Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Доставали тут трое царей, 5 страница



Приходи, да соглашайся,

Чтоб тебя украсили девушки,

Украсили тебе ясную голову,

А придёшъ в наше село.

Старейшина тебе требу воздаст, Требу воздаст, девять коров,

Да гостей всех угостит,

Приходи, Боже, на трапезу.

Кто придёт, да тебя увидит,

Тому ты дашь белый венок,

Чтоб нарядил свою кошару,

Чтобы плодились волы,

Волы те, да коровы те,

От одного и до тысячи,

От тысячи и до трех тысяч».

А Бог так им отвечает:

«Венками меня вы украсьте,

Завтра я буду рано в селе,

На трапезе буду сидеть,

Меня старейшина угостит -

Кто придёт на трапезу,

Тому я подарок дарю,

Подарю ему белый венок,

Чтоб украсил кошару свою,

Да расплодились ему волы,

Волы те, да коровы те,

От одного и до тысячи,

От тысячи и до трёх тысяч;

Кто кошару не украсит,

В кошаре ему только один!

Не почитает он Йиму царя,

Которого я выучил, научил,

Требу чтоб мне клали,

Да гостей всех угощали,

И трапезу накрывали.

 

Наряженный красиво старейшина оставался в пещере, а парни и девушки собирали коров и отгоняли их в село; где клали требу и пели следующую песню:

 

ПЕСНЯ 5.

 

Требу клал Йима царь,

Требу воздаёт на небе,

Требу клал ни мало, ни много,

Ни мало, ни много, девять коров,

Бога с молитвой просит:

«Ой, Боже, ой, Велес,

Жива Юда меня учила,

Как петь ясную 36 книгу,

Да как петь и писать,

Учила, Боже, выучила;

И ты, Боже, меня учишъ

Как мне делать кошару.

И мне даёшъ триста волов,

Триста волов, триста коров,

Да я их отправлю туда вниз ,

Туда вниз, прямо на землю;

Ещё их юнаки не видели,

Ещё волов не пасли,

Ещё коров не доили,

Да ещё поля не пахали,

Не пахали, не сеяли,

Как пашет твой слуга

На поле том и в саду том,

Да сеет белую пшеницу;

Как он учит младых юнаков,

Да петь ясную песню,

И петь её, да писать,

Как учит он их пахать,

И пахать, и сеять,

Да делать кошару».

А Бог ему отвечает:

«Эй, ты, царь, Йима царь,

Меня на земле не почитали,

Праздник мой не справляли,

Праздник мой, Велесов день,

Требу мне не клали,

Когда, царь, её принесёшь.

Приду, я Бог, приду,

Кто мне почёт окажет,

Да справит мой праздник,

И мне требу воздаст,

Девять коров отборных,

То научу его пахать;

И дам ему девять волов,

Девять волов, девять коров,

Дам их ему племенных,

Чтоб имел их в кошаре;-

Но кто почёт не окажет,

Не справляет мой праздник,

Да требу не воздаёт,

Того не научу пахать,

Не дам ему девять волов,

Девять волов, девять коров,

А кто меня, Бога, обманет,

Потом у него кошара развалится,

Так как его кошару не благословлю» - Он Велеса Бога почитает,

Тот ему дал триста волов,

Триста волов, триста коров.

И слуге наказ отдал,

Да чтоб пошёл он в огород,

Да его научил пахать,

И как делать кошару,

Учил его слуга и научил -

Йима царь сам пахал,

И сам пахал, и сам сеял,

Да делал кошару.

Забрал он триста волов,

Триста волов, триста коров.

Да сошёл он на землю.

Богу он требу воздаёт,

Требу воздаёт, девять коров,

Да отмечает праздник,

Праздник, Гюргиев день –

Бог будет в его кошаре,

И стаду его благополучие,

Много ему в стаде приплода,

Три тысячи ему волов,

Три тысячи ему коров,

Шерсть у коров белокурая,

Кто их видел, умилялся -

Царя с мольбой он просил,

Чтоб дал ему или продал,

И пригнать их себе во двор.-

Но царь ему не давал,

Лишь путешествовал по земле.

