки на трензель, как бы изображая рот лоша­ди. А вы берете повод и устанавливаете мягкий, но постоянный контакт с вообра­жаемым ртом лошади (рис. 5.28).

Немаловажной деталью является ширина повода: она должна быть примерно рав­на ширине нижней фаланги безымянного пальца (рис. 5.29). При этом надо обра-






 


 


Рис. 5.30. Правильный захват хлыста.


Рис. 5.31. Защемленный лучезапяс-тный сустав при неправильном захвате хлыста.


 


тить внимание на то, что сустав пальца расположен ниже, чем линия основания пальца. Вы можете сами легко нащупать этот сустав, сгибая и разгибая палец. Слишком широким поводом можно заще­мить палец, а слишком узкий трудно удер­жать. На это следует обратить особой внимание в случае предрасположеннос­ти к воспалению сухожильного влагалища предплечья (тендовагинит).

Но вернемся к воздействию на рот лоша­ди трензелем. Итак, возьмитесь за повод и установите контакт с вашим партнером. Он наверняка скажет вам, что равномер­ное давление на трензель гораздо при­ятнее, чем постоянные рывки. Такое мяг­кое равномерное предварительное натя-


жение необходимо для того, чтобы ло­шадь могла воспринимать через трен­зель малейшие изменения движения. При верховой езде, конечно, предвари­тельно натягивать повод таким образом должны не вы, а скорее, сама лошадь должна найти контакт с трензелем и опе­реться на него, как это описано в учении о верховой езде (рис. 5.32 и 5.33).

Продолжим наше упражнение. Теперь, когда вы уже взяли поводья и наладили предварительный контакт с вашим парт­нером, руки которого изображают рот лошади, попробуйте представить себе, что в одной руке у вас не повод, а губка, которую вы хотите отжать. Вы увидите, какого сильного воздействия можно до-






 


 


Рис. 5.32. Правильное

положение руки:

Вид спереди.


Рис. 5.33. Неправильное положе-ниие рук всадника — одна рука переносится через холку.


 


биться этим незначительным движением — трензель может сместиться пример­но на два сантиметра!

В ходе такой игры вы можете уяснить для себя различные тонкости управления поводьями. Эти варианты простираются от движения, когда вы будто бы выжима­ете губку, до движения, когда вы повора­чиваете лучезапястный сустав. Это ввин­чивающее движение руки следует всегда делать так, чтобы оно совершалось по направлению, противоположному пле­чам и слегка вверх, и чтобы локти при этом не были разведены, поскольку в этом случае увеличенное давление воз­действует не на поводья, т.е. не на ло­шадь, а на самого всадника. Я намерен-


но не употребляю здесь понятие одерж-ки, так как она всегда подразумевает вза­имодействие всех средств управления и ее нельзя выполнить, не сидя верхом на лошади.

В ходе такой тренировки в форме игры вы можете явно почувствовать, что левый и правый повод находятся в тесном взаимо­действии друг с другом. В принципе вы едете верхом с одним поводом, который подобно петле проходит сквозь рот лоша­ди и связывает между собой ваши руки. Как только вы начнете поворачивать одну руку, вы тут же почувствуете изменение натяжения в другой руке. Так должно быть и во время верховой езды! И спросите своего партнера по упражнению, чувству-



ет ли он разницу, когда вы натягиваете повод с наружной стороны или ослабляе­те с внутренней. Это просто поразитель­но, насколько редко всадники обращают внимание на такие вещи! Когда вы едете верхом, помните, что речь, в сущности, идет об одном поводе, и вы держите в руке оба его конца. Тогда вам будет про­ще при выполнении различных поворо­тов, при постановлении или сгибании. В процессе верховой езды одна рука все­гда должна «знать», а точнее, чувствовать, что в этот момент делает другая.

Эта игра позволяет лучше усвоить и дру­гие технические тонкости. Такие упраж­нения, как перехват поводьев, захват их одной рукой, перекладывание хлыста, при которых рот лошади должен быть минимально потревожен, помогут вам научиться правильно пользоваться пово­дом (рис. 5.34).

Пару слов хочу сказать о хлысте (рис. 5.30 и 5.31). Конечно же, хлыст мешает руке, так как вам уже не так просто дер­жать ее в правильном положении. Место воздействия хлыста, являющегося для всадника вспомогательным средством управления, находится прямо за шенке­лем, всадник не должен бить лошадь по крупу или по бокам. Поэтому он должен

держать хлыст у верхней части бедра. У многих всадников есть привычка держать его горизонтально — очень неудачное решение, поскольку при этом лучезапястный сустав оказывается защемлен­ным, так как установлен по направлению вниз. Это препятствует амортизации движений. Если же держать хлыст почти вертикально, то лучезапястный сустав может вращаться, и возможность амор­тизации сохраняется. Сидя в седле, всадник всегда должен видеть кончик хлыста, это способствует лучшему рас­пределению тяжести и облегчает мани­пулирование хлыстом. Большой палец должен захватывать хлыст и лежать в форме крыши на поводе. Чтобы сэконо­мить усилия для удержания хлыста в руке, я надела на него резиновую про­кладку, которая, прилегая к ладони, по­зволяет легко удерживать его.

