Прицеп-роспуск лесовозного автопоезда может иметь дышло различной длины. Необходимая длина дышла обеспечивается путем выдвигания его переднего конца и смещения роспуска назад, для чего на дышле имеются дополнительные отверстия крепления его к роспуску. Недопустимо выдвигание переднего конца без смещения роспуска назад или наоборот, так как в противном случае нарушится нормальный режим погрузки роспуска на шасси тягача и могут иметь место поломки оборудования.
Роспуск со складывающимся дышлом перевозят на шасси тягача на пути движения от «нижнего» склада на «верхний». На дышле имеются два места крепления тягового каната лебедки. При минимальном расстоянии между кониками канат лебедки зацепляют за второе отверстие от буксирной рамки, при максимальном расстоянии между кониками – за первое отверстие.
Погрузку роспуска со складывающимся дышлом на шасси лесовоза производят после установки тягача и роспуска строго на одной линии, включения коробки отбора мощности и заднего хода в коробке передач при нейтрали в раздаточной коробке.
Разгрузка роспуска производится в обратной последовательности при включенной первой передаче коробки передач.
Для перевозки на шасси автомобиля прицепа-роспуска в средней части дышла имеется шарнирное соединение. Трос лебедки может присоединяться либо к передней части, либо к средней шарнирно соединенной части дышла.
Перевозка прицепов-роспусков на шасси автомобиля-тягача позволяет при увеличении средней скорости движения улучшить плавность хода автомобиля без груза, его маневренность, а также уменьшить скорость изнашивания шин роспуска.
Коник
Представляет собой поворотное устройство, через которое нагрузка от размещаемого на нем леса передается на подкониковую раму и раму автомобиля.
Конструкция коника обеспечивает размещение и удержание бревен при транспортировке, а также облегчает их разгрузку. Коник (рис. 14) состоит из основания 8, двух откидных стоек 3 с наконечниками 4. шарнирно установленных на осях, стяжных 2 и страховочного 5 канатов с запорами.
Основание коника сварное, на концах его имеются отверстия для шарнирного соединения со стойками. В верхней части основания коника приварены уголки, ребра которых направлены вверх, что препятствует самопроизвольному продольному смещению лесоматериала при транспортировке. К нижней части основания приваривают опорный лист для уменьшения удельной нагрузки на подкониковую раму.
В основание коника встроены механизмы для облегчения подъема стоек.
Стойки коника сварные, коробчатого сечения. Каждая из стоек удерживается в вертикальном (или наклонном) положении канатами 2, продетыми через окна в стойках и закрепленными с одного конца неподвижно осью в кронштейне. Другой конец каната связан со специальным натяжным запором 7, который при разгрузке лесоматериалов откидывается, освобождая затяжку каната.
Соединение коника с подкониковой рамой обычно выполняют с помощью шкворня или бесшкворневым. Шкворень проходит через отверстия в основании коника и в подкониковой раме. При бесшкворневом соединении связь коника с подкониковой рамой осуществляется с помощью центрирующей вертикальной трубчатой оси и нескольких кронштейнов, прикрепленных к подкониковой раме и расположенных по диаметру опорного листа основания коника.
Конструкция коника позволяет разгружать лесоматериалы в обе стороны, для чего натяжные канаты и замки располагают так, чтобы замок открывался со стороны, противоположной той, на которую производится выгрузка.
Размеры коника определяют из условия, что предельное соотношение между нагрузкой на коник автомобиля и коник прицепа-роспуска должно составлять 1:2 (при дальнейшем увеличении нагрузки на коник прицепа-роспуска вершины хлыстов входят в контакт с дорогой и разрушают покрытие). Необходимое распределение нагрузки между кониками автопоезда достигается за счет изменения расстояния между ними путем регулировки длины дышла и тросов сцепки.
Расстояние между кониками при заданном распределении нагрузки на них определяется по формуле
где mг – грузоподъемность автопоезда, т; – грузоподъемность коника прицепа-роспуска, т; с – расстояние от комля до центра тяжести хлыстов (для деревьев в среднем составляет 0,37L, для хлыстов 0.33L, и для сортиментов 0,5L, здесь L – длина груза, м); k– средняя длина свеса хлыстов перед коником автомобиля (1 м).
Оптимальное отношение грузоподъемности роспуска и тягача составляет 1,7...2,1. Нижний предел соответствует границе управляемости ими, верхний – контакту хлыстов с дорогой.
Для размещения хлыстов на автопоезде должны быть предусмотрены определенные площади в пределах внутренних габаритов стоек коника.
Удельные площади по внутренним габаритам коника тягача в 1.5...2 раза больше соответствующих площадей для прицепа-роспуска. Длина коника определяется предельным габаритом по ширине, который для дорог общего пользования равен 2500 мм, а для лесовозных дорог – до 3000...3200 мм. При определении предельной высоты стоек следует учитывать, что угол поперечной статической устойчивости тягача должен быть не менее 25°.
Подкониковая рама с накатными площадками с помощью крон-штейнов крепится к раме автомобиля. В средней части подкониковой рамы расположена опорная плита коника. Накатные площадки располагают наклонно относительно горизонтальной плоскости, на конце их делают закругления для обеспечения свободного вкатывания тележки роспуска на шасси автомобиля и ее скатывания. Одновременно накатные площадки служат опорой для колес прицепа-роспуска во время транспортировки его на шасси автомобиля.
В задней части рамы установлена буксирная вилка для крепления дышла прицепа-роспуска и тяговая балка, к которой крепятся тросы крестообразной сцепки прицепа-роспуска.
Для правильного направления троса лебедки под опорной плитой коника устанавливают направляющий ролик, а на поперечные рамы и в замке дышла - направляющие блоки.