Кто ему почёт оказывал,

Да требу клал,

Чтоб отметить праздник,

Праздник, Велесов день,

И кто ему клятву давал,

Девять волов тому давал,

Девять волов, девять коров,

Да учил его как пахать,

И как пахать, и как сеять.

Те волы расплодятся,

По земле, по всему миру.

Когда был месяц январь,

Собрались семьдесят королей,

Семьдесят королей, да князей,

Справляли они праздник,

Праздник, Велесов день,

Для Бога требу клали,

Требу клали девять коров –

Если Велес Бог в кошаре,

Тому стаду благополучие,

То его стадо расплодится,

От одного и до тысячи,

От тысячи и до трёх тысяч.

 

Когда угощались, к трапезе присаживался староста, украшенный венками; после угощения, каждый отрывал от венка цветок , а девушки пели следующую песню:

 

ПЕСНЯ 6.

 

Гостей угощает Йима царь,

Угощает семьдесят королей,

Семьдесят королей, да князей,

Так как был праздник,

Праздник, Велесов день,

Требу воздаёт Велесу Богу.

Воздаёт девятнадцать волов,

Девятнадцать волов, да коров.

Златую трапезу накрыл,

На трапезе милые девушки,

Службу девушки служат.

Увидели они Велеса Бога,

Увидели, да усмехнулись,

А сошёл он с леса того,

Да садился за трапезу.

И спрашивает Йиму царя:

«Эй, ты, царь, Йима царь,

Ну-ка ты, царь, мне скажи,

Кто справляет мой праздник,

Праздник, Велесов день,

Кто мне требу воздаёт,

Я тому подарок дарю,

Дарю ему белый венок,

Чтоб его повесил в кошару,

Чтоб плодилось телят стадо,

Телят стадо, волов тех,

Воловье, да коровье стадо,

От одного и до тысячи,

От тысячи и до трех тысяч;

А кто требу мне не клал,

Подарок тому не подарю,

Не дам тому белый венок,

У кого нет белого венка,

В кошару тому ничего,

В кошаре того единица!»

Отвечает Йима царь,

Да ему речь говорит:

«Ой, Боже, ой, Велес,

Слава тебе на земле!

На земле праздник,

Праздник, Велесов день.

Семьдесят королей требу воздают,

Семьдесят королей, да князей,

Требу воздают девятнадцать коров,

Да гостей угощают,

Накрыты златые трапезы:

Давай, Боже, белый венок,

Чтоб плодилось телят стадо,

Телят стадо воловье,

От одного и до тысячи,

От тысячи и до трех тысяч -

Да пахать, чтобы на поле,

Да пахать, да всё сеять,

И доить парное молоко

Парное молоко коровье,

Кто его пьёт, тот тебя хвалит";

Царь ему речь говорит,

А Бог вдруг засмеялся,

Ясной головой кивнул,

Дарил семидесяти королям,

Семидесяти королям, да князьям,

Дарил каждому белый венок,

Да чтоб украсили кошару.

 

Каждый брал цветок от венка, которым был украшен староста; потом одна из девушек уходила туда, где находились животные, украшала кошару и пела следующую песню:

 

ПЕСНЯ 7.

 

Три Юды в том саду,

Три Юды самувилы,

Сплели белые венки,

Сплели их, позлатили,

Велеса Бога украсили,

Ясную голову белым венком,

Да ему речь и говорят:

«Ой, ты, Боже, милый братка!

Завтра твой праздник,

Праздник твой, Велесов день.

На земле тебе требу приносят,

Требу приносят, девятнадцать коров,

Девятнадцать коров отборных,

Слава тебе на земле!

Венком тебя, братка, украсим,

Украсим тебя белым венком -

Слети-ка, братка, уж слети,

Слети-ка, братка, на землю,

Садись-ка, братка, уж садись,

Садись-ка, братка, к котлу,

Где с нами младые воины,

Младые воины, младые короли,

Кто попросит белый венок,

Тому его, братка, и давай,

Пусть понесёт к себе домой,

Чтобы украсить буйволицу:

Теперь будет девять волов,

Девять волов, девять коров,

Да за год ему девятнадцать;

А рукой благодать пошлёшь

Ты с неба на буйволицу,

Буйволица ему всё исполнит,

От одного и до тысячи,

От тысячи и до трех тысяч;

Если не дашь белого венка,

Белого венка позлаченного,

Буйволица ему только одного!

