Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Перемены в культуре и быте при Петре I



Основные даты и события:1710 г. - введение гражданского шрифта; 1703 Г. - начало выпуска первой официальной рус­ской печатной газеты; 1719 г. - открытие первого российско­го музея; 1714 г. - открытие первой в стране научной библи­отеки; 1724 г. - указ об учреждении Академии наук; 1700 г. ­введение нового летоисчисления.

Исторические деятели:Петр 1; Я. В. Брюс; Л. Ф. Магницкий; А. К. Нартов; Д. Трезини; Б. Растрелли.

Основные термины и понятия:ассамблея; политес; кунсткамера; петровское барокко.

План ответа:1) исторические условия развития кулылуры в пер­вой четверти ХУllIВ.; 2) достижения в развитии отечественной науки и кулылуры: научные знания, образование, техническая мысль, архитектура, живопись; 3) изменения в повседневном быту основных категорий населения; 4) сословный характер кулылуры; 5) значение перемен в кулылурной жизни петровско­го времени.

Материал к ответу:При Петре 1 впервые сложились предпосыл­ки для зарождения собственно российской науки и ее разви­тия. Необходимость развития научных знаний объяснялась практическими потребностями государства и была связана с освоением огромных сибирских и дальневосточных просто­ров страны, поиском и использованием полезных ископае­мых, строительством ноsых городов, ростом мануфактурного производства и торговли.

Были заложены основы отечественной медицины. В 1706 г. в Москве был основан Аптекарский огород, ставший основой будушего ботанического сада. В 1707 г. открыт первый в России госпиталь и при нем госпитальная школа. С 1718 г. в Петербур­ге начали изготавливать первые отечественные хирургические инструменты.

В 1720 г. была издана карта Каспийского моря.

В 1700 г. по указу Петра была организована государствен­ная горно-разведочная служба, занимавшаяся поиском полез­ных ископаемых. В 1703 г. крестьянин Шилов открыл на Ура­ле месторождение медных руд; в 1714 г. молотовый мастер Рябов - первые в России минеральные лече~ные воды В'рай­оне Петрозаводска; в начале 20-х п. рудознатец Григорий Ка­пустин - месторождения каменного угля на юге России. Тог­да же в Подмосковье был обнаружен бурый уголь.

Сподвижник Петра Я. В. Брюс в 1699 г. организовал Нави­гацкую школу в Сухаревой башне в Москве, где обучали ас­трономии. Здесь же в-1102 г. была оборудована первая в России обсерватория. В 1707 г. Брюс составил первую в России карту звездного неба. С 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.

Выдающееся значение имел выход в свет в 1703 г. «Ариф­метики» Л. Ф. Магницкого - энциклопедии математических знаний того времени, которую М. В. Ломоносов назвал «вра­тами своей учености».

А. К. Нартов в 1712-1725 п. первым в мире изобрел и по­строил ряд токарных станков; в 1724 г. по проекту другого ге­ниального русского механика - Никонова - на Галерном дво­ре была создана и испытана первая подводная лодка. Научные и технические знания применялись при сооружении каналов и плотин, механизмов на мануфактурах, корабельных верфей.

По указанию Петра 1 с 1722 г. начался сбор материалов по истории России для последующего написания научных трудов и учеБНИКQВ. В Петербург со всех концов страны и из-за гра­ницы начали свозить интересные документы и материалы, по­ложившие начало русским архивам.

Интерес к знаниям у Петра сохранился на протяжении всей жизни. llарь-реформатор прекрасно понимал, что школы, основанные лишь на церковном знании, так же как и отправка талантливой молодежи для обучения за границу, не могут дать хорошего резулылата. В России стала форми­роваться собственная система образования. Вначале школы были бессословными: в них могли учиться дети из разных слоев общества. Однако вскоре во многие специальные учеб­ные заведения (готовившие офицеров-специалистов) стали принимать только детей дворян. Дети крепостных крестьян не имели права обучаться в государственных школах. По­скольку далеко не все дети дворян желали учиться, царь приказал считать учебу одним из видов государственной службы. А чтобы никто не мог ее избежать, он запретил священникам заключать браки дворян, не имеющих свиде­тельства об образовании.

Создание системы образования требовало множества книг (учебников, справочников, наглядных пособий). Только за первую четверть XVlIIв. в России было издано больше книг, чем за все 150 лет, прошедшие с начала русского книгопеча­тания. Болылое значение для повышения уровня грамотности населения имело введение в 171 О г. гражданской азбуки. Как отмечал позже М. В. Ломоносов, «при Петре ВеЛl-tком не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одеЖды». С 1703 г. начала издаваться первая официальная печатная газета - «Ведомости», В кото­рой публиковалась в основном иностранная хроника.

