Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ГЛАВА 6. ПЛЕМЕНА ЮГО-ВОСТОКА. Обычай класть в могилу оружие и предметы тру­да у вятичей не был распространен




 


Обычай класть в могилу оружие и предметы тру­да у вятичей не был распространен. Лишь изредка в вятичских курганах попадаются калачевидные и овальные кресала, а в виде исключения — железные топоры и наконечники копий. Единичными экземп­лярами представлены также железные серпы, нож­ницы, кочедык и наконечник стрелы. Кремневые стрелы, находимые в курганах, имели ритуальное значение.

Довольно часто в захоронениях мужчин и жен­щин в вятичских курганах бывают глиняные горш­ки. Почти все они изготовлены при помощи гончар­ного круга и принадлежат к обычным древнерус­ским горшкам курганного типа. Ставили их, как правило, в ногах умершего и очень редко — около головы. Это был языческий ритуал, который посте­пенно выходил из употребления. Вятичские курга­ны с ямными трупоположениями, как правило, уже не содержат глиняных горшков.

А. В. Арциховский дифференцировал вятичские курганные древности на три хронологические ста­дии, датировав первую XII в., вторую—XIII в., тре­тью—XIV в. (Арциховский А. В., 1930а, с. 129— 150). Членение курганов на стадии выполнено ис­следователем безупречно, может быть уточнена лишь абсолютная хронология этих стадий. Так, Т. В. Равдина считает возможным датировать кур­ганы первой стадии XI—XII вв., второй стадии —

XII в., а третьей—XIII в. (Равдина Т. В., 1965, с. 122-129).

Насыпи, относящиеся к первой стадии (XI— на­чало XII в.), помимо Верхпеокского региона, где есть курганы с трупосожжениями, известны вдоль Оки, до впадения в нее Москвы-реки, и далее в бас­сейне нижнего и среднего течения последней (вклю­чая окрестности Москвы).

Нужно полагать, что в XI в. вятичи из Верхнеок­ского региона поднялись по Оке и, достигнув устья Москвы-реки, повернули па северо-запад, заселив районы пижпего и среднего течения этой реки. Вер­ховья Москвы-реки, а также левые притоки Оки между Угрой и Москвой-рекой в этот период еще не были освоены слатшпами. Нет славянских курганов с трупоположениями первой стадии и в рязанском течении Оки.

Курганы второй стадии выделены А. В. Арцихов-ским по браслетам витым (и ложновитым) тройным и четверным и по некоторым видам семилопастных височных колец. Видимо, многие из этих курганов относятся к XII в. (по А. В. Арциховскому, к XIII в.), хотя наиболее поздние могут быть датированы и

XIII в. Эти курганы занимают более обширную тер­риторию, чем ареал ранних насыпей. Бассейны рек Жиздры, Угры и Москвы осваиваются полностью. На севере вятичи доходят до верховьев Клязьмы, на во­стоке — до правого притока Оки — Прони.

Самые поздние курганы вятичей, относящиеся к XIII и, может быть, отчасти к XIV вв., известны по всему вятичскому ареалу, однако распространены неравномерно. Так, в бассейне верхней Оки они еди­ничны, что, видимо, объясняется исчезновением здесь обычая сооружать курганы. Интересно заметить, что именно в этом районе вятичской земли наблюдается концентрация городов домонгольского времени. Из вятичских городов, упоминаемых летописью в XII в.,


абсолютное большинство находится в области ран­них курганов вятичей (Седов В. В., 1973, рис. 5). Именно в этом районе, видимо, и началось крещение вятичского населения. В конце XI или начале XII в. здесь, около города Серенска, был убит вятичами христианский миссионер, киево-печерский монах Кукша, прозванный церковью «просветителем вяти­чей» (Л. И., 1862, с. 9, 10).

В северной и восточной частях вятичской терри­тории — в бассейне Москвы-реки и рязанской части Оки — курганный обряд погребения держался стой­ко и весьма долго. В XII в. это были еще довольно глухие края. В обширном бассейне Москвы-реки ле­топись знает в XII в. только два города •— Коломну и Москву. В рязанском бассейне Оки в то же. время названы Пронск и Трубеч, но Трубеч, судя по наз­ванию, основан переселенцами из Южной Руси.

Христианские символы — кресты и образки — в вя­тичских курганах весьма малочисленны. Они свиде­тельствуют не о христианизации сельского населе­ния земли вятичей, а о первом соприкосновении насе­ления с новой религией (Беленькая Д. А., 1976, с. 88-98).

Эволюция погребального обряда у вятичей (табл. XL IV) шла в том же направлении, что и у большин­ства других восточнославянских племен: наиболее ранними были трупоположения на горизонте, захо­ронения в подкурганных ямах распространились в более поздний период (Недошивина Н. Г., 1971, с. 182—196). Так, среди курганов с вещами первой стадии около 90% составляют насыпи с трупополо­жениями на горизонте. Во втором хронологическом периоде доля ямных трупоположений достигает 24%, а в третьем — 55%.

В этой связи вполне очевиден поздний характер вятичских курганов Рязанской земли. Подкурганные ямные трупоположения здесь решительно преобла­дают над другими типами захоронений. Они состав­ляют свыше 80% исследованных захоронений (тру-поположепия на горизонте — 11%, остальные — за­хоронения в насыпях).

Н. Г. Недошивина полагает, что распространение
трупоположений в подкурганных ямах отражает
процесс христианизации вятичского населения (Не­
дошивина Н. Г.,
1976, с. 49-52). , ,,,А , :, *=•

озщов п .- •
;;Н .« .Л ^;п.^-?>м{ !••:•'.! . ' .

'• -лдор* Радимичи ' ,;"-'^'И!"".;.;

Место расселения радимичей — бассейн Сожа: «...и пришедъгаа седоста Радимъ па Съжто, и про-звашася радимичи» (ПВЛ, I, с. 14). В летописном перечне племенных княжений восточного славянства радимичей нет. Однако из других мест летописей очевидно, что радимичи управлялись племенными вождями, имели свое войско и до последних десяти­летий X в. сохраняли самостоятельность. В середине IX в. радимичи были вынуждены платить дань Хазарскому каганату. Вслед за походами на древлян и северян в 885 г. киевский князь Олег направляет свою дружину на радимичей (ПВЛ, I, с. 20). В ре­зультате радимичи были освобождены от выплаты дани хазарам. Вместе с тем они сохранили племен­ную организацию. Их взаимоотношения с киевски­ми князьями до конца X в. ограничивались выпла-



 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.