Да не пашет на поле,

Не пашет и не сеет,

Поле его запущено.

Дом его разрушается;

Малые дети его плачут,

Плачут его дети, причитают,

Что они хлеба не едят -

Двух волов не осталось.

Буйволица его запущенная.

___________

 

Другая хороводная песня.

 

ПЕСНЯ 8.

 

Ой, Боже, ой, Жийна,

В нашем селе праздник,

Праздник, Велесов день.

Требу ты, царь, воздай,

Требу ты воздай, девять коров,

Девять коров, девять волов,

Молимся тебе, просим:

Правой рукой на буйволицу,

Да на волов пошли благодать,

На год, да на три года,

Да от ста и до тысячи,

От тысячи и до трёх тысяч -

Ой, ты Боже , наш Жийна,

Просьбу нашу, Боже, слышишь!

Пусть тебе весь год праздник,

Праздник, Велесов день,

Да тебе требу мы воздаём,

Воздаём тебе девять коров,

Девять коров отборных -

Хуй 37, хуй, ой, Боже,

Ой, Боже, ой, Жийна.

 

Йима: был нашим царем, который изучил у Бога многие занятия и обучил этому наших дедов.

Велесов-день: праздник в честь Бога Велеса.

Единица: (Бог) одного ему оставил.

Деснива: благославленье.

Крева: значит судить его.

Жийна: значит имя Бога.

Рама: и пр. старая речь.

Дрина: место (пень), где приносят требу.

Акрамъ: и пр. старая речь, край.

Изъ иже ми уналъ: в селе его купил.

Звезница: волхв или староста.

Нителна: не телившаяся.

Амница:.тёлка, не знавшая быка.

Дум’ ми стоити: да, мы стоим.

Ним’ ми летити: да, не летим.

Далина: значит племенной скот.

 

V.

ПРАЗДНИК

ЛАСТОЧКИН ДЕНЬ.

 

Одно время в селе, на весеннее песнопение, когда только потеплеет и прилетают ласточки, собирались вместе девять девушек, красиво одевались и ходили от дома к дому, да повязывали малым детям на правую руку одну белую и красную шёлковые свитые ленты, и пели следующую песню:

ПЕСНЯ 1.

 

Миновала лютая зима,

Лютая зима снежная,

Миновала, сменилась,

Значит, лето явилось,

А с летом и ласточка,

Ласточка, ты пташечка.

А знаешъ ли ты, деточка,

Деточка, и ты, юначик,

А знаешъ ли, или не знаешъ,

Откуда прилетела ласточка

Ласточка, эта пташечка?

Летала она на Край-землю,

В Край-землю, да на поле,

Там, где Солнце греет,

Где Солнце не заходит

Да всё греет, очень люто,

Очень люто, нещадно -

Там пашут молодые девушки,

Молодые девушки и девочки,

Дважды на поле выходят,

Два раза в год сеют,

Потом жнут белую пшеницу,

Да собирают белый виноград.

Крайняя земля очень хороша,

Очень хороша, плодородна,

Плодородная, урожайная,

Задумались наши деды,

Наши деды, наши предки.

Бог да побил Баюна царя,

А их увел с Край-земли,

Да вёл их через поле,

Через поле, через море,

Да вёл всего мало время,

Мало время три годочка,

Завёл он их на Белый Дунай.

А те все очень плакали,

Очень плакали и причитали,

Что землю ту оставили,

Плодородную, урожайную,

Да завёл их на пустую землю,

Пустую землю, запущенную,

Где девушки не пашут,

Где девушки не сеют;

Не строят сильного града,

А лишъ сидят в том лесу,

В том лесу, в пещере,

В пещере той, в каменной.

Так плакали и причитали,

Тут прилетела ласточка,

Ласточка эта пташечка,

Да им словами говорит:

«Ой ли, младые юнаки,

Младые юнаки и девушки,

Что же вы все заплакали,

Заплакали, запричитали?