Крупным научным учреждением стала основанная царем в Петербурге в 1719 г. Кунсткамера (помещение для редкос­тей), в которой хранились собрания минералов, медицинских препаратов, древних монет, этнографическая коллекция, не­сколько земных и небесных глобусов. Это был первый рус­ский музей. Тогда же в Петербурге были основаны Военно-мор­ской и Артиллерийский музеи, а в 1714 г. - старейшая в нашей стране научная библиотека. Венцом петровских преобразова­ний в области науки и просвещения стал указ 1724 г. об уч­реждении Академии наук и художеств (открылась она уже по­сле смерти царя в 1725 г.).

При Петре 1 художественная кулылура заняла новое место в духовной жизни общества. Она стала светской, более разно­образной в жанровом отношении, получила активную под­держку со стороны государства. Однако в целом кулылура но­сила переходный характер, так как во многом еще сохранялись черты прежней эпохи.

Музыка была представлена несложными бытовыми формами: танцевальными, военными, застольными мелодиями. Особенно популярны были канты (многоголосое бытовое пение, обычно звучавшее в дни государственных и военных праздников).

Архитектура этого времени представлена прежде всего со­оружениями Санкт-Петербурга, для строительства которого были приглашены лучшие зарубежные специалисты ­Ж. Леблон, Д. Трезини, Б. Растрелли. В этой работе участвова­ли и русские архитекторы - И. к. Коробов и М. Г. Земцов. Важнейшими памятниками архитектуры стали Петропавлов­ский собор и Петропавловская крепость, здание Двенадцати коллегий, дворец Меншикова в Петербурге, Меншикова баш­ня в Москве, сооружения Петергофского ансамбля.

Изобразительное ис.кусство первой четверти ХУIIIв. пред­ставлено таким новым явлением, как гравюра (она пришла на Русь из Европы). Гравюры завоевали популярность прежде всего из-за своей дешевизны и вскоре уже широко использо­вались в учебной литературе, газетах, календарях. Известным мастером-гравером был А. Ф. Зубов. Другой отличительной чертой живописи эпохи Петра стал портрет. Одним из осно­воположников русской светской живописи стал портретист И. Н. Никитин (1690-1742), получивший по указу царя Петра возможность обучения в Италии. Его портретам «<Напольный гетман», «Петр 1 на смертном ложе») присущи реализм, инте­рес к внутреннему миру человека, показ не только индивиду-

альных внешних черт, но и характера. -

По обилию новых явлений в кулылурной жизни первая чет­верть XVIIIв. не имеет аналогов в отечественной истории. По приказу царя для дворян было введено обязательное ноше­ние европейской одежды - камзолов, чулок, башмаков, гал­стуков, шляп. Бояре и дворяне должны были брить бороды. За ослушание им грозил в лучшем случае большой денежный штраф, а в худшем - опала. Крестьяне за право носить боро­ду должны были платить налог, который взимался всякий раз, когда крестьянин въезжал в город. Лишь духовенство сохрани­ло свое право на ношение традиционной одежды и бороды.

С января 1700 г. Петр ввел новое летосчисление - от Рож­дества Христова, а не от сотв'орения мира. Поэтому теперь вслед за 7207 наступил 1700 год. Кроме того, Новый год те­перь начинался не с 1 сентября, как прежде, а с 1 января.

Царь привез из Европы и внедрил в России новые формы общения и развлечений: праздники с иллюминацией, фейер­верки, маскарады. С 1718 г. он специальным указом ввел ассам­блеи, которые устраивали в домах знати. На них приглашались

сановники, офицеры, духовенство, богатые купцы. Особеннос­тью этих собраний стало то, что в них разр~шили участвовать женшинам. Ассамблеи проходили в светских беседах, обсужде­нии последних новостей и сплетен, танцах и аттракционах. Обязательной частью вечера был грандиозный ужин, в ходе которого каждый хозяин ассамблеи стремился превзойти сво­его предшественника великолепием и новшествами. Распрост­ранение получила игра на клавикордах (прототип пианино), скрипке, флейте. Популярными стали любительские оркест­ры, концерты которых в обязательном порядке должны были посещать представители знати. Новшеств в быту высших сло­ев населения стало так много, что понадобилось специальное пособие с правилами хорошего тона. В 1717 г. вышло в' свет знаменитое «Юности честное зерцало, или Показание житей­скому обхождению, собранное из разных авторов».

Особенностями развития кулылуры в эпоху Петра 1 стало усиление ее светских начал и активное проникновение и даже насаждение западноевропейских черт. Зарождал ась и развива­лась отечественная наука, оформилась система образования, расцвела художественная кулылура. Однако кулылура петров­ского времени носила переходный характер, соединяя в себе новации Петра и традиции патриархальной Руси. Более того, все новшества и достижения стали достоянием лишь высших слоев населения. Основная же часть жителей огромной стра­ны воспринимала новые черты жизни, появившиеся при Пе­тре, как чудачества самого царя и своих господ.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.