К этим фургонам предъявляются такие же требования, что и для фургонов общего назначения, и дополнительные требования, обуславливаемые свойствами конкретных грузов, для перевозки которых они предназначены (хлебобулочные изделия, мебель, почта и т.д.).
В настоящее время автомобильной промышленностью и ведомствами различных отраслей выпускается узкоспециализированные фургоны на шасси автомобилей типа ГАЗ.
Хлеб перевозится в лотках, поэтому кузов фургона для перевозки хлеба должен иметь секции, оборудованные направляющими полозками. Соответственно с правой стороны у кузова должен быть загрузочный проем, закрываемый дверьми с замками.
Фургон для мебели должен иметь увеличенный объем для наибольшего использования грузоподъемности шасси и возможности размещения наборов мебели в нормальном положении. Пол кузова должен быть ровным.
Тема 8. Особенности конструкций изотермических фургонов и рефрижераторов.
Особенности кузовов
Основной конструктивной особенностью изотермических фургонов и рефрижераторов является применение специальных термоизолированных кузовов.
В изотермических фургонах обеспечивается поддерживание определенного температурного режима внутри грузового помещения с помощью термоизолированного кузова. В рефрижераторных фургонах поддерживается определенная температура внутри термоизолированного кузова применением источников временного и постоянного охлаждения. Источники временного охлаждения обеспечивают заданную температуру в течение ограниченного промежутка времени. Работа постоянных холодильных установок основана на испарения сжатых компрессором хладоагентов (фреонов).
В зависимости от способа температурной обработки скоропортящиеся продукты делятся на три группы:
· свежие, не подвергавшиеся температурной обработке;
· замороженные (t = -7... -18ºС);
· глубокозамороженные (t < -18ºС).
Чтобы обеспечить сохранность перевозимых продуктов, необходимо в процессе перевозки обеспечить определенный температурный режим.
Термоизоляция кузовов осуществляется тремя способами: напылением изоляционного материала снаружи и изнутри кузова; сборкой кузова из частей, изготовленных из изоляционных материалов, заполнением полости между облицовками пенообразующим раствором изоляционного материала. Изоляционные материалы должны обладать определенными свойствами: малыми теплопроводностью и плотностью, незначительной гигроскопичностью и значительной влагостойкостью, отсутствием запаха, долговечностью и прочностью, технологичностью, неизменностью своих свойств в широких пределах изменения температуры, огнестойкостью и пожаробезопасностью.
При изготовлении отечественных изотермических фургонов и рефрижераторов наибольшее применение получил пенопласт ПС-4. Этот материал не гигроскопичен, достаточно прочен, хорошо клеится к металлу и остается стабильным по своим свойствам до температуры +60°С. Используются следующие варианты конструкций кузова:
- деревометаллический каркас с наружной стальной и внутренней стальной оцинкованной облицовками. Толщина пенопласта ‑ 70-100 мм;
- цельнометаллический каркас с наружной из листовой стали и внутренней листовой алюминиевой облицовками. Толщина пенопласта ‑ 50 мм (автомобиль с изотермическим кузовом ТА-943Н, прицеп с изотермическим кузовом ТН-2);
- цельнометаллический кузов, обшитый внутри листовым алюминием. Толщина пенопласта - 80 мм (автомобиль-рефрижератор ЛуАЗ-946);
- цельнометаллический каркас из гнутых тонкостенных профилей с внутренней и наружной облицовками из алюминиевых листов (автомобиль-рефрижератор IА4);
- цельнометаллический кузов с внутренней облицовкой из оцинкованной стали. Толщина пенопласта - 110-120 мм (прицеп-рефрижератор ЛуАЗ-8930, автомобиль-рефрижератор ЛуАЗ-890Б).
Изотермические свойства кузовов характеризуются коэффициентом теплопередачи
,
где Q - количество тепла или холода, необходимое для поддерживания постоянной температуры внутри кузова, Вт;
S - средняя поверхность кузова, м3;
- средняя геометрическая внутренней и наружной поверхностей;
tн и tв - средние температуры наружная и внутри кузова, °К,
tв - средняя арифметическая температура, измеренных на расстоянии 10 см от стенок в 14 точках (8 - по внутренним углам и 6 - в центре).
В зависимости от минимального уровня поддерживаемой температуры рефрижераторы делятся на три класса:
А tв = 0…10°С;
В tв = 10…12°С;
С tв = 12…20°С.
Основные технические характеристики автомобилей и автопоездов-рефрижераторов