Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Самодержавие и церковь в XVII веке. Патриарх Никон. Церковный раскол



Основные даты и события: ] 653-1655 п. - реформа патриарха Никона.

Исторические деятели: патриарх Никон; Алексей Михайлович; протопоп Аввакум.

Основные термины и понятия: самодержавие; церковный раскол. Работа с картой: показать основные центры старообрядчества. План ответа: 1) церковь после Смуты, патриарх Филарет; 2) па­триарх Никон, церковная реформа; 3) церковный раскол и его

последствия; 4) обострение противоречий между церковной и светской властью: причины, проявления, последствия; 5) Церковный собор 1666-1667 ГГ.; 6) старообрядчество, про­топоп Аввакум; 7) значение церковной реформы для развития светскоЙ и духовной власти.

Материал к ответу:Смута стала суровым испытанием и для церкви. Часть свящеН!iослужителей во главе с патриархом Иг­натием поддержала Лжедмитрия 1 (сам патриарх короновал его на царство). Однако большинство священнослужителей показали образцы высокого служения Отечеству и церкви.

Находившиеся в Москве в годы Смуты поляки не только раз­грабили церковную утварь и осквернили мощи святых, но и уничтожили при отступлении почти все 450 московских церквей. Массовым явлением были убийства оккупантами слу­жителей церкви, взятие их в заложники. В числе пленных ока­зался и фактический глава Русской Православной llеркви мит­рополит Филарет (Федор Никитич Романов). Но все это не сломило, а, напротив, укрепило духовные силы верующих.

После восьмилетнего пребывания в польском плену митропо­лит Филарет возвратился в 1619 г. в Москву. Участники Церков­ного собора избрали его новым патриархом Московским и всея Руси. При нем резко возросли роль и значение церкви в жизни го­сударства. Филарет, по существу, был вторым царем: все доклады о государственных делах царь и патриарх заслушивали совместно, Михаил никогда не принимал решений без согласия отца. Быва­ло и такое, что по сугубо государственным вопросам распоряже­ния отдавал сам патриарх. Главное, чего удалось добиться Фила­рету - укрепить авторитет и власть царя Михаила Федоровича. Однако многие вопросы церковного характера так и не были ре­шены ни при нем, ни при его преемниках - патриархах Иоаса­фе 1 и Иосифе. Среди них главным был вопрос обновления религиозной идеологии и церковных обрядов. Стремясь проти­водействовать активизировавшемуся в годы смутыI западному ВЛИЯНИЮ, церковь усилила в эти годы борьбу с иноверием.

В середине хуп в. стало ясно, что в русских церковных кни­гах, переписьmавшихся от руки, имеется много описок и иска­жений текста по сравнению с оригиналами. Немало сомнений вызывал обычай многоголосия во время церковной службы (когда священник, дьякон и сами верующие молились одновре­менно, порой используя разные молитвы), крещения двумя паль­цами и др. По этим вопросам мнения верующих разделились. Од­ни ( в том числе патриарх Иосиф) предлагали исправить церковные книги и обряды, вернувшись к древнерусским образ-

цам. Другие (к числу которых относился царь Алексей Михай­лович и его ближайшее окружение) считали, что следует обра­титься не к книгам столетней давности, а к самим греческим ис­точникам, с которых они в свое время переписьmались. После смерти патриарха Иосифа новым предстоятелем Русской Право­славной Церкви по предложению Алексея Михайловича был из­бран Никон - митрополит Новгородский. Ему и было поручено провести церковную реформу. Реформа прошла в 1653-1655 гг. и касалась в основном церковных обрядов и книг. Было введе­но крещение тремя пальцами, поясные поклоны вместо зем­ных, исправлены по греческим образцам иконы и церковные книги. Созванный в 1654 г. Церковный собор одобрил реформу, но предложил привести действующие обряды в соответствие не только с греческой, но и с русской традицией.

Новый патриарх был человеком своенравным, волевым, во многом фанатичным. Получив необъятную власть над веру­ющими, он вскоре выступил с идеей первенства церковной вла­сти и преможил Алексею Михайловичу разделить с ним власть по примеру царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета. Он говорил: «как месяц имеет свет от солнца, так и царь имеет по­священие, помазание и венчание от архиерея,>. Однако царь не пожелал долго терпеть эти нравоучения патриарха. Он перестал ходить на патриаршие богослужения в Успенском соборе, при­глашать Никона на государственные приемы. Это было серьез­ным ударом по самолюбию патриарха. Во время одной из про­поведей в Успенском соборе он заявил о сложении патриарших обязанностей (с сохранением сана) и удалился в Новоиеруса­лимский Воскресенский монастырь. Там Никон ждал, что царь раскается и попросит его вернуться в Москву. Однако Алексей Михайлович поступил совсем иначе. Он стал готовить церков­ный суд над Никоном, для чего пригласил в Москву православ­ных патриархов из других стран.

для суда над Никоном в 1666 Г. был созван Церковный со­бор, на который патриарха привезли под охраной. Царь заявил, что Никон «самовольно И без нашего царского величества пове­ления церковь оставил и от патриаршества отрекся,>, тем самым давая понять, кому принадлежит реальная власть в стране. При­сутствовавшие церковные иерархи поддержали царя и осудили Никона, благословив лишение его сана патриарха и вечное за­точение в MOHacThlpb. Одновременно Собор 1666-1667 ГГ. под­держал церковную реформу и предал проклятию всех ее против­ников (которые стали именоваться старообрядцами). Участники Собора постановили передать лидеров старообрядцев в руки светских властей. По Соборному уложению 1649 г. им грозило сожжение на костре. Таким образом, реформа Никона и Собор 1666-1667 гг. положили начало расколу в Русской Православ­ной Церкви.

Главой старообрядцев стал протопоп Аввакум (Аввакум Пет­ров) (1620-1682). С юных лет посвятив себя церкви, Аввакум был активным сторонником и проповедником благочестивого образа жизни. Некоторое время он входил в число членов «Кружка ревнителей благочестия», познакомился с поддержи­вавшим их царем Алексеем Михайловичем. Реформы Никона Аввакум воспринял резко отрицательно, считая, что если и об­ращаться к первооснове веры, то только в русских источниках. За свои взгляды он был лишен места в московском Казанском соборе, арестован и заключен в монастырь, а позже сослан в Сибирь. Однако везде он вел активную пропаганду старооб­рядческих идей. В 1664 г. Аввакум вернулся в Москву, где царь и симпатизировавшие ему люди тщетно убеждали раскольника смириться с церковной реформой. За отказ от смирения Авва­кум был предан церковному проклятию на Соборе 1666­1667 гг. и расстрижен из священников, а затем вновь заключен в земляную тюрьму. Там он написал свое знаменитое «Житие» И десятки других работ. За непокорность и непримиримость Ав­вакум был при говорен к казни Церковным собором 1681-1682 годов. 11 апреля 1682 г. «неистовый протопоп» И его сподвиж­ники были заживо сожжены.

Таким образом, церковь, укрепившая свои позиции после Смуты, попыталась занять господствующее положение в поли­тической системе страны. Однако в условиях усиления самодер­жавия это привело к резкому конфликту церковной и светской власти. Поражение церкви в этом столкновении подготовило почву для ее превращения в один из элементов самодержавия.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.