Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Соответствие между классами проблемностей и уровнями психической регуляции



Класс проблемностей Содержание процессов психической регуляции Уровень психической регуляции
Проблемные моменты Организация непосредственного чувственно-практического контакта с действительностью Непосредственное взаимодействие
Проблемные ситуации Пространственно-временная ориентация и логическая координация деятельности Опосредованная координация
Анализ общих особенностей и закономерностей деятельности, поиск и формирование ее целей и программ Программно-целевая организация
Проблемы Формирование и изменение профессиональных, социальных, морально-этических и нравственных норм поведения и деятельности, выработанных и принятых личностью Личностно-нормативные изменения
Дополнение и коррекция системы знаний, убеждений и идеалов о природе, технике, человеке и обществе Мировоззренческие коррекции

Каждому классу соответствует некоторый диапазон сложности проблемностей, которые вместе составят шкалу сложности проблемностей. В силу определенной условности разделения процессов регуляции границы между соседними классами проблемностей и уровнями не резкие, а размытые, нечеткие, т. е. их диапазоны сложности имеют некоторую общность или они перекрываются.

В качестве примеров проблемных моментов можно привести проблемности в различении и опознании состояний или месторасположения сигнализаторов, различении и перекодировке команды управления, определении усилия, длительности или очередности нажатия клавиш в команде управления. Среди проблемных ситуаций можно отметить проблемности в анализе и оценке отдельной фазы процесса управления, в понимании его общих особенностей и закономерностей, формировании целей и программы управления. К проблемам относятся проблемности в формировании, трансформации и изменении профессиональных и межличностных норм поведения и деятельности, выработанных личностью, а в наиболее сложных условиях — в корректировке элементов системы профессиональных знаний.

Необходимо учитывать, что класс возникающих проблемностей вследствие одних и тех же изменений существенно зависит от профессионального опыта человека. Так, какие-то события в процессе управления (возможно даже отказы и нештатные ситуации), являющиеся привычными для профессионала и приводящие к появлению в его деятельности лишь проблемных моментов, у новичка могут стать причиной возникновения проблем.

В связи с тем что на каждом из уровней регуляции происходит преодоление проблемностей определенной сложности, субъективная сложность деятельности как степень организованности процессов психической регуляции будет выражаться в актуализации, включенности разных уровней регуляции.

В динамике деятельности проблемности, возникающие вследствие какого-то субъективно значимого события, могут преодолеваться как изолированно, так и образовывать некоторые последовательности — алгоритмы разрешения проблемностей. Переходы в алгоритме могут осуществляться между проблемностями как одного и того же, так и разных уровней регуляции. Вследствие взаимной обусловленности проблемностей в образующихся последовательностях эти алгоритмы обладают определенной целостностью, в силу чего процессы их преодоления должны реализовываться в рамках некоторой оперативной системы регуляции. Ведущий уровень регуляции в данной системе определяется про-блемностью максимального уровня из встречающихся в алгоритме, которая задает его класс.

Так как структура процессов регуляции имеет пять уровней, все возможные алгоритмы проблемностей разбиваются на пять классов.К первому классу относятся алгоритмы, состоящие из проблемностей первого уровня. Второй класс составляют алгоритмы из проблемностей первого и второго уровней. Эти алгоритмы могут начинаться с проблемностей как на первом, так и на втором уровнях. К третьему, четвертому и пятому классам принадлежат алгоритмы с проблемностями, максимальный уровень которых третий, четвертый и пятый соответственно.

При исследовании нестационарной деятельности необходим в первую очередь анализ ее макродинамики, т.е. переходов между оперативными системами или алгоритмами разрешения проблемностей. В связи с тем что на каждом из временных интервалов существования оперативных систем регуляции доминирует определенный тип психической активности, анализ макродинамики деятельности можно проводить по временным параметрам интервалов актуализации, включенности ведущих уровней регуляции. При изложенной классификации ведущий уровень регуляции и, следовательно, субъективная сложность деятельности на некотором временном интервале будут характеризоваться классом соответствующего алгоритма разрешения проблемностей. При этом макродинамика деятельности может быть представлена в виде последовательности таких временных интервалов с обозначением классности алгоритмов разрешения проблемностей.

Завершенный процесс функционирования оперативной системы регуляции по реализации алгоритма разрешения проблемностей определяется как цикл регуляции. В связи с тем что каждому типу психической активности соответствует определенный временной масштаб процессов ее протекания, длительность циклов регуляции для каждого из уровней должна находиться в определенном диапазоне и увеличиваться при росте уровней. При этом отличия указанных временных масштабов на соседних уровнях будут размытыми.

В итоге деятельность операторов в динамике представляется, с одной стороны, в виде последовательной смены алгоритмов разрешения проблемностей разных классов и, с другой стороны, как последовательность разноуровневых циклов регуляции.

В силу того что «проблемность» — понятие, отражающее сущность и содержание процессов психической регуляции, анализ проблемностей требует использования качественных психологических методов. В то же время цикл регуляции в большей степени предназначен для характеристики временньгх масштабов протекания психических процессов, и поэтому для его оценки необходимы количественные методы, в том числе и основанные на автоматизированном анализе психофизиологических параметров деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.