Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЧАСТЬ II. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА В СОСТАВЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ НАРОДНОСТИ




 


Вятичские поселения VIII—X вв.—городища и се­лища. Слои с керамикой роменского типа, как прави­ло, находятся на многослойных городищах. К какому хронологическому периоду принадлежат укрепления на них, до проведения раскопочных исследований ска­зать нельзя. Рядом с городищами иногда расположе­ны селища с отложениями VIII—X вв. Известны и от­дельно расположенные селища этой поры. Одно из таких поселений у д. Лебедка на берегу р. Цон иссле­довала Т. Н. Никольская (Никольская Т. Н., 1957, с. 176—197). Селище существовало продолжительное время — от VIII до XIII в. Открыто несколько полу­земляночных построек VIII—X вв. того же типа, что и на роменских поселениях Среднего Поднепровья. Такие же полуземлянки с глинобитными печами ра­скопаны на городище у д. Лужки (Никольская Т. Я., 1959, с. 73) и на селище в пос. Кромы.

Селища VIII—X вв. характеризуются значительны­ми размерами. Площадь их от 2,5 до 6 га. Застройка, судя по раскопанному участку на поселении у д. Ле­бедка, кучевая, при плотно поставленных жилищах (Никольская Т. Н., 1977, с. 3-9).

Верхнеокская керамика VIII—X вв. по всем дан­ным очень близка к роменской. Это в основном лепная посуда (гончарная керамика появилась здесь не ранее конца X в.). Она представлена горшками, мискообраз-ными сосудами и сковородками. Формы горшков и мисок имеют аналогии в роменской керамике Средне­го Поднепровья и бассейна Десны. Большая часть окской лепной посуды не орнаментирована. Хотя доля орнаментированных сосудов здесь меньше, чем в ро­менской керамике, но узоры абсолютно тождествен­ны и нанесены теми же инструментами (Николь­ская Т. Я., 1959, с. 65-70).

Древности ранних вятичей по основным особен­ностям — керамическому материалу, домостроитель­ству и погребальному обряду — сопоставимы с син­хронными славянскими культурами более южных об­ластей Восточной Европы: роменской днепровского лесостепного левобережья и типа Луки-Райковецкой правобережной Украины.

Очевидно, нужно полагать, что в самом начале VIII в. на верхнюю Оку, на территорию, занятую голядью, пришла группа славян откуда-то с юго-запада.

О происхождении вятичей Повесть временных лет сообщает: «...радимичи бо и вятичи от ляховъ. Бяста бо 2 брата в лясех,— Радим, а другий Вятко,— и при-шедъша седоста Радимъ на Съжю, и прозвашася ра­димичи, а Вятъко седе съ родомъ своимъ по Оце, от него же прозвашася вятичи» (ПВЛ, I, с. 14).

Однако исследователями давно замечено, что лето­писное «от ляхов» следует понимать не в этническом, а в географическом смысле. По-видимому, летопись имеет в виду, что в древности предки вятичей жили где-то в западных областях, там, где в средневековье расселились ляшские (польские) племена.

Этноним вятичи произведен от имени Вятко, о чем сообщает и Повесть временных лет. Вятко — уменьши­тельная форма от праславянского антропонима Вя­чеслав (Фасмер М., 1964, с. 376). Нужно полагать, что Вятко был предводителем той группы славян, ко­торая первой пришла на верхнюю Оку. Эта группа еще не была, по-видимому, отдельной этнографиче­ской единицей славянства. Только изолированная


жизнь на Оке и метисация с местными балтами при­вели к племенному обособлению вятичей.

В северные области вятичской земли до XI в., по-видимому, проникали лишь небольшие изолирован­ные группы славян. Следами такого проникновения являются находки лепной керамики, близкой к ро-менско-боршевской, обнаруженные на городище Дья­ково под Москвой, на Старорязанском, Вышгородском и Луховицком городищах рязанского течения Оки (Монгайт А. Л., 1961, с. 124). Отдельных славянских напластований VIII—X вв. на всех этих памятниках нет, лишь в слоях с преобладанием керамического ма­териала иного облика встречены немногочисленные черепки IX—X вв.

О славянской инфильтрации этого времени в север­ной части вятичской земли свидетельствуют и еди­ничные захоронения по обряду трупосожжения. Одно из них открыто в кургане Стрелковского могильника на Пахре (Юшко А, А., 1972, с. 186). Впрочем, не исключено, что это трупосожжение относится к XI в.

Признаком массового проникновения славян в се­верные области вятичского региона служит распрост­ранение здесь курганного погребального ритуала. Курганы с трупоположениями занимают всю терри­торию вятичей (карта 21). Это обычные древнерус­ские полусферические насыпи, высотой около 1—2,5 м. Могильники состоят из нескольких десятков насы­пей. Иногда встречаются курганные группы, насчи­тывающие свыше сотни насыпей. В большинстве вя-тичских курганов с трупоположениями присутствуют беспорядочно разбросанные угольки или их неболь­шие скопления. Это, по всей вероятности, один из пе­режитков прежнего погребального ритуала — трупо­сожжения.

Умерших хоронили по общеславянскому ритуа­лу — на спине, головой на запад (с сезонными от­клонениями). Восточная ориентировка умерших за­фиксирована в вятичском регионе в единичных слу­чаях. Такие погребения открыты в бассейне Жизд-ры и Угры, на пограничье с кривичами и в бассейне Москвы-реки (карта 12). Восточная ориентировка умерших в древнерусских курганах была наследием балтского погребального ритуала. Так же редко встре­чаются в вятичских курганах и трупоположения, ориентированные меридионально. Они есть в кривич-ско-вятичском пограничье — в могильниках Колчи-но, Курганье, Манина, Марфинка, Синьгово и, кроме того, в курганах у д. Крымское в Верейском р-не Мо­сковской обл. и курганах рязанского течения Оки, исследованных в Апоничищах, Городце и Земском. Видимо, к этой группе погребений относятся трупо­положения, ориентированные головой к северо-восто­ку (Ситково в б. Зарайском уезде). Меридиональное положение умерших свойственно финским племенам, и от них этот обряд проник к вятичам.

Как правило, в вятичских курганах находится одно трупоположение. Семейные захоронения сравнитель­но редки, в них умершие, лежат или оба на горизон­те, или в разных ярусах. Часто применялись долб­леные, реже — дощатые гробы. Иногда умершего за­ворачивали в березовую кору или накрывали ее слоем. Как уже, отмечалось, зафиксированы захоронения в деревянных камерах-домовинах.

Вятичские курганы очень богаты вещевым мате­риалом. В этом отношении они существенно отли-



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.