Метод прямого расчета отпускной цены предприятия-производителя.
При включении в отпускную цену налогов и сборов, уплачиваемых из выручки, используется метод прямого счета. Этот метод заключается в том, что отправным показателем в расчетах служит цена предприятия, состоящая из полной (коммерческой) себестоимости продукции (работ, услуг) и прибыли.
Структура отпускной цены предприятия-производителя может быть представлена в следующем схематичном виде:
ОЦПР = С/С + П + АК+ФР/Н + НДСПР,
где ОЦПР - отпускная цена предприятия-производителя; С/С — себестоимость продукции предприятия-производителя; П - прибыль; АК - акциз; ФР/Н — сбор в республиканский фонд поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной- науки; НДСПР — налог на добавленную стоимость предприятия-производителя. Метод прямого расчёта цены в основном используется:
1) при затратном методе;
2) при вступлении фирмы на рынок: фирма должна, исходя из действующего налогового законодательства, уровня себестоимости товарной продукции, приемлемого для нее уровня прибыли, рассчитать уровень цены, сравнить его с уровнем цен конкурентов и принять решение о целесообразности своего присутствия здесь.
Алгоритм расчета отпускной цены с учетом действующей системы налогообложения:
1. .
2. - по приведенной формуле рассчитывается сумма акцизов по подакцизным товарам, на которые установлены адволорные (процентные) ставки (в настоящее время к таким товарам относятся лишь ювелирные изделия). По продукции, на которую установлены твердые (специфические) ставки, акцизы, включаются в калькуляцию в суммах, приведенных в Указе Президента Республики Беларусь от 13.01.2006 г. № 28.
3.
4.
Пример. Полная себестоимость составляет 1500 руб., норма рентабельности – 20%. Рассчитать отпускную цену предприятия-производителя с учетом действующей системы налогообложения.
1.
2.
3.
4.
5. ОЦПР = 1500руб.+ 300руб. + 200руб.+ 40,8 руб. + 367,3 руб.=2842руб.=2840 руб.
Несмотря на относительную простоту расчета, а также достоинства метода прямого расчета, сфера его действия все-таки имеет ограничения:
o в условиях рынка цены многих товаров определяются под воздействием рыночных факторов, в зависимости от сложившейся конъюнктуры;
o при установлении окончательной цены не учитываются субъективное восприятие товара потребителями, цена спроса;
o не учитывается платежеспособный спрос потребителей;
o не дает гибкости при принятии ценовых решений предприятием.
Метод обратного расчета отпускной цены предприятия-производителя (от выручки)
Использование данного метода позволяет предприятию до момента выведения товара на рынок (или его сегмент) выяснить его будущую прибыльность, а следовательно, и целесообразность продаж. Алгоритм всех вычислений базируется на выявлении влияния состояния рынка и налоговой системы на прибыль предприятия и его выручку от продажи продукции.
Алгоритм расчета прибыли предприятия с учетом действующей системы налогообложения:
1.
2.
3. - учитывая примечание, сделанное выше.
4. П=ОЦПР-НДСПР-ФР/Н-АК-С/С.
Если в итоге получена положительная величина прибыли, то еще нельзя говорить о целесообразности выведения товара на рынок, Не всегда положительная величина прибыли может выступать в качестве принятия решения, для этого используется показатель рентабельности. Если полученная рентабельность окажется выше среднего ее значения в целом по предприятию, то можно принять решение о выпуске изделия или об оказании услуги. Если же она окажется ниже - необходимо проанализировать собственные издержки с целью их снижения и тем самым увеличения размера прибыли либо изучить конъюнктуру других рынков или вообще отказаться от данного изделия из-за его низкой эффективности.
Пример, На основе данных об уровне цен, сложившимся на рынке, обосновать целесообразность продажи товара по цене 32 000 руб., за шт., себестоимость единицы продукции -21 500 руб., ФР/Н - 2%, акциз - 10%, НДС - 18%, средняя норма рентабельности предприятия — 20 %.
1.
2.
3.
4. П=32000 руб.-4881,4 руб. – 542,4 руб.- 2657,6 руб. – 19500 руб. = 4436,6 руб.
- продажа по данной цене целесообразна, так как при этом норма прибыли на единицу изделия оказывается выше средней нормы рентабельности, принятой на предприятии (22,7%>22%).
Литература
1. Полещук И.И. Терешина В.В. Ценообразование. Учебник / Под ред. И.И. Полещук. - Мн.: БГЭУ, 2001, с 94-116.
2. Цены и ценообразование: Учебник / Под ред. И.К. Салимжанова. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999, с. 85-107.