Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура и быт России в XVII веке



Основные даты и события: 1636 г. - постройка Теремного двор­ца в Московском Кремле; 1694 г. - завершение строительст­ва Ново иерусалимского монастыря.

Исторические деятели:А. Л. Ордин-Нащокин; В. В. Голицын;~ с. Полоцкий; А. Палицын; Ю. Крижанич; протопоп Аввакум; С. Ушаков.

Основные термины и понятия:обмирщение кулылуры; нарыш­кинское барокко; пар сун а; сатира.

План ответа:1) исторические условия развития кулылуры; 2) ос­новные достижения в развитии кулылуры: просвещение, науч­ные знания, географические открытия, общественная мысль, литература, архитектура, живопись; 3) сословный быт; 4) ис­торическое значение развития кулылуры в ХУП веке.

Материал к ответу:В ХVП веке возросла потребность в широ­ком распространении грамотности и просвещения. Это было связано с оживлением торгово-промышленной деятельности, ростом государственного аппарата в центре и на местах, возоб­новлением прерванных Смутой связей с зарубежными страна­ми. К концу века в Москве грамотой владели 24% взрослого мужского посадского населения. Это был весьма высокий по­казатель. Особенно быстро росла грамотность среди дворян. Однако и среди черносошных крестьян были свои «грамотею>, передававшие знания односельчанам. Лишь крепостные и женшины всех сословий оставались неграмотными.

В ХУП в. самой распространенной формой получения об­разования было домашнее обучение. Детей посадских учили в основном чтению, письму и счету. Учителями были либо вла­девшие грамотой члены данной семьи, либо «мастера»' из числа духовенства. В семьях дворян и бояр обычным делом постепен­но становилось приглашение учителей из-за границы (главным образом из Речи посполитой). Впервые достаточно широко рас­пространилось обучение иностранным языкам (главным обра­зом латыни и польскому).

Возрос и выпуск печатных книг. Во второй половине века лишь Печатный двор выпустил более 300 тыс. букварей и около 150 тыс. церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг было доступно разным слоям населения (например, букварь стоил 1 копейку).

Интерес к знаниям приводил к необходимости открытия школ. Как правило, они создавались при церквях и монастырях. Образцом служили украинские и белорусские школы, в Россию приглашались ученые монахи из Речи посполитой. В 1664 г. в Москву для воспитания детей царя Алексея Михайловича был приглашен Симеон Полоцкий. Будучи не просто образованным человеком, но и писателем, ученым, переводчиком, он внес важный вклад в развитие отечественного просвешения. По его предложению в 1665 г. при московском Заиконоспасском мо­настыре была открыта государственная школа для подготовки образованных подьячих для приказов. В 1687 г. греки братья Лихуды открыли первое в России высшее учебное заведение ­Славяно-греко-латинское училише (позже - академия). При­ем в него был разрешен детям из любых сословий.

Научные знания в России находились еще на начальной стадии развития. Главным источником их оставались книги западноевропейских авторов, переведенные на русский язык. В основном это были практические руководства в области ме­дицины, производства чернил, добычи соли и т. п. Из-за гра­ницы в Россию доставлялись и многие технические новинки, использовавшиеся затем в научных целях. Так, уже в начале века (через пять лет после изобретения) в России появилась первая подзорная труба.

По мере освоения новых территорий географы уточняли границы России. Появились первые сводные карты страны, пояснения к ним. Обычным стало составление карт отдельных районов государства, географических справочников. Обширные сведения о зарубежных странах с ХУН в. собирались и обоб­щались в отчетах русских послов. Во второй половине века ценные сведения о Китае и пограничных с ним территориях Сибири собрал русский посол Н. СпафариЙ.

В 1678 Г. в Киеве была издана первая печатная история Рос­сийского государства с древнейших времен до 70-х гг. ХУН в. ­«Синопсис,), ставшая одной из самых популярных книг, по ко­торым и в XVIH в. изучалась история нашей страны.