Или вас царь завёл,

Да завёл на пустую землю,

На пустую землю, запущенную,

Где девушки не пашут,

Где девушки не сеют,

Где есть лютая зима,

Лютая зима снежная:

Хватит, юнаки, не плачьте,

Не плачьте, не кричите!

Как правил ваш царь,

Ваш царь Баюн король,

Как он правил, да что творил,

Что ему Бог завещал,

Завещал, да поручал,

Чтоб привести младых юнаков,

Младых юнаков, да девушек,

Привести их на Белый Дунай,

Туда, где пустая земля,

Пустая земля, запущеная,

Туда, где еще не сеют,

Туда, где еще не пашут,

Лишь сидят в пещере,

В пещере той каменной.

Скоро заселится пустая земля,

Не будет навеки запущенной.

Довольно вы уже плакали,

Плакали и кричали!

Ещё тут жил Дива король,

Вскинул свою правую руку,

Да рукой вам хвалу славил,

Что вы слетели с неба,

Где сидят три Бога,

Да учите младых юнаков,

Младых юнаков, да девушек

Чтобы пахали в поле,

Чтоб пахали, да сеяли:

Да вы царю требу воздайте,

Как воздаёте её для Бога,

Только для Бога на небе».

Так им сказала ласточка,

Ласточка, эта пташечка,

Они еще пожаловались,

Всё жалились, печалились,

Да такие слова говорят:

«Ой, ластовка ты, ласточка,

Не важно, если земля запущена,

Мы сильный град построим,

Да землю всю заселим –

Чтоб пахали младые девушки,

И пахали бы, и сеяли;

Дива царь требу воздаёт,

Требу воздаёт девять овнов,

Да нас он хвалой славит:

А не о том мы жалуемся,

Жалуемся, да печалимся,

Что землю мы оставили,

Плодородную, урожайную.

Требу мы Богу клали,

Клали ему девять коров,

Девять коров яловиц,

Яловицы все на отбор,

Младые девушки готовили,

Готовили их да приправляли их,

Приправляли с белым цветком,

Белым цветком и укропом,

Готовили их, много приправляли,

Кто едал, тот Бога хвалил.

А как дошли до Белого Дуная,

Для Бога требу мы воздаём,

С требой ему хвалу славим,

В требу воздаём девять коров,

Девять коров яловиц,

Яловицы все на отбор,

Их готовят младые девушки;

Только девы, чтоб приправить,

Да пошли они в тот сад,

Насобирать белых цветов,

Белых цветов и укропа,

А цветов не нашли,

Готовили, да не приправляли,

И они ещё жаловались,

Жаловались, печалились,

Так плакали, причитали,

Да уже не тяжко грустили,

А нам жаловались,

Тосковали, да печалились,

А ласточка им говорит:

«Гой еси, вы, младые воеводы,

Чего же вы заплакали,

Заплакали, запричитали.

Как полечу на Край-землю,

Край-землю, родное отечество,

Там прилечу я во дворец,

Во дворце том есть сад,

Где сорву я белый цветок,

Белый цветок и укропчик,

Полечу на Белый Дунай,

Да брошу вам белый цветок,

Белый цветок и укропчик -

Девчата на Белом Дунае

Его увидят на поле,

Да цветами всё приправят.

А вас с мольбою прошу,

Пишите белую книгу,

Белую книгу чёрного письма.

Пошлите её по всей земле:

У кого есть малые детки,

Чтоб свил он белую ленту.

Белую ленту и червонную,

Да привязал ему на руку,

На руку, да на правую,

Чтобы было быстрей лето,

И лето, и весна,

Если ему вязали ленту, то говорили:

Ведь это не белая лента,

Белая лента, да червонная,

Это есть тебе оберег,

Возвращаясь с Края-земли,

Как вспорхнула она на поле,

На поле, да на Белый Дунай,

Тут вспорхнула в сильный град,

В сильный град, да во дворец -

Где увидела малых деток,

А на руке их белую ленту,

Белую ленту и червонную,

Белую ленту и оберег,

Им бросила белый цветок,

Белый цветок и укроп,

Подберут его младые девушки,

Младые девушки и девочки,

Да сготовят и приправят.»

