В качестве примера рассмотрим работу подъемного механизма автомобиля-самосвала МАЗ-5549. Общая схема подъемного механизма автомобиля-самосвала МАЗ-5551 показана на рис. 6. В транспортном положении подводимый к пневмораспределительному крану 8 сжатый воздух направляется им в полость пневматического цилиндра 17, который держит запоры цапф заднего борта в закрытом состоянии. Вторая полость пневматического цилиндра, полости диафрагм пневматических камер коробки отбора мощности 13 и клапана управления 3 через пневмораспределительный кран соединены с атмосферой. Звенья гидроцилиндра находятся во вдвинутом состоянии, коробка отбора мощности выключена, и масляный насос не работает.
При постановке рукоятки пневмораспределительного крана 8 в положение «Подъем» сжатый воздух из последнего направляется в пневматическую камеру коробки отбора мощности 13 и в полость пневматического цилиндра 17, который, срабатывая, открывает цапфы заднего борта платформы. Включается коробка отбора мощности 13, и масляные насос, засасывая масло из масляного бака, подает его под давлением через открытый обратный клапан 11 в клапан управления 3. Поскольку клапан управления закрыт, масло направляется в гидроцилиндр 1, и начинается последовательное выдвижение его звеньев - происходит подъем платформы. При достижении платформы предельного угла в 55°, тросик, связывающий гидроцилиндр с клапаном управления, вследствие наклона гидроцилиндра натянется и откроет клапан управления, что соединит нагнетательную магистраль со сливной. Давление упадет и платформа начнет опускаться, тросик ослабится и клапан снова закроется, масло опять пойдет в гидроцилиндр, что вызывает подъем до следующего открывания клапана. Такой повторяющийся процесс в конце подъема платформы обеспечивает встряхивание ее и быстрейшее ссыпание груза.
При переводе рукоятки пневмораспределительного крана 8 в «Опускание» сжатый воздух из крана направляется в пневматическую камеру клапана управления 3, что вызывает его открытие. Одновременно обе полости пневмоцилиндра управления запорами заднего борта 17 и пневматическая камера коробки отбора мощности 13 через кран управления соединяются с атмосферой. Коробка отбора мощности отключается, масляный насос перестает работать. Поршень пневмоцилиндра остается в прежнем положении. Под действием собственного веса платформа опускается, а масло из гидроцилиндра через открытый клапан управления вытесняется в масляный бак 7.
Для остановки платформы в промежуточном положении при подъеме или опускании рукоятка пневмораспределительного крана переводится в положение «Стоп». При этом все воздухопроводы соединяются через кран с атмосферой, вследствие чего масляный насос выключается, клапан управления закрывается, а запоры заднего борта продолжают оставаться открытыми. Слив масла из гидроцилиндра невозможен, так как клапан управления и обратный клапан закрыты.
По окончании опускания платформы рукоятка пневмораспределителъного крана переводится в транспортное положение и пневматический цилиндр закрывает запоры заднего борта.
При подъеме платформы с перегрузкой свыше 1,5 т давление в гидросистеме становится выше допустимого, откроется предохранительное устройство клапана управления 3, после чего прекратится дальнейший подъем платформы.