Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 6. ПЛЕМЕНА ЮГО-ВОСТОКА. тер. По-видимому, это реликт обряда кремации умерших




 


тер. По-видимому, это реликт обряда кремации умерших. Огонь, по языческим представлениям, очищал место захоронения и самого умершего. От таких костров в основаниях курганов оставался слой золы и мелких угольков. Как правило, к центру кур­гана этот слой тоньше (0,1—0,2 м),а по краям замет­но толще, достигая в высоту 0,5—0,8 м. Такое золь-вое кольцо, называемое исследователями «огненным кругом», составляет специфическую особенность радимичских курганов. Г. Ф. Соловьева считает, что «огненные кольца» относятся в земле радимичей к X—XII вв. и характерны как для насыпей с трупо-сожжениями, так и для курганов с трупоположения-ми. К сожалению, при прежних исследованиях эта особенность в радимичских курганах не фиксирова­лась. Поэтому территориальное и хронологическое распространение ее не может быть твердо установ­лено.

В тех же могильниках, где есть курганы с захоро­нениями на горизонте, в ареале радимичей встреча­ются насыпи с трупоположениями выше горизонта, на специальных подсыпках. Но если при господстве обряда трупосожжения обычай захоронений на под­сыпках был весьма распространен, то с отмиранием кремации он стал редким. Подсыпки имели высоту от 0,2 до 0,7 м и только в редких случаях достигали 1-2 м. Ритуальный костер разжигали на подсыпке и, когда он догорал, на его остатки клали умершего.

Обычай устраивать ритуальные костры на месте захоронений бытовал в XI—XII вв. Но уже на рубе­же XI и XII вв. появляются курганы без остатков кострищ. Погребения в грунтовых ямах под курга­нами в ареале радимичей сравнительно немногочис­ленны. Их эволюционная связь с предшествующими курганами с трупоположениями на горизонте и на подсыпке несомненна. Встречаются они обычно в одних могильниках. Как правило, курганы с ямны-ми трупоположениями в них занимают окраинное место.

Б. А. Рыбаков на основе находок монет датировал курганы с трупоположениями на горизонте XI—XII вв., а курганы с захоронениями в ямах — в основном XII в. (Рыбакоу Б. А., 1932, с. 102). Новейшие ма­териалы не дают повода для пересмотра этой дати­ровки.

Положение умерших в радимичских курганах преимущественно общеславянское: мужчин и жен­щин хоронили в вытянутом положении, на спине, головой к западу. Вместе с тем радимичский ареал характеризуется значительным числом трупополо-жений с восточной ориентировкой (карта 12). Эта черта присуща захоронениям мужчин. В парных погребениях умершие, как правило, ориентированы в противоположных направлениях: мужчины — го­ловой на восток, женщины — на запад. Очень редко встречаются женщины, погребенные головой к вос­току.

Курганные захоронения с восточной ориентиров­кой умерших не являются специфической особенно­стью радимичского ареала, а имеют более широкое распространение, независимое от племенных терри­торий восточного славянства. Как уже отмечалось, зта особенность унаследована славянами от балтских аборигенов.

Трупоположепия, ориентированные в северном


направлении, в курганах радимичей встречены дважды (Влазовичи, курган 43; Костюковичи, кур­ган 5). Судя по находкам украшений, это захороне­ния женщин. Все предметы — ожерелье из бус, бу­бенчиков и привесок, височные перстнеобразные ко­лечки — принадлежат к славянским. Однако такие захоронения следует связывать с финно-угорским погребальным ритуалом. По-видимому, в курганах с меридиональным положением погребенных похоро­нены славянизированные выходцы из финно-угор­ских областей. Отсутствие в захоронениях финно-угорских украшений объясняется, видимо, тем, что эти люди оказались удаленными от коренных земель финно-угорских племен.

Радимичский курганный инвентарь довольно многообразен, но большинство предметов принадле­жит к общеславянским типам. Собственно радимич-скими, как уже говорилось, являются семилучевые височные кольца (табл. XLVI, 1, 7, 9, 11, 12, 21, 22, 25; XLVII, 2]. Щитки у них гладкие или орнамен­тированные дугообразными полосками. Исследовате­лями замечено, что ранние височные кольца имеют более богатую орнаментацию, поздние — чаще лише­ны узоров.