Послушали младые воеводы,

Послушали они ласточку.

Да писали белую книгу,

Белую книгу чёрного письма:

Кто имел малых деток,

Повязывал им на руку,

Повязывал им белую ленту.

Белую ленту, да червонную.

 

Когда, кто только обнаружит и увидит первую ласточку, девушки ходили от дома к дому и отвязывали с рук детей ленточки, да несли их в садик и прятали под камень; под него помещали ещё душистый цветок, называемый укроп (копрец), этот цветок брала мать ребёнка и его приправляла в еду, которая готовилась на месте требы; когда мать брала под камнем цветок, девушки пели следующую песню:

 

ПЕСНЯ 2.

 

Ой, мама, родная мама,

Выйди, мама, во двор,

Зайди, мама, в садик,

Нагнись, мама, подними,

Подними ты камень златой,

Где будет, мама, оберег,

Белая лента, да червонная.

Порхала к нам, да летела,

Прилетела к нам ласточка,

Летела к нам от Край - земли,

От Край - земли, солёного моря,

Летела к нам на Белый Дунай,

На Белый Дунай на Чёрное море,

Да во дворе щебетала,

Щебетала, мама, пела,

В клюве у ней белый цветок,

Белый цветок и укроп.

Да она думает, гадает,

Куда прибыть, куда лететь,

Чтобы бросить белый цветок,

Белый цветок и укропчик,

Дар принести с Край - земли.

Услышала её Юда самувила,

Да ей такие слова говорит:

«Ой, ласточка ты, пташечка,

Что думаешь, да гадаешь,

Щебечешь, да всё поёшь?

А ты порхни тут вниз,

Тут вниз, в сильный град,

В сильный град, да во дворец,

Да во дворец, в тот садик.

А там царевич малый,

Где тебя ждут всего немного,

Всего немного - три недели;

Вязала ему старая мать,

Вязала ему на руку,

Вязала ему белую ленту,

Белую ленту, да червонную,

Белую ленту как оберег,

Теперь её уже отвязала,

В садике есть златой камень,

Под камень её положила -

Да тебя с мольбой просим,

Как полетишъ с Край - земли,

С края земли, с Отечества,

Да им подарок бросишь:

Чтоб взяла златой оберег,

Да оставила белый цветок,

Белый цветок и укропчик,

А тебе царь требу воздаёт,

Требу воздаёт три голубя,

Их приготовят младые девушки,

Приправят их с белым цветком,

С белым цвтком и укропчиком.»

Услыхала то ласточка,

Прилетела она во дворец,

Во дворец да в садик,

Камень двигает, не сдвинет,

Чтоб взять белую ленту,

Белую ленту, да червонную,

Белую ленту и оберег,

Тут позвала Юду самувилу,

Подвинула она златой камень,

Да взяла там белую ленту,

Белую ленту и червонную,

Оставила белый цветок,

Белый цветок и укроп.

Приди же, мама, ты приди,

Приди же, мама, в садик,

Подвинь ты златой камень,

Да возьми белый цветок,

Белый цветок и укроп,

И отнеси их прямо к царю,

Да с радостью похвались:

Что прилетела ласточка,

Прилетела с Края - земли,

Прилетела на Белый Дунай;

Никому даров не носила

С Края-земли, с большого моря,

Слетала она в садик,

Подвинула златой камень,

Оставила белый цветок,

Белый цветок и укроп.

 

Когда жещина уходила в сад и, подвинув камень, под ним находила душистую ветку укропа, которую заранее оставляла девушка с какого-либо дома и при этом забирала оттуда ленту; девушки запевали следующую песню:

 

ПЕСНЯ 3.

 

Ой, ластавица, ласточка!

Бог, да бил Баюна царя,

Потому что ему уже надоело,

Что его земля заселилась,

Заселилась и ещё приселилась.

Что привёл он наших дедов,

Наших дедов, да предков,

И в той земле их поселил;

А те же всё плакали,

Всё плакали, да причитали,

Что свою землю оставили,

Довольно хороша их земля,

Очень хороша и плодородна,

Плодородна и урожайна.

