Деятельность операторов по управлению современными техническими объектами является существенно нестационарной: в ней происходит чередование или последовательная смена временных интервалов с различной субъективной сложностью, например сравнительно простых, исполнительных и стереотипных, и гораздо более сложных, творческих процессов мышления, в которых доминируют психические процессы разного уровня. Поэтому основной проблемой анализа операторской деятельности становится разработка методов психологического анализа, раскрывающих процесс ее выполнения в динамике.
Динамика деятельности, как известно, обеспечивается регулятивной функцией психики. В связи с этим для выявления в деятельности временных интервалов с психическими процессами разного качества необходимо определение, с одной стороны, некоторого общего понятия, отражающего сущность всех регуляционных процессов и поэтому позволяющего с единой позиции оценивать их субъективную сложность, и, с другой стороны, многоуровневой структуры регуляции, раскрывающей разнокачествен-ность указанных процессов.
В данной практической работе для описания психической регуляции деятельности используется концепция проблемностей, в которой полагается, что направленность активности и содержание психической регуляции деятельности и поведения человека определяют возникновение и преодоление несоответствия между объективной реальностью и ее субъективным отражением вследствие значимых для человека изменений или событий. Фактически данное несоответствие является инициирующим фактором регуляции. Оно имеет разные формы и заключается в новизне, неизвестности, неоднозначности для субъекта происходящих объективных событий или в затруднениях при раскрытии их причин, а также неясности, неопределенности возникающих у человека ощущений, образов, идей, интересов и т.д. При этом степень несоответствия определяет типы психической активности: текущую — для некоторой минимальной величины несоответствия, когда происходит быстротечный, непосредственный чувственно-практический контакт человека с действительностью; ситуативную — при достаточно существенной степени несоответствия, приводящей к оценке событий в рамках заметных временных интервалов; долгосрочную — при очень существенном несоответствии, преодолеваемом при организации психической активности в рамках длительных периодов времени.
Необходимо особо отметить, что сложность процессов регуляции, определяемая степенью несоответствия между объективной действительностью и ее субъективным отражением, обусловливает временной масштаб протекания регуляционных процессов в выделенных типах психической активности. При этом временные характеристики указанных процессов для каждого типа активности должны изменяться в определенном диапазоне, так как при превышении некоторых допустимых пределов временных задержек, связанных с формированием и преодолением указанного несоответствия, его осуществление становится невозможным.
В связи с тем что перечисленные формы несоответствия носят проблемный характер, они объединяются одним общим понятием — проблемность. Данное понятие используется для обозначения психологических трудностей и оценки сложности задач Г.А.Баллом, А.В.Брушлинским, М.И.Воловиковой, Л.М.Фридманом, Д. Е. Берлайном, В. Р. Рейтманом и др. В рассматриваемой концепции для описания процессов регуляции деятельности проблемность определяется как психическое явление, возникающее вследствие субъективно значимого изменения объективной действительности и ее психического отражения и представляющее одну из форм несоответствия между ними, появление и преодоление которого обеспечивается механизмами психической регуляции.
Каждому из трех типов активности соответствует некоторый класс проблемностей, определяемый по степени указанного несоответствия: проблемные моменты (при незначительных изменениях), проблемные ситуации (при достаточно существенных изменениях) и проблемы (при очень серьезных, неожиданных изменениях). Эти классы определяют качественные особенности и закономерности процессов психической регуляции на разных уровнях: непосредственного взаимодействия, опосредованной координации, программно-целевой организации, личностно-нормативных изменений и мировоззренческих коррекций (табл. 4.1).