Ограждение кабины выполняют на передней части подкониковой рамы для предохранения кабины от повреждения лесоматериалами при их погрузке и транспортировке. Для повышения устойчивости ограждение укрепляется укосинами.
В средней части ограждения сделана седловина, в которую укладывается дышло прицепа-роспуска при перевозке его на шасси тягача. Здесь же расположено запорное устройство, удерживающее дышло в транспортном положении. Запорное устройство дышла состоит из пневмоцилиндра и запорного механизма (рис. 15).
Захваты запорного механизма закрываются при подаче воздуха со стороны нижней крышки цилиндра, в результате чего шток цилиндра воздействует на систему рычагов и тяг, связанных с захватами. При разгрузке роспуска воздух подается с противоположной стороны цилиндра.
В запорном устройстве другого типа применены пневмокамеры. При погрузке роспуска дышло нажимает на фиксаторы запорного устройства, сдвигает их, отжимая пружины пневмокамер, устанавливается в специальный ложемент с подушками и фиксаторы (под воздействием пружин пневмокамер) автоматически запирают дышло. При разгрузке роспуска под воздействием воздуха, поступающего в пневмокамеры запорного устройства и отжимающего диафрагму, фиксаторы выводятся из зацепления с дышлом.
Управление запорными устройствами производится из кабины водителя.
Лебедка предназначена для загрузки и разгрузки прицепа-роспуска. Она приводится в действие от коробки отбора мощности с помощью карданного вала. Лебедка состоит из редуктора и барабана с намотанным на него тросом. Редуктор лебедки червячного типа состоит из однозаходного стального червяка и червячного колеса с бронзовым венцом. Максимальное тяговое усилие применяемых на лесовозных тягачах лебедок 40...80 кН. Торможение барабана лебедки осуществляется лентой тормоза с фрикционной накладкой. Натяжение ленты тормоза может быть изменено регулировкой.
В состав лесовозных автопоездов, кроме тягачей автомобилей-лесовозов, входят прицепы-роспуски соответствующей грузоподъемности. Автомобили - лесовозы большой грузоподъемности эксплуатируются с прицепами-роспусками 2Р-15Т (ГКБ-9383) Тавдинского механического завода.
Лесовозный прицеп-роспуск ГКБ-9383 представляет собой двухосную тележку с поворотным коником. Управление роспуском осуществляется крестообразной тросовой сцепкой. Роспуск состоит из ходовой части, рамы, подвески, коника с откидными стойками, тормозной системы и складывающегося металлического дышла.
Ходовая часть роспуска включает две оси, на которых в роликовых подшипниках установлены ступицы колес. Оси колес закреплены на концах балансиров в специальных гнездах с резиновыми амортизаторами.
Рама роспуска сварная (цельнометаллическая), из листового проката и гнутых профилей, соединенных между собой поперечинами. Верхняя часть рамы по бокам закрыта листами и приваренными к ним швеллерами, которые образуют две консоли тяговой балки. Средняя поперечина рамы в верхней части имеет опорный лист с отверстием для установки шкворня коника. Две боковые опорные стенки рамы и поперечины образуют окно, в которое входит конец дышла. Крепление дышла к раме роспуска осуществляется шарнирно через шкворень коника.
Для обеспечения погрузки и перевозки роспуска па шасси автомобиля на раме роспуска имеются специальные упоры для ограничения колебании балансира.
Подвеска роспуска состоит из двух балансиров, посаженных на общую ось вращения, и двух реактивных штанг. Балансиры своими концами опираются на оси колес и удерживаются на них при помощи съемных крышек и болтовых соединений.
Коник роспуск - металлический, поворотный. Он устанавливается на раме роспуска и соединяйся с ней при помощи шкворня. Коник состоит из основной балки (основания) и двух откидывающихся стоек, шарнирно закрепленных в отверстиях основания при помощи пальцев. Стойки удерживаются в вертикальном - положении стяжными тросами, запорные устройства которых расположены на противоположных концах основания (по аналогии с расположением на автомобиле).
Тормозная система роспуска состоит из колесных тормозов колодочного типа, тормозных камер, двух воздушных баллонов, крана ручного торможения роспуска н воздухораспределительного клапана Привод тормозов - пневматический. Воздушный трубопровод по дышлу (внутри его) и поэтому защищен от повреждений.
Дышло роспуска (рис. 16) – складывающееся металлическое, сварной конструкции, состоит из передней и задней балок, наконечника, фиксатора, пневмопровода и электропровода. В средней части дышло имеет шарнир с горизонтальной осью, обеспечивающий возможность его складывания. Шарнир оборудован фиксатором, открытие которого зависит от натяжения троса лебедки автомобиля.
Для изменения расстояния между кониками автомобиля и роспуска передняя часть дышла удлиняется за счет выдвижения наконечника, а задняя – за счет перестановки шкворня роспуска в другое отверстие в дышле.
В передней балке дышла имеются посадочные места для установки наконечник дышла, а в средней - гнезда для крепления троса лебедки. Задняя часть балки сужена, здесь устанавливаются фиксатор дышла и резиновые амортизаторы, которые предохраняют дышло от резких ударов и момент разгрузки роспуска.
Наконечник дышла - сварной из трубы. В передней части наконечника имеется фиксатор, приваренный к трубе для фиксации дышла в продольном направлении при его складывании, а в средней части – отверстие для установки шкворня буксирной рамки автомобиля. Наконечник дышла оканчивается проушиной с трапецеидальной резьбой для точной регулировки длины дышла при его установке. Для крепления наконечника в передней балке имеется отверстие. Фиксатор дышла включает шток, систему регулирования затяжки пружины и привода автоматического открывания. Привод фиксатора посредством троса соединен с тросом лебедки автомобиля и срабатывает до начала складывания дышла.