Скажи мне, ласточка, ответь,

Как ты зиму зимовала,

Как над полем летала,

Видела ли, аль не видела,

Там, девушки, пашут ли?

Там девушки, хозяйствуют ли?

Два раза в год сеют ли?

Два раза в год жнут ли,

Да жнут ли белую пшеницу?

Собирают ли белый виноград?

Или вся земля запущена,

Да ни чем уже не славится?

Защебетала тут ласточка,

Да такие слова говорит:

«Крайняя земля еще славна!

Младые девчата на поле,

Да всё пашут, да всё сеют,

Еще всё на поле убирают.

Под камнем я оставила белый цветок,

Оставила белый цветок и укроп,

Младые девушки во дворце,

Когда сама я невысоко летела,

Крикнула девушка, меня позвала:

«Ой, ластавица, ласточка,

Скоро меня надолго оставишъ,

Во дворце уже не щебечешь,

Не щебечешъ, птаха, не поёшъ,

А полетишъ на белый Дунай,

На белый Дунай, на Чёрное море,

Да залетишь ты во дворец -

Но, ты постой и подожди,

Пока схожу я в тот садик,

Да возьму там белый цветок,

Белый цветок и укроп,

А ты во дворец отнесёшъ,

Как девушки пойдут гулять,

В саду цветок ты им отдашъ,

От меня им весточку снесёшъ,

Они ведь мои родовичи,

Мой род с Край - земли,

Пришел с нашими дедами.

Как увидят белый цветок,

Белый цветок и укроп,

Тяжко они закручинятся,

Пожалеют, опечалятся,

Что землю свою оставили,

Славную землю известную,

Известную, прославленную,

Где имеется белый цветок,

Белый цветок и укроп;

Тут девушка расплакалась,

Да батюшке пожаловалась,

Нажалилась, опечалилась,

А он пошел в тот садик,

Да поймал три голубя,

Для Бога требу клал,

Да его с похвалой славил,

Чтобы он согласие дал,

Да чтоб вернулись ласточки,

Вернулись с Край-земли,

Чтоб принесли белый цветок,

Белый цветок и укроп,

Да чтобы младые девушки,

Сготовили ему трёх голубей,

Сготовили их и приправили их,

Да гостей всех угостили.

___________

 

Когда девушки пропевали лесную песню, мать брала цветок и относила его домой, потом отдавала своему мужу; каждая жена так делала; после этого звали одного старца, чтобы тот клал трёх голубей для требы Богу; тогда девушки пели следующую песню:

 

ПЕСНЯ 4.

 

Ой, царь, царь, и везирь,

Что ты, царь, требу воздаёшь,

Требу воздаёшь, три голубя?

А ведь ещё ты не видел

Белого цветка и укропа.

Как летела ласточка

На широкий двор, да в садик,

Раздвинула златой камень,

Да сердце у неё забилось,

Как увидела белую ленту,

Белую ленту и червонную,

Её носил малый мальчик,

Носил её три недели,

Ждал он ласточку.

Чтобы взяла белую ленту,

Оставила белый цветок,

Белый цветок и укроп;

Ну, позови младых девушек,

Чтоб сготовить трёх голубей,

Да сготовить и вдоволь приправить,

Кто будет есть, кто будет пить, Чтоб не был беды, Бога хвалит,

Чтобы он добро сделал,

Да чтоб послал ласточку,

Принести белый цветок,

Белый цветок и укроп».

Царь такую речь говорит:

«Ой, вы, младые девушки,

Милые девушки и девочки,

Лишь увижу белый цветок,

Белый цветок и укроп ,

Пойду требу воздавать,

Требу воздавать девять коров,

Девять коров яловых,

Яловых всех на отбор ».

Царь еще не проговорил,

Как пришла его первая любовь

Вытащила белый цветок,

Белый цветок и укроп,

Да их она царю подает;

Царю своему жалуется,

Жалуется, печалится,

Что оставил Край - землю,

Которая довольно была славна,

Да всем славная, известная,

Известная, прославленая.

Пошел он требу воздавать,

Требу воздавать девять коров,

Девять коров яловых,

Яловые все на отбор.

