Центральная идея реформы заключалась в ведении частной собственности на землю и роспуске общины. На деле это обозначало перевод общинного крестьянства на частное владение хозяйством. Предполагалось обеспечить свободу выхода из общины с закреплением надельной земли (хутор, отруб). Крестьяне могли закрепить землю в собственность в отрубе за счет выделения участка в пределах деревни.
Когда крестьянин переселялся из деревни на участок земли за её пределами, то этот участок называли хутором, а крестьянина – хуторянином. К созданию хуторского хозяйства стремились зажиточные крестьне-кулаки. Они стали одним из источников формирования сельской буржуазии – опоры самодержавия в деревне.
На слои зажиточных крестьян была направлена и деятельность крестьянского банка -льготные кредиты(займы) на покупку части земли помещиков и покупка бедняцких наделов (с развалом общины они не могли полностью вести единоличное хозяйство). Подворное землевладение в западных регионах Беларуси (Гродненская, Минская, Виленская губернии) содействовало закреплению хуторского хозяйства, потому что крестьянская община там не существовала.
Ее разрушение осуществлялось в Могилевской и Витебской губерниях, где крестьяне стремились освободиться от зависимости общины. Для большинства бедняков и середняков завести хуторское хозяйство было невозможно из-за отсутствия или недостатка средств.
Хуторное хозяйство широко пропагандировалось в печати. Создавались показательные хутора. Они обеспечивались лучшими породами скота, сортовыми семенами, техникой. Организовывались показательные хозяйства. Широкое распространение получило создание обществ мягкого кредита, потребительских обществ. Особенностью аграрной реформы в Беларуси было создание земств.
Проблемы, связанные с беднотой,Столыпин надеялся решить с помощью массового добровольного переселениязначительной их части в Сибирь, где было много необработанной урожайной земли. При этом преследовались две цели: 1) ослабить земельный голод в стране – величина среднего надела в Беларуси уменьшилась с 14,6 десятин до 10,2. В 1900 г.на долю "лишних" в деревне приходилось 1,5 млн. человек;
2) одновременно переместить наиболее ожесточенную (бедную) часть населения деревни на окраины Империи, подальше от помещичьих империй. Перемещение в основном в Сибирь. Из западных губерний выехало более 350 тыс. человек.
Царское правительство предприняло определенные шаги по привлечению крестьян-переселенцев к переезду в азиатскую часть России.
Для этого выделялись безвозвратные денежные займы, обеспечивались специальные поезда, готовились пункты приема переселенцев. Однако около 10% крестьян вернулись назад в связи с недостаточной помощью со стороны правительства и тяжелыми условиями жизни.
Особенностью столыпинской реформы в Беларуси стало введение в 1911 г. земств – выборных органов местного самоуправления в трех белорусских (Витебской, Могилевской и Минской) губерниях. В западных губерниях земства не вводились из-за значительного преобладания среди их избирателей католиков, которых относили к полякам и которым царское правительство не доверяло после восстания 1863– 1864 гг.
Столыпинские преобразования полностью успехом не увенчались.В Беларуси сохранение латифундий(обширные поместия,обрабатывае-е крестья-ми) привело к тому, что большинство пережитков крепостничества в ходе реформы так и не было устранено.
Значение реформы для Беларуси:
1.Столыпинская аграрная реформа в целом содействовала подъему сел.х-ва, промышленности (реформа затронула Могилевскую и Витебскую губернии).
2.В Беларуси наиболее быстро разрушение общины происходило в Могилевской и Витебской губерниях, где она имела широкое распространение.В остальных белорусских губерниях общин не было. Всего до первой мировой войны на территории Беларуси было сделано 128 тысяч хуторов. 3.За восемь лет (1907 – 1914 гг.) из Беларуси переселилось в Сибирь 335.366 человек, крестьян принуждали переезжать на новые земли. За этот период 36.544 человека вернулось назад. 4. В 1911 г. царизм решился на введение земств в западных губерниях. 5. Социал-демократические организации сократились в 15 раз. Эсэры распались. Главным в деятельности газеты «Наша Нива» стала борьба против национального гнета, за признание белорусской нации и культуры.