Полученные научные знания использовались на практике.

В 1615 г. русскими мастерами была изготовлена первая пушка с винтовой нарезкой. За один год был отлит колокол весом 12,5 тыс. пудов (более 200 тонн). Русские мастера совершенст-

вовали технику крепостного и церковного строительства. Широ­ко использовались водяные двигатели. Познания в астрономии применялись для более точного определения дат «переходя­щих» церковных праздников.

ХУН в. стал временем великих русских географических от­крытий, которые внесли большой вклад в мировую науку. Се­редина и вторая половина ХУН в. были периодом постоянных экспедиций русских первопроходцев на восток. Они стали пер­вооткрывателями сибирских и дальневосточных земель. Каза­чий атаман С. И. Дежнев еще в конце 1630-х гг. начал освое­ние Восточной Сибири и крайнего азиатского Севера России. В июле 1647 г. он предпринял попытку пройти морем на реку Анадырь, но встретил болылие льды и вернулся. В 1648 г., в ходе плавания вдоль берегов Чукотки, Дежнев открыл про­лив между Азией и Америкой. П!:,сьменный голова В. Д. По­ярков в 1643-1646 гг. руководил экспедицией, которая впер­вые проникла в бассейн реки Амур и достигла его устья. Он стал первым русским землепроходцем, совершившим плавание по Тихому океану. Енисейский казак (позже - якутский каза­чий атаман) М. В. Стадухин был организатором похода на ре­ки Оймякон и Анадырь (1641-1642). В 1649 г., путешествуя по русскому северо-востоку, он сложнейшим путем дошел через Становой хребет до Анадырского острога и затем вышел к Охотскому морю. В 1649-1653 гг. выдающийся русский зем­лепроходец Е. П. Хабаров предпринял ряд экспедиций в При­амурье. По резулылатам походов он составил первый «Чертеж ре­ки Амур». Геро.ическими усилиями великих землепроходцев Россия не только . прочно утвердилась на востоке Азии, но и дала миру первые научные знания об этих краях.

Новые явления происходили и в литературе. Она переста­ла быть только церковной - появились первые сочинения светского характера. В ХУП в. начали записывать выдающи­еся произведения устного народного творчества - былины, пословицы, песни, заговоры. Появился новый литературный жанр - сатирическая повесть «<О Шемякин ом суде», «О Ер­ше Ершовиче»), в которой обличались крючкотворство, про­дажность и волокита чиновников. «Повесть О Фоме и Ереме» высмеивала не способных к труду дворянских детей. Реаль­ных исторических героев сменили вымышленные. Если раныле одним из самых популярных литературных жанров были жития святых, то теперь на их основе появилась био­графическая повесть (например, «Повесть об Улиании Осо­рьиной», В центре которой - образ женщины-дворянки). Первым произведением в жанре автобиографической повес-

ти стало «Житие» протопопа Аввакума, ценность которого состоит не только в рассказе о мытарствах главы старообряд­цев, но и в образности языка, обличении социальной неспра­ведливости и т. п. Симеон Полоцкий положил начало осно­вам современного стихосложения. Большой популярностью у образованных людей пользовалась зарубежная художест­венная литература, переведенная на русский язык: рыцар­ские романы, плутовские новеллы, приключенческие повес­ти, юмористические рассказы.

В архитектуре, как и в других направлениях кулылуры, шел постепенный отход от строгих церковных канонов и традиций. Это проявлялось, В частности, в стремлении к внешней наряд­ности, охарактеризованное современниками как «дивное узоро­чье». Одним из самых ярких памятников эпохи стал Теремной дворец Московского Кремля, созданный в 1635-1636 гг. для Ми­хаила Федоровича архитекторами Б. Огурцовым, А. Константино­вым, т. Шаругиным, Л. Ушаковым. Дворец был богато украшен многоцветными изразцами, резными белокаменными наличника­ми, золоченой кровлей, красочными узорами. Все это придавало ему сказочный вид. Лишь в описаниях современников дошел до нас загородный летний деревянный дворец Алексея Михай­ловича в селе Коломенском под Москвой. Он отличался не только своими размерами (одних окон здесь было три тысячи), но и красотой убранства, вычурностью русского народного ор­намента в оформлении окон, наличников, дверей, кровли.