Итак, садитесь на лошадь и постарайтесь добиться упора в повод; вы должны как бы толкать ее вперед, как если бы у вас в руках были не поводья, а шесты. Будете ли вы себе представлять при этом шес­ты или резиновые упругие ленты, — в сущности, не важно; важно лишь, чтобы у вас было чувство постоянного движе­ния вперед!



Ноги — центр

Равновесия

И раскрепощенности





6.1. Анатомические основы


Особенно примечательна форма верхней части бедра, которое под определенным углом соединяется с тазобедренным сус­тавом (рис. 6.2). Это обеспечивает боль­шую свободу движения. Сам тазобедрен­ный сустав направлен не точно в сторону, а выступает вперед слегка наискосок, что способствует продвижению вперед. Тазо­бедренный сустав является типичным ша­ровидным суставом, его головка глубоко входит в суставную впадину. Хрящевой


 


Ноги для нас — это в первую очередь средство передвижения. Поэтому сус­тавы ног выполняют очень большую дви­гательную работу, чтобы обеспечить как можно большую продолжительность движения. Длинные мышцы, которые часто проходят даже через несколько суставов, служат в качестве двигателей (рис. 6.1).


слой дополнительно покрывает ее, благо­даря чему она так надежно удерживается во впадине. При отведении ноги головка, вращаясь, очень глубоко входит под кры­шу вертлужной впадины. Это положение особенно важно прежде всего для детей с дисплазией тазобедренных суставов (не­достаточно развитая вертлужная впадина, причем сустав не находится в центре и




подвергается большей боковой нагрузке). Весь сустав дополнительно облегает плот­ная связка — самая стабильная во всем че­ловеческом организме. В сравнении с пле­чом строение тазобедренного сустава бо­лее прочное. Здесь нет угрозы вывиха, и скорее может произойти перелом кости, чем сустава. Тазобедренный сустав осу­ществляет перенос веса на тазовое коль­цо. Тяжесть корпуса переносится на ноги, а двигательные импульсы, исходящие от ног, передаются через таз к позвоночнику (рис. 6.3).

По отношению к колену ось бедра про­ходит не вертикально, а слегка наискось. Это обеспечивает большую устойчи­вость. Основные движения колена — сги­бание и разгибание, кроме того, здесь возможно вращение внутрь и наружу, но только при сгибании, так как при разги­бании боковые и крестовидные связки удерживают сустав (рис. 6.4).

Коленный сустав соединяет бедро и боль­шую берцовую кость. В качестве буфера в коленном суставе есть два клиновидных хрящевых диска. Это мениски. Они помо­гают смягчить давление на коленный су­став и перераспределить нагрузку. Таким


образом, они защищают сустав. Хряще­вой диск лежит внутри сухожилия и может скользить в нем. Малая берцовая кость прилегает к большой берцовой с внешней стороны сбоку. Здесь начинаются некото­рые мышцы, поэтому при перенапряже­нии это место может оказаться очень чув­ствительно к изменению давления.




Большая берцовая и малая берцовая ко­сти образуют внизу развилку для стопы (рис. 6.5). В ней стопа может осуществ­лять движение вверх и вниз. Поскольку стопа впереди шире, эта вилка при подъе­ме плюсны напрягается, а при опускании расслабляется; вот почему слишком глу­бокое положение каблуков при верховой езде делает голеностопный сустав непод­вижным. Снизу стопы возможно такое движение, как подъем внешнего или внут­реннего края стопы. Предплюсна устрое­на столь же сложно, сколь и плюсна руки. Интересно, что здесь мы вновь обнаружи­ваем три точки распределения тяжести: пятка, подушечки большого пальца ноги и мизинца (рис. 6.6).

Как видно на рис. 6.1, мышцы ног тянут­ся длинными цепочками, которые распо­ложены по диагонали вокруг костей и су­ставов. Их можно сгруппировать по фун­кциям, которые они выполняют.

Например, мышцы передней стороны бед­ра обеспечивают сгибание в тазобедренном


суставе и одновременно разгибание в коле­не. Мышцы задней стороны выпрямляют ноги в бедре, сгибают в колене. Действие таких мышц, проходящих через несколько суставов, объясняет нам, почему небольшое движение очень часто автоматически влечет за собой целую цепь других движений. Фун­кции отдельных мышечных цепочек ног в процессе верховой езды я буду подробнее описывать в следующих главах.

6.2. Пропорции тела и индивидуальная конституция

Одинаковых ног не существует, и насколь­ко разнообразны формы ног, сегодня мож-




но хорошо изучить, благодаря моде на шор­ты и юбки «мини». Длинные ноги, короткие ноги, ноги «колесом» и ноги «иксом»...

В общем можно сказать, что длина верх­ней (до колена) и нижней частей ноги должна быть примерно одинаковой; это позволяет достичь самого благоприят­ного рычагового воздействия на суставы (рис. 6.7).

Другое интересное наблюдение — это длина стопы, которая должна быть равна расстоянию от кончика носа до затылка.


Таким образом, ширина головы должна точно соответствовать длине стопы. И только в этом случае тело действитель­но находится в равновесии. Если чело­век, стоя, не держит голову прямо над стопами своих ног, то какой-то участок его тела теряет равновесие (ведь за ста­бильность ответственны определенные мышцы или суставы), что ведет к дли­тельным перенапряжениям, а иногда даже к явлениям изнашивания.

Это относится и к выездковой посадке. Всадник действительно находится в рав­новесии только тогда, когда его голова расположена прямо над стопами.

6.3.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.