Классификация семилучевых височных колец с гладким и малоорнаментированным щитком выпол­нена В. В. Богомольниковым (Багамолъткау У. У., 1977, с. 17—20). Это —самая распространенная группа радимичских височных украшений, и ее классификация, предложенная белорусским архео­логом, заслуживает внимания.

Г. Ф. Соловьева считает необходимым разделить лучевые кольца радимичей на группы —IX—X вв. и XI—XII вв., которые эволюционно связаны между собой. Их прототипами, согласно Г. Ф. Соловьевой, были семилучевые украшения того типа, которые найдены на Хотомельском поселении и в составе Зарайского клада. Последние же лучевые кольца происходят от славянских древностей Среднего По-дунавья (Соловьева Г. Ф., 1978, с. 171-178).

Обстоятельный анализ всей суммы знаний по лу­чевым височным кольцам недавно был сделан Е. А. Шинаковым. Им же разработана детальная ти­пология этих украшений с учетом их малейших осо­бенностей (Шишков Е. А., 1980, с. 110-127).

Семилучевые украшения носили по одному или по нескольку на каждом виске. Еще П. М. Еремен­ко заметил, что при раскопках их обнаруживают «продетыми через полоску кожи, па одинаковом рас­стоянии, одно ниже другого».

В одном из курганов, раскопанных Г. Ф. Соловье­вой в могильнике близ с. Юдичи, сохранились ос­татки головного убора, позволившие М. А. Сабуро­вой создать его реконструкцию (Сабурова М. А., 1975, с. 18—22). Основу головного убора составлял луб, который покрывался тонкой тканью полотняно­го плетения из посконной нпти. На лбу ткань была украшена полосой из мелких стеклянных бус жел­того цвета, перемежающихся просверленными виш­невыми косточками. У правого виска находилось три семилучевых и четыре перстпеобразных височ­ных кольца, у левого — пять семилучевых и одно перстнеобразное. У левого виска сохранилась кожа-пая лента, на которой крепились эти кольца. Лепта была сложена вдвое, при этом четыре височных



 


ЧАСТЬ II.ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ


 


кольца были продеты в нее один над другим, а ниж­нее подвешено на месте сгиба ленты (табл. XLVII, 5).

Встречаются в радимичских курганах и захороне­ния с исключительно перстнеобразными височными кольцами (табл. XLVII, 7), а в кургане 4 близ д. Шапчицы вместе с пятью семилучевыми украше­ниями найден фрагмент проволочного завязанного кольца (табл. XLVI, 8).

В составе ожерелий обычны стеклянные бусы раз­ных цветов, а также позолоченные и посеребренные. Кроме того, часты монетовидные и другие привес­ки, лунницы, бубенчики и сердоликовые бусы (табл. XLVI, 2-5, 10, 13-18, 23, 26; XLVII, 3, 4, 6—8, 11, 16}. Среди многочисленных привесок выде­ляются собственно радимичские — гроздевидные, биэллипсоидные, петельчатые и язычковые. Они встречаются преимущественно в радимичском ареа­ле. Неоднократно в составе ожерелий оказывались крестики, по-видимому, употреблявшиеся как укра­шения (табл. XLVI, 19; XLVII, 18).

Популярны были бронзовые и серебряные брас­леты и перстни. Среди браслетов наиболее распрост­ранены проволочные (табл. XLVI, 28, 29), пластин­чатые и витые завязанные и тройные. Перстни раз­нообразны — проволочные, пластинчатые, рубчатые, завязанные, печатные и др. (табл. XLVI, 6; XLVII, 10,13,14).

В захоронениях мужчин и женщин встречены срав­нительно немногочисленные пряжки разных типов (табл. XLVI, 24; XLVII, 17, 20, 21). Известны и по­ясные кольца (табл. XLVII, 19). Неоднократно об­наружены подковообразные застежки (табл. XLVI, 20, 27).

Железные ножи и глиняные горшки, как обычно, попадаются и в мужских, и в женских погребениях. В погребения мужчин вместо горшков иногда ста­вили деревянные ведра.