Выдающиеся творения были созданы русскими мастерами в церковной архитектуре. «Дивной» назвал народ Успенскую церковь Алексеевского монастыря в Угличе. По заказу купцов Скрипиных в 1647-1650 п. был построен один из красивей­ших храмов Ярославля - церковь Ильи Пророка. Почти со­рок лет (1656-1694) шло строительство монументального комплекса Новоиерусалимского монастыря, который должен был стать одной из загородных резиденций патриарха Нико­на. В 1670-80-е гг. был построен ансамбль Ростовского крем­ля, в котором со временем были установлены самые извест­ные на Руси по благозвучию колокола. Изменили свой облик многие монастыри: богатой декоративной отделкой были ук­рашены стены и башни Новодевичьего, Донского, Данилова, Троице-Сергиева монастырей.

Московский Кремль также пережил реконструкцию: в 1624-1625 гг. на прежде приземистой Спасской башне Б. Огурцов и Х. Галловей надстроили еще один ярус и украси­ли его белокаменными узорами. Вслед за Спасской такие ук­рашения были помещены и на других башнях Кремля.

Новым явлением стало строительство для купцов и дворян богато украшенных каменных жилых домов.

В середине века в русской архитектуре появился новый стиль, получивший название нарышкинекого (или московско­го) барокко. Его отличительными чертами были многоярус­ность, устремленность ввысь, многоцветная богатая отделка зданий (в частности, декоративной резьбой по белому камню, цветными изразцами, раскраской фасадов). Наиболее яркие при меры московского барокко - колокольня Новодевичьего монастыря и иерковь Покрова в Филях. Этот новый стиль как бы подвел черту под средневековым этапом развития русской архитектуры и заложил основы архитектуры XVIII века.

Живо:писные про изведения ХУII в. в основном представле­ны, как и прежде, иконами. Однако в них усилились реалисти­ческие тенденции. Сложились художественные иентры, наибо­лее известным из которых стала Оружейная палата. Вьщающимся мастером иконописи был Симон Ушаков (1626­1686). Центральное место в его творчестве занимало изображе­ние человеческого лица (как правило, Христа). Наиболее изве­стным его произведением, неоднократно повторенным автором, стала икона «Спас НерукотворныЙ». Новым явлением в русской живописи ХУН в. было возникновение и развитие портретной живописи. Если в первой половине ХУII в. портре­ты «<парсуны» ) писались в старой иконописной манере (яич­ными красками на доске), то со второй половины века они со­здавались масляными красками на холсте.

Новым для русской кулылуры явлением было открытие в 1672 г. при дворе Алексея Михайловича первого в России те­атра. До этого театральное действо разыгрьmалось скоморохами лишь в ярмарочные дни для «юлпы». Главным героем этих пред­ставлений был Петрушка, говоривший простым языком, понят­ным народу. Царь же поручил пастору лютеранской церкви Гот­фриду Грегори создать придворный театр для «избранных» по западному образцу. Пастор собрал труппу из 60 иностранцев (в основном немцев) и начал постановку пьес на церковные и исторические темы. Некоторые спектакли ставились на не­мецком языке. На представлениях обычно присутствовали царь и ею ближайшее окружение. Однако этот первый театральный опьп в России не прижился, так как был оторван от· реальной русской жизни. После смерти царя в 1676 г. театр был закрьп.

Таким образом, ХУН в. стал новым периодом в развитии русской кулылуры. Его главной отличительной чертой было на­чало процесса «обмирщения» отечественной кулылуры, уменьшения ее зависимости от церкви.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.