Формирование цен и тарифов на бытовые услуги имеет ряд особенностей, учитывающих специфику отрасли.
v Учитывая, что бытовые услуги потребляются непосредственно населением, цены на них, кроме составляющих элементов отпускной цены, должны учитывать факторы установления розничных цен на потребительские товары (качество обслуживания, престижность и т.п.)
v Поскольку сфера деятельности бытового обслуживания носит ярко выраженный местный характер, то ассортимент услуг и цены на них должны учитывать в максимальной степени потребности и платежеспособность населения, региональную специфику формирования затрат.
v Многообразие услуг и трудоемкость калькулирования каждого отдельного заказа в условиях общей инфляции привели к широкому использованию повышающих коэффициентов к ранее действующим ценам.
Большая часть бытовых услуг, оказываемая населению относится к социально значимым. По ним предусмотрено регулирование цен и тарифов облисполкомами и Мингорисполкомом — установление предельных цен. Применение цен и тарифов на социально значимые бытовые услуги, превышающих предельные цены, является нарушением дисциплины цен для всех организаций, оказывающих бытовые услуги населению.
Ценообразование на бытовые услуги для населения регулируется:
1. Положением о формировании предельных цен (тарифов) на бытовые услуги. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь № 79 от22.07.1999 в редакции от 24.01.2003 г.;
2. Инструкция о порядке формирования и применения цен и товаров. Постановление Министерства экономики Республики Беларусь от 10.09.2008 № 183.
Материалы, запасные части и фурнитура, используемые бытовыми организациями, включаются в тарифы на услуги или дополнительно оплачиваются заказчиком по ценам их приобретения с добавлением фактических затрат на приобретение в соответствии с Особенностями состава затрат, включаемых в себестоимость организациями бытового обслуживания, населения.
Цена заказа по бытовой услуге равна стоимости материалов, запасных частей, фурнитуры плюс цена услуги плюс налог на добавленную стоимость. Цена услуги включает в себя:
v себестоимость, исходя из стоимости обработки;
v прибыль;
v установленные отчисления в целевые фонды.
Рентабельность бытовых услуг исчисляется как отношение прибыли к себестоимости обработки (без учета стоимости материалов). Если организации бытового обслуживания реализуют товары изготовителю без предварительных заказов, то отпускные цены формируются аналогично отпускным ценам промышленности
Формирование цен и тарифов на бытовые услуги осуществляется всеми организациями на основе экономически обоснованных норм и нормативов основных материальных и трудовых затрат, разработанных и утвержденных Государственным объединением «Белбыт». По тем видам бытовых услуг, на которые нормы и нормативы основных материальных и трудовых затрат объединением не утверждены, цены и тарифы формируются на основе норм и нормативов, утвержденных руководителем организации.
Организации должны иметь экономическое обоснование установленных тарифов или ставок на оказание услуг на бумажных носителях. По новым видам услуг проводится регистрация цен в соответствующих органах ценообразования.
Повышение цен на бытовые услуги в пределах установленных предельных индексов изменения отпускных цен проводится в связи с повышением себестоимости услуг, обусловленным изменением цен на основные материалы, тарифов на топливно-энергетические ресурсы, переоценкой основных средств, повышением ставки первого разряда, если возможно возникновение убыточности в целом по организации или по отдельным услугам, занимающим значительный удельный вес в объеме производства данной организации. В этом случаи производится регистрация новых цен на бытовые услуги в соответствующих органах государственного управления, облисполкомах, Мингорисполкоме.
Дифференциация тарифов на бытовые услуги производится в зависимости:
• от категории (разряда) объекта бытового обслуживания;
• качества работ и уровня культуры обслуживания;
• степени срочности исполнения заказов;
• дополнительные услуги для заказчиков;
• изменение сезонного спроса населения;
• степень приближения услуг к заказчику.
Механизм ценообразования в этой сфере должен быть особенно гибким и включать систему скидок, предоставляемых заказчику при нарушении фирмой установленных сроков выполнения заказов или вследствие ненадлежащего качества услуг. Дополнительная оплата может предусматриваться за хранение своевременно выполненных заказов, но не востребованных заказчиком в течение срока, установленным для их получения.