«Семейство, конечно, обижается. Теща обижается, что Бенедикт ее стряпню мало хвалит, Оленька, − что он в книжках про баб вычитывает, а она сидит одна, как дура. Тесть вступается: оставьте его, это искусство». (Т. Толстая).
Слова, относящиеся к разговорному стилю: семейство (нейтр. семья), стряпня (нейтр. еда), дура, вычитывать (нейтр. читать), вступаться (нейтр. заступаться).
Просторечие: баба (нейтр. женщина).
Диалектизмы: −
ЗАДАНИЯ К КОНТРОЛЬНЫМ РАБОТАМ
ВАРИАНТ 1
Фонетика
1. Напишите фонетическую транскрипцию приведенных слов и охарактеризуйте каждый звук с точки зрения артикуляционных признаков.
яма, трюм, dump, gong.
2. Определите русское слово, в состав которого последовательно входят следующие звуки.
д) гласный среднего ряда, нижнего подъема, нелабиализованный.
3. Определите, какие фонетические изменения (аккомодация, ассимиляция, диссимиляция, диереза, протеза, эпентеза, метатеза) наблюдаются в данных словах и словосочетаниях. При указании на аккомодацию, ассимиляцию и диссимиляцию определите их тип.
вокзал, городки, поздний, простореч. здря (из зря), простореч. хто (из кто), лесть.
4. Разделите следующий отрывок на синтагмы, такты (фонетические слова). Выделите проклитики и энклитики.
Выносил я как-то мусорный бак. Замерз. Опрокинул его метра за три до помойки. Минут через пятнадцать к нам явился дворник. Устроил скандал. Выяснилось, что он по мусору легко устанавливает жильца и номер квартиры. В любой работе есть место творчеству. (С. Довлатов)
Письмо
1. Найдите в тексте все случаи, в которых возможно вариантное написание, подчеркните эти буквы и определите, какому из принципов (фонетическому, морфологическому или традиционному) следует русская орфография при выборе одного из возможных вариантов написания. Указание на тот или иной принцип необходимо обосновать.
Звоните поздней ночью мне, друзья,
не бойтесь помешать и разбудить;
кошмарно близок час, когда нельзя
и некуда нам будет позвонить.
2. Выполните практическую транскрипцию английских имен средствами русской графики и русских имен, используя латиницу.
William Binnington Boyce, Peter Bradshaw, Edmund Cooper, Spencer Brown
Илья Обломов, Агафья Пшеницына, Андрей Штольц, Ольга Ильинская
Лексика
1. Определите, какие слова употреблены в переносном значении, по какому способу (метафора, метонимия, синекдоха) эти значения возникли. Проанализируйте логику семантического развития.
1) В последнем матче защита опять играла слабо. 2) Все флаги в гости будут к нам (Пушкин). 3) Но едва она успела начать, как весь зал покатился от хохота. 4) Мне тяжело с ним разговаривать.
2. Подберите синонимы и антонимы к разным значениям нижеследующих слов.
холодный, глухой, высокий
3. Определите, полисемия или омонимия имеет место в следующих случаях употребления слова. Дайте комментированный ответ.
На рейде стояли четыре русских военных судна. Начался рейд украинских партизан в Карпаты. Материал для стенгазеты был собран в ходе специального рейда по всем участкам цеха.
Грамматика
1. Определите: а) по какой грамматической категории противопоставлена каждая пара словоформ; б) каким способом выражены грамматические значения.
интересный – интереснейший – самый интересный; брать – взять; два – второй; говорить – буду говорить; дом – дома, в доме; писать – писал бы; читать – перечитать; мир любит покой – покой любит мир; foot – feet, easy – easier, I – me, spoke – had spoken
2. Определите тип синтаксической связи в следующих словосочетаниях.
времена Пушкина, дубовые листья, вера в победу, его приезд, плач ребенка, добраться до города, стакан воды, возвратить книгу
Взаимодействие языков
1. Пользуясь этимологическим словарем или словарем иностранных слова, определите язык-источник заимствования данных слов.
медаль, аккорд, гротеск, кролик, лейтенант
2. Установите русскую кальку для приведенных ниже иностранных лексических единиц.