Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ВВЕДЕНИЕ. Деятельность операторов по управлению современными техническими объектами является



Деятельность операторов по управлению современными техническими объектами является существенно нестационарной: в ней происходит чередование или последовательная смена временных интервалов с различной субъективной сложностью, например сравнительно простых, исполнительных и стереотипных, и гораздо более сложных, творческих процессов мышления, в которых доминируют психические процессы разного уровня. Поэтому основной проблемой анализа операторской деятельности становится разработка методов психологического анализа, раскрывающих процесс ее выполнения в динамике.

Динамика деятельности, как известно, обеспечивается регулятивной функцией психики. В связи с этим для выявления в деятельности временных интервалов с психическими процессами разного качества необходимо определение, с одной стороны, некоторого общего понятия, отражающего сущность всех регуляционных процессов и поэтому позволяющего с единой позиции оценивать их субъективную сложность, и, с другой стороны, многоуровневой структуры регуляции, раскрывающей разнокачествен-ность указанных процессов.

В данной практической работе для описания психической регуляции деятельности используется концепция проблемностей, в которой полагается, что направленность активности и содержание психической регуляции деятельности и поведения человека определяют возникновение и преодоление несоответствия между объективной реальностью и ее субъективным отражением вследствие значимых для человека изменений или событий. Фактически данное несоответствие является инициирующим фактором регуляции. Оно имеет разные формы и заключается в новизне, неизвестности, неоднозначности для субъекта происходящих объективных событий или в затруднениях при раскрытии их причин, а также неясности, неопределенности возникающих у человека ощущений, образов, идей, интересов и т.д. При этом степень несоответствия определяет типы психической активности: текущую для некоторой минимальной величины несоответствия, когда происходит быстротечный, непосредственный чувственно-практический контакт человека с действительностью; ситуативную при достаточно существенной степени несоответствия, приводящей к оценке событий в рамках заметных временных интервалов; долгосрочную при очень существенном несоответствии, преодолеваемом при организации психической активности в рамках длительных периодов времени.

Необходимо особо отметить, что сложность процессов регуляции, определяемая степенью несоответствия между объективной действительностью и ее субъективным отражением, обусловливает временной масштаб протекания регуляционных процессов в выделенных типах психической активности. При этом временные характеристики указанных процессов для каждого типа активности должны изменяться в определенном диапазоне, так как при превышении некоторых допустимых пределов временных задержек, связанных с формированием и преодолением указанного несоответствия, его осуществление становится невозможным.

В связи с тем что перечисленные формы несоответствия носят проблемный характер, они объединяются одним общим понятием — проблемность. Данное понятие используется для обозначения психологических трудностей и оценки сложности задач Г.А.Баллом, А.В.Брушлинским, М.И.Воловиковой, Л.М.Фридманом, Д. Е. Берлайном, В. Р. Рейтманом и др. В рассматриваемой концепции для описания процессов регуляции деятельности проблемность определяется как психическое явление, возникающее вследствие субъективно значимого изменения объективной действительности и ее психического отражения и представляющее одну из форм несоответствия между ними, появление и преодоление которого обеспечивается механизмами психической регуляции.

Каждому из трех типов активности соответствует некоторый класс проблемностей, определяемый по степени указанного несоответствия: проблемные моменты (при незначительных изменениях), проблемные ситуации (при достаточно существенных изменениях) и проблемы (при очень серьезных, неожиданных изменениях). Эти классы определяют качественные особенности и закономерности процессов психической регуляции на разных уровнях: непосредственного взаимодействия, опосредованной координации, программно-целевой организации, личностно-нормативных изменений и мировоззренческих коррекций (табл. 4.1).

Таблица 4.1

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.