Охарактеризуйте текст с точки зрения разных форм существования языка (выпишите просторечия, слова, относящиеся к разговорному стилю литературного языка, диалектизмы). Для стилистически окрашенных слов приведите (где возможно) стилистически нейтральные эквиваленты.
Потом, когда подросла Танюшка, она и сама стала шкатулку доставать. Уедет мать со старшими парнишечками на покос или еще куда, Танюшка останется домовничать. Сперва, конечно, управит, что мать наказывала. Ну, чашки-ложки перемыть, скатерку стряхнуть, в избе-сенях веником подмахнуть, куричешкам корму дать, в печке поглядеть. Справит все поскорее, да и за шкатулку. Из верхних-то сундуков к тому времени один остался, да и тот легонький стал. Танюшка сдвинет его на табуреточку, достанет шкатулку и перебирает камешки, любуется, на себя примеряет.
Раз к ней и забрался хитник. То ли он в ограде спозаранку прихоронился, то ли потом незаметно где пролез, только из суседей никто не видал, чтобы он по улице проходил. Человек незнамый, а по делу видать – кто-то навел его, весь порядок обсказал.
ВАРИАНТ 6
Фонетика
1. Напишите фонетическую транскрипцию приведенных слов и охарактеризуйте каждый звук с точки зрения артикуляционных признаков.
фильм, ёж, hurdle, wall
2. Определите русское слева, в состав которого, последовательно входят следующие звуки.
3. Определите, какие фонетические изменения (аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диереза, протеза, эпентеза, метатеза) наблюдаются в данных словах и словосочетаниях. При указании на аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию определите их тип.
казнь, честность, восемь (ср. лат. octo, болг. осъм), изредка, простореч. страм (из срам), печь горяча
4. Разделите следующий отрывок на синтагмы, такты (фонетические слова). Выделите проклитики и энклитики.
Лида Потапова говорила:
– Мой Игорь утверждает, что литература должна быть орудием партии. А я утверждаю, что литература не должна быть орудием партии. Кто же из нас прав?
Бобышев рассердился:
– Нет такой проблемы! Что тут обсуждать?! Может, еще обсудим – красть или не красть в гостях серебряные ложки?! (С. Довлатов)
Письмо
1. Найдите в тексте все случаи, в которых возможно вариантное написание, подчеркните эти буквы и определите, какому из принципов (фонетическому, морфологическому или традиционному) следует русская орфография при выборе одного из возможных вариантов написания. Указание на тот или иной принцип необходимо обосновать.
Смешно, как тужатся мыслители –
то громогласно, то бесшумно –
забыв, что разум недействителен,
когда действительность безумна.
2. Выполните практическую транскрипцию английских имен средствами русской графики и русских имен, используя латиницу.
Don Redman, Fred Rich, Sam Rivers, Luckey Robers
Катерина Кабанова, Лариса Огудалова, Александр Адуев, Евгений Онегин
Лексика
1. Определите, какие слова употреблены в переносном значении, по какому способу (метафора, метонимия, синекдоха) эти значения возникли. Проанализируйте логику семантического развития.
1) Сразу после звонка с урока весь первый класс выбежал на улицу. 2) Наша передача окончена, спасибо за внимание. 3) Всем было ясно, что на сцену пришел новый несомненный талант, восходит новая звезда 4) У него украли портфель с деловыми бумагами.
2. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям нижеследующих слов.
гладкий, свежий, узкий
3. Определите, полисемия или омонимия имеет место в следующих случаях употребления слова. Дайте комментированный ответ.
Мне не хочется открыть глаза, потому что я чувствую сквозь закрытые веки солнечный свет... (Гаршин). Я любил тебя больше всего на свете. Включи свет: становится темно. Так, видно, Бог велел. Мой Ваня моложе был меня, мой свет, а было мне тринадцать лет (Пушкин).
Грамматика
1. Определите: а) по какой грамматической категории противопоставлена каждая пара словоформ; б) каким способом выражены грамматические значения.
он – его, отвечай – отвечайте, дома – дома, класть – положить, стена – стене, посылать – послать, мать любит дочь – дочь любит мать, bad – worse, man – man’s, dog – dogs, bring – brought
2. Определите тип синтаксической связи в следующих словосочетаниях.
уборка картофеля, молодой город, идти домой, почитать книгу, вера в себя, заниматься спортом, человек с портфелем, пробежать мимо
Взаимодействие языков
1. Пользуясь этимологическим словарем или словарем иностранных слова, определите язык-источник заимствования данных слов.
батон, гастроли, есаул, карнавал, саботаж
2. Установите русскую кальку для приведенных ниже иностранных лексических единиц.