 

Когда клал старец для требы трёх голубей, в то же время девять девушек созывали других сельских девушек, которые готовили трёх голубей с укропом и пели следующую песню:

 

ПЕСНЯ 5.

 

Ой, ластавица, ласточка,

Была ты на Край - земле,

На край - земле, на большом море,

Где были наши цари,

Наши цари, наши деды,

Да поле там пахалось,

Да поле там сеялось,

Сеяли белую пшеницу,

Еще никто там не сеял,

Учил их всему король Марко.

Донесла ты белый цветок,

Белый цветок и укроп,

Да царь требу воздаёт,

В требу воздаёт голубей.

Сготовили их девушки,

Сготовили, приготовили,

Да бросили белый цветок,

Белый цветок и укроп,

Сготовили их, приправили,

Сготовили с прянностями,

Да гостей угощают,

И все Бога славят,

Что послал её с Край - земли,

Чтоб летела на Белый Дунай,

На Белый Дунай, Чёрное море.

Просим ласточку, молим,

Чтоб через год прилетела,

Дар, ласточка, чтоб принесла,

Дар, ласточка, белый цветок,

Белый цветок и укроп -

Придёт царь требу воздавать,

Воздаст он не голубей,

Воздаст тебе девять коров,

Девять коров яловых,

Яловые все на отбор;

Если букет не принесёшь,

Как готовить девушкам,

Будут жалеть и печалится,

Что готовят, да не приправляют,

Это не будет треба для Бога.»

Как пропели младые девушки,

Тут прилетела ласточка,

Да щебечет им и поёт:

«Ой вы, младые девушки,

Младые девушки и девочки,

Достаточно царь требу клал,

Достаточно меня умоляли!

Какъ пройдут весна и лето,

Потом полечу в Край - землю,

В Край – землю, на большое море,

В Край – земле, чтобы зимовать.

Побуду там уже, потом прилечу,

Потом прилечу, припорхну,

Буду прилетать в сильный град,

В сильный град, во дворец,

Да буду щебетать на дереве,

Чтобы услыхали девушки,

Младые девушки во дворце.

Чтобы пошли они в садик,

Да взяли белый цветок,

Белый цветок и укроп,

Да мне дадут белый цветок,

Полечу я на Белый Дунай,

Белый Дунай, Чёрное море,

Где увижу у малых детей,

На руке белую ленточку,

Белую ленту, да червонную,

Мать ему догадалась

Белую ленту привязать,

Пришла она в тот садик,

Да под камень положила,

И я, девушки, согласие даю:

Позову сюда Юду самувилу,

Чтобы камень подвинула,

Да взяла белую ленту,

Белую ленту, да червонную,

И отнесу их в Край - землю,

В Край - землю, большое море,

Кто увидит, тот пусть знает:

Наши деды, наши предки,

Заселили крайнюю землю,

Заселили, приселили!

Потом опять поднимались,

Другую землю заселили.

Такой обычай установили:

Когда придут весна и лето,

Кто имел из детей мальчика,

Повязывал ему на руку,

Повязывал белую ленту,

Белую ленту и червонную,

Чтобы знали малые дети,

Что деды их пришли сюда

С Край-земли с большого моря.

Да оставили белый цветок,

Белый цветок и укроп,

Чтоб нашла их старая мать,

Да отнесла их к царю.

Собирались младые девушки,

Собирались они во дворце,

Тут требу они воздают,

Там девушки гостей угощают,

Да готовят из птицы еду,

А в еде белый цветок,

Белый цветок и укроп,

Кто её ест, кто её пьёт,

Тот меня ждёт через год,

Тот ждёт на Белом Дунае,

На Белом Дунае и Чёрном море.

 

Когда пропели лесную песню, да когда сготовили еду, садились, а старец давал попробовать им этой еды, после все вставали, танцевали и водили хоровод, да пели следующую песню:

 

ПЕСНЯ 6.

 

Ой ты, царь и везирь,

Встань ты, царь, поднимись,

Встань же ты от трапезы.

Да увидишь ласточку,

Которая порхает, да летает,

На правой лапке белая лента,

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.