Охарактеризуйте текст с точки зрения разных форм существования языка (выпишите просторечия, слова, относящиеся к разговорному стилю литературного языка, диалектизмы). Для стилистически окрашенных слов приведите (где возможно) стилистически нейтральные эквиваленты.
Хворый-то придумал дробовичок завести и на охоту повадился. И все, слышь-ко, к Красногорскому руднику ходит, а добычи домой не носит. В осенях ушел так-то да и с концом. Вот его нет, вот его нет… Куда девался? Сбили, конечно, народ, давай искать. А он, слышь-ко, на руднике у высокого камня мертвый лежит, ровно улыбается, и ружьишечко у него тут же в сторонке валяется, не стрелено из него. Которые люди первые набежали, сказывали, что около покойника ящерку зеленую видели, да такую большую, каких и вовсе в наших местах не бывало. Сидит будто над покойником, голову подняла, а слезы у ей так и каплют. Как люди ближе подбежали – она на камень, только ее и видели. А как покойника домой привезли да обмывать стали – глядят: у него одна рука накрепко зажата, и чуть видно из нее зернышки зелененькие. Полнехонька горсть.
ВАРИАНТ 4
Фонетика
1. Напишите фонетическую транскрипцию приведенных слов и охарактеризуйте каждый звук с точки зрения артикуляционных признаков.
жесть, шум, peach, theme
2. Определите русское слово, в состав которого последовательно входят следующие звуки.
г) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный.
3. Определите, какие фонетические изменения (аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диереза, протеза, эпентеза, метатеза) наблюдаются в данных словах и словосочетаниях. При указании на аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию определите их тип.
сборник, листья, простореч. продухты (из продукты), из кувшина, простореч. ентот (из этот)
4. Разделите следующий отрывок на синтагмы, такты (фонетические слова). Выделите проклитики и энклитики.
У Хрущева был верный соратник Подгорный. Когда-то он был нашим президентом. Через месяц после снятия все его забыли. Хотя формально он много лет был главой правительства.
Впрочем, речь не об этом. В 63 году он посетил легендарный крейсер «Аврора». Долго его осматривал. Беседовал с экипажем. Оставил запись в книге почетных гостей. Написал дословно следующее: «Посетил боевой корабль. Произвел неизгладимое впечатление!» (С. Довлатов)
Письмо
1. Найдите в тексте все случаи, в которых возможно вариантное написание, подчеркните эти буквы и определите, какому из принципов (фонетическому, морфологическому или традиционному) следует русская орфография при выборе одного из возможных вариантов написания. Указание на тот или иной принцип необходимо обосновать.
Рассудок, не знававший безрассудства,
и ум, где шалопайство не с руки,
и разум, неотзывчивый для чувства –
от мудрости безмерно далеки.
2. Выполните практическую транскрипцию английских имен средствами русской графики и русских имен, используя латиницу.
Thomas Baring, Linda Barker, Buster Harding, James Newton
Анна Каренина, Евгений Базаров, Татьяна Ларина, Нина Арбенина
Лексика
1. Определите, какие слова употреблены в переносном значении, по какому способу (метафора, метонимия, синекдоха) эти значения возникли. Проанализируйте логику семантического развития.
1) Я не ожидал, что он окажется таким дремучим невежей. 2) На первом этаже дома была фотография. 3) ...Под каждым ей листком был готов и стол, и дом (Крылов) 4) Мысли одна за другой вспыхивали в его разгоряченном сознании.
2. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям нижеследующих слов.
сухой, полный, крепкий
3. Определите, полисемия или омонимия имеет место в следующих случаях употребления слова. Дайте комментированный ответ.
Наш город – крупный железнодорожный узел. Он завязал веревку двойным узлом. Из-за поворота показалась женщина с большим узлом. 30 узлов в час – это небольшая скорость.
Грамматика
1. Определите: а) по какой грамматической категории противопоставлена каждая пара словоформ; б) каким способом выражены грамматические значения.
выносит – выносить, писать – записать, ловить – поймать, решающий – решаемый, рисовать – нарисовать, the room – in the room, meet – met, dish – dishes, John – John’s
2. Определите тип синтаксической связи в следующих словосочетаниях.
идти пешком, рубить наотмашь, воздушный шар, состоять из деталей, яйцо всмятку, поступить в университет, любовь к жизни, страсть к наживе
Взаимодействие языков
1. Пользуясь этимологическим словарем или словарем иностранных слова, определите язык-источник заимствования данных слов.
амфибия, гиппопотам, доктор, кашне, пижон
2. Установите русскую кальку для приведенных ниже иностранных лексических единиц.