Шейные гривны в курганах южнорусских племен — волынян, древлян, полян и дреговичей — не встреча­ются. Зато в радимичских погребениях такие находки обычны. Среди них наиболее распространены грив­ны с заходящими концами, завершающимися розет-кообразными бляхами (табл. XLVII, 12). Стержни гривны — пластинчатые, крученые или ромбические в сечении. Кроме радимичского ареала, однотипные гривны найдены в Гочевском и Голубовском курган­ных могильниках, расположенных на территории се­верян, в кривичском кургане у с. Песочное в б. Ос­ташковском уезде и в одном из подмосковных курга­нов. Ближайшие и многочисленные аналогии описы­ваемые украшения находят в древностях Латвии и Литвы. Балтские прототипы имеет также шейная гривна с заходящими многогранными концами из кургана близ с. Луговец.

Встреченные в радимичских курганах звездообраз­ные (лучистые) пряжки (табл. XLVII, 15) обнару­живают балтское происхождение. Они в большом ко­личестве найдены в Латвии. Датируются они в При­балтике X в., а в радимичском Посожье — XI—XII вв. Однако радимичские находки не идентичны латгаль­ским, что исключает проникновение их в Посожье в результате торговых сношений. Видимо, не суще­ствовало единого центра производства звездообраз­ных пряжек. Распространение этих предметов в сла-


вянских курганах скорее всего обусловлено балтским субстратом (Седов В. В., 19706, с. 140, 141).

Из Влазовичских, Несимковичских и Кветунских курганов (Рыбакоу Б. А., 1932, табл. VI; Падин В. А., 1958, с. 222) происходят костяные привески в виде уточек (табл. XLVII, 9). Аналогии им известны в латгальских древностях, а также в материалах из длинных курганов смоленских кривичей. Встречают­ся в радимичских курганах и бронз( вые спиральки, весьма характерные для латгальского костюма.

В некоторых радимичских курганах (Веточка, Козаричи, Проскурня и др.) встречены браслеты со стилизованными змеиными головами на концах. Балтский характер змеиноголовых браслетов пред­ставляется бесспорным. Различные украшения с концами в виде змеиных головок принадлежат к частым находкам в лстто-литовских и прусских зем­лях Прибалтики. О распространении культа змеи среди балтов свидетельствуют не только эти находки, но и письменные источники.

Перечисленные предметы являются балтскими по происхождению, но это не значит, что в курганах, где они найдены, обязательно похоронены балты. В XI—XII вв. славянизация днепровских балтов, по-видимому, зашла уже далеко. И славяне, и ассимили­рованные балты уже пользовались одинаковыми ук­рашениями. Поэтому балтские по происхождению предметы иногда встречаются в комплексах с типич­но славянскими украшениями. Очевидно, процесс метисации балто-славянского населения протекал в Верхнем Поднепровье весьма активно.

В радимичских курганах XI—XII вв. балтские эле­менты (восточная ориентировка и украшения) об­наруживаются в большем количестве, чем в других племенных ареалах. По всей вероятности, это обстоятельство объясняется несколько поздней сла­вянизацией балтов в бассейне Сожа. А это в свою очередь, по-видимому, обусловлено сравнительно поздним расселением славян в радимичском ареале.

Русская летопись дважды сообщает о ляшском происхождении радимичей: «... радимичи бо ... от ляховъ» (ПВЛ, I, с. 14). И далее: «Быша же ради­мичи от рода ляховъ; прешедъше ту ся1 вселиша, и платять, дань Руси» (ПВЛ, I, с. 59). Эти слова ле­тописца оказали большое влияние на многих ис­следователей. Средневековые польские хронисты — Я. Длугош, М. Стрыйковский и другие, а также историки XVIII и XIX вв. безоговорочно признавали польское происхождение радимичей, высказывая разнообразные догадки о месте их прародины. А. А. Шахматов попытался подкрепить летописное сооб­щение о ляшском происхождении радимичей линг­вистическими данными, ссылаясь на то, что область радимичей ныне принадлежит к территории белорус­ского языка, в котором имеется много совпадений с польским (Шахматов А. А., 1911, с. 22—29; 1919а, с. 25,37-39).

Однако уже Е. Ф. Карский высказался против теории ляшского происхождения радимичей, показав самостоятельное развитие тех особенностей белорус­ского языка, которые сближают его с польским (Карский Е. Ф., 1903, с. 71, 72). Последующие изы­скания подтвердили выводы этого исследователя (Расторгуев П. А., 1927, с. 35-48; Вайтовгч Н. Т., 1950, с. 94-104). *p»*4-«,.*»..



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.