Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Культура и быт во второй половине XV-XVI веке



Основные даты и события:1564 г. - выход в свет первой рус­ской датированной печатной книги; 1508 г. - завершение строительства Архангельского собора Московского Кремля; 1491 г. - завершение строительства Грановитой палаты; 1560 Г. - завершение строительства ПОКРОВСКОГО собора на Красной площади (Храм Василия Блаженного).

Исторические деятели:Иван Федоров; Максим Грек; Иван Пе­ресветов; Андрей Курбский; Аристотель Фиораванти; Антон Фрязин; Алевиз Новый; Федор Конь; Дионисий.

Основные термины и понятия:миниатюра; «Москва - третий Рим»; шатровый стиль в архитектуре; книгопечатание.

План ответа:1) исторические условия развития кулылуры; 2) ос­новные достижения в развитии кулылуры (фольклор, литература, книгопечатание, общественная мысль; архитектура; живо­пись); 3) быт, обычаи; 4) историческое значение развития кулылуры в XV-XVI веках.

Материал к ответу: На развитие кулылуры этого периода ока­зывали влияние три взаимосвязанных и тесно переплетаюшихся явления: формирование Русского централизованного государства; освобождение страны от монголо-татарского господства; завершение формирования русской народности. Они определяли содержание и направленность историко­кулылурного процесса.

Основной темой устного народного творчества оставалась борьба народа с внешними врагами. Героями эпоса стали те­перь богатыри, воевавшие против Крымского и Казанского ханств. Одной из популярных исторических песен того вре­мени была песня о взятии Казани, в которой падение Казан­ского ханства воспринималось современниками как заверше­ние многовековой борьбы с ордынским господством. Цикл песен о Ермаке был посвящен борьбе с Сибирским ханством.

Создание единого государства и рост аппарата управления в центре и на местах, расширение международных связей Рос­сии потребовали создания специальных школ для подготовки государственных служащих. Такие училища создавались при монастырях и приходских церквях.

Одним из важнейших событий кулылурной жизни стало на­чало книгопечатания. В 1564 г. Иван Федоров и Петр Мсти­славец выпустили «Апостол» - первую русскую датированную печатную книгу.

В первой четверти XVI в. была сформулирована политиче­ская теория Русского государства. В ее основе лежала концеп­ция «Москва - третий Рим», подчеркивавшая особую роль православной церкви в жизни государства.

Оформилась политическая публицистика. В сочинениях Ивана Пересветова была обоснована особая роль дворянства в политической жизни страны. Идеалы сословно-представи­тельной монархии составили основу «Истории О великом кня­зе Московском» Андрея Курбекого. В публицистических произ­ведениях Ивана Грозноr.о обосновывалась идея неограниченной царской власти.

Москва в эти годы превратилась в общерусский кулылурный центр. Перестроенный Московский Кремль стал не просто крепостью, а резиденцией царя. Были заново отстроены и приня­ли современный вид Успенский, Благовещенский, Архангель­ский соборы. Болылую роль в этом сыграл приглашенный из Италии архитектор Аристотель Фиораванти. Был построен ве­ликокнЯжеский дворец, а для приемов иностранных гостей и за­седаний Боярской думы - Грановитая палата. Новым словом в архитектуре стал шатровый стиль (пример - церковь Вознесе­ния в селе Коломенском, воздвигнугая в 1532 г.). Важнейшим архиктурным памятником эпохи стал Покровский собор (храм Василия Блаженного) на Красной площади. Большой размах приобрел о крепостное строительство: появились крепости в Ту­ле, Коломне, Зарайске, Серпухове, был реконструирован нов­городский кремль. Самым крупным крепостным сооружением стал смоленский кремль, построенный Федором Конем.

Наиболее значительным художником-иконописцем эпохи был Дионисий. Помимо икон он создал часть фресок Успен­ского собора, собора Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Его живописная манера отличалась изящностью, изысканностью колорита, пышностью декоративного орна­мента. Изменилась и цветовая гамма иконописи - освобо­дившаяся от монголов Русь предстала не в традиционных черно-коричневых тонах, а в лазорево-голубых и ярко-крас­ных. В это время появились и первые исторические портре­ты (их галерея украсила Благовещенский собор в Кремле).

Таким образом, русская кулылура XV-XVI вв. отразила основ­ные события российской истории этого времени - становление единого государства и освобождение от ордынского господства. Основой духовного и кулылурного развития стало возрождение традиций Древней Руси, угверждение православной веры. Впер­вые русская кулылура оказалась открыта влиянию обычаев и до­стижений других стран и народов, главным образом европейских. Все это создавало предпосылки для ее последующего расцвета.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.