Как известно, правильно выбранный автомобильный транспорт при рациональных формах использования должен обеспечить минимальные затраты на доставку грузов и содействовать достижению высокой производительности труда. Широкое внедрение в перевозке ряда грузов специализированных подвижных составов автомобильного транспорта вызвано следующими причинами - повышением требований потребителей к доставке грузов в части их качественной и количественной сохранности;
- расширением производства грузов, которые не могут быть перевезены на стандартном (универсальном) подвижном составе бортового исполнения;
- необходимостью улучшения экономических показателей работы подвижного состава и автотранспортных предприятий в целом.
Учитывая разнообразные и специфические условия перевозки различных грузов, автомобильный транспорт должен отвечать следующим основным требованиям:
- обеспечивать сохранность первоначального качества различных товаров (грузов) и их товарного вида в процессе перевозки. Большинство товаров для предприятий торговли и общественного питания, где наиболее широко используется специализированный подвижной состав, должно перевозиться, как правило, в подвижном составе с закрытыми кузовами. Закрытые кузова могут быть универсальные и специальные.
Универсальные закрытые кузова применяются для перевозок в упаковках нескоропортящихся товаров, не требующих специальных устройств и приспособлений внутри кузова.
Специальные закрытые кузова применяются для перевозки товаров в мягкой упаковке или без упаковки. Для сохранности качества перевозимых товаров эти кузова имеют соответствующие устройства и приспособления внутри. К специальным закрытым кузовам относятся фургоны для перевозки скоропортящихся грузов. Площадь и объем их кузова должны обеспечивать полное использование номинальной грузоподъемности автомобиля. Учитывая, что объемный вес значительного количества грузов, главным образом промышленных товаров, составляет 0,15-0,30 т/м3, и с учетом коэффициента загрузки закрытого кузова (типа фургон), равного 0,8 (максимально возможное использование полезного объема), удельная объемная вместимость их должна быть 5,5-6,0 м3/т. Для ряда товаров, как, например, головные уборы, детские игрушки, готовая одежда, кожаная галантерея, хлеб, обувь и др., удельная объемная вместимость кузова должна быть не менее 8-9 м3/т, а для мебели еще больше.
Специализированный автомобильный транспорт должен обеспечивать возможность внедрения новых, более совершенных и прогрессивных форм организации перевозок, в частности, за пломбой грузоотправителя.
Применение двух-трех оборотных полуприцепов к одному тягачу и перевозок за пломбой отправителя создает реальные условия для резкого повышения производительности подвижного состава за счет сокращения времени простоя автомобилей, связанного с приемом и сдачей товаров, выполнением погрузочно-разгрузочных работ и оформлением товарно-транспортных документов,
Кузова должны соответствовать характеру перевозимого груза. Так, для перевозки мяса кузова автомобильного транспорта должны быть оборудованы крюками для подвески мясных туш, передвигаемых по продольным балкам кузова; для готового платья, пальто, костюмов - вешалками (плечиками) для перевозки в подвешенном состоянии и полками-стеллажами для белья, блузок; для перевозки хлебобулочных изделий - лотками; для перевозки мебели кузов внутри должен иметь мягкую обивку и мягкие приспособления для крепления мебели. Для перевозки ряда товаров мелкими партиями (галантерея, трикотаж, книги и др.) кузов должен иметь 2-3 изолированные друг от друга секции с самостоятельными дверями, что обеспечивает возможность погрузки в кузов 2-3 отправок для различных получателей за пломбой отправителя.
Для сохранения первоначального качества и предохранения от порчи скоропортящихся продуктов они должны перевозиться в изотермических кузовах, т. е. в кузовах, внутреннее пространство которых защищено от воздействия температуры окружающей среды тепловой изоляцией. Для поддержания пониженной температуры в кузове устанавливают систему охлаждения. В ряде случаев для предотвращения промерзания и замерзания некоторых товаров при перевозке их в зимнее время в кузовах автомобильного транспорта необходимо устанавливать систему отопления.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. М.С. Высоковский, А.И. Гришкевич, Л.Х. Гилелес и др.; Под редакцией М.С. Высоковского, А.И. Гришкевича. Автомобили: Специализированный подвижной состав. – Мн.: Высшая школа, 1989 – 240 с.
2. Бураков М.С. Специализированный подвижной состав автомобильного транспорта. – М.: Транспорт, 1979 – 296 с.
3. Рыбаков К.В., Савин В.Д., Митягин В.А. Автомобильные цистерны для транспортирования нефтепродуктов. – М.: Транспорт, 1979 – 160с.
4. Шавра В.М., Барулина И.Д., Поварчук М.М. Холодильный автотранспорт. – М.: Пищевая промышленность, 1981 – 224 с.
5. Автомобили – самосвалы. Под редакцией А.С. Мелик – Саркисьянца. – М.: Машиностроение, 1987 – 214 с.
6. Закин Я.Х. Маневренность автомобиля и автопоезда. – М.: Транспорт, 1986. – 136 с.
7. Якобашвили А.М., Олитский В.С., Цеханович А.Л. Специализированный подвижной состав для грузовых автомобильных перевозок. – М.: транспорт, 1979 – 319 с.