Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Социальная политика РБ и направления ее развития



Осуществление социальной политики является важной функцией любого государства, направленной на соблюдение основных социальных прав человека (продолжительность рабочего дня, гарантированный минимум доходов, защита от безработицы, материнство, детство и т.д.) и обеспечение достойного уровня жизни населения. Государство проводит политику, предусматривающую:

ѕ создание правовых предпосылок повышения уровня жизни населения, и в первую очередь его наименее обеспеченной части;

ѕ совершенствование системы оплаты труда работников бюджетной сферы;

ѕ упорядочение трудовых отношений между наемными работниками и работодателями;

ѕ стабилизацию занятости и сокращение безработицы;

ѕ социальную защиту наиболее уязвимых категорий населения.

Инструментами социальной политики явл Государственные социальные гарантии, Минимальные социальные гарантии, Социальные стандарты и тд Государство выполняет функции управления системой социального страхования, включающей пенсионное обеспечение, пособия по временной потери трудоспособности и другие выплаты по страховым случаям. Основная нагрузка по формированию фондов страхования приходится на работодателей, меньшая - на работников и государство. Согласно Конституции, Республика Беларусь является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Республика Беларусь пока не подписала Европейскую социальную хартию, которая гарантирует гражданам государств, входящих в Совет Европы, социальную стабильность, защиту прав, касающихся трудоустройства, здравоохранения, условий труда. Однако Межпарламентская ассамблея стран СНГ одобрила Хартию социальных прав граждан. На заседании Президиума Совета Министров была одобрена Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. В документе изложены модель социально-экономического развития нашей страны, которая определена как социально ориентированная рыночная экономика (последнюю не следует путать с рыночным социализмом), и механизмы осуществления стратегии устойчивого развития. Приоритетным направлением социальной политики в 2000-2010 гг. должен стать переход от социальной поддержки малообеспеченных слоев и групп населения к повышению жизненного уровня всего населения республики. Программа содержит ряд мер:

ѕ политику доходов населения, которая направлена на создание условий, позволяющих активной части населения зарабатывать необходимые средства. Она предусматривает повышение значения заработной платы в составе доходов населения; восстановление роли минимальной заработной платы как важнейшего социального норматива (ее уровень не должен опускаться ниже 35-40% от средней заработной платы); рост реальных доходов населения на 4-6% в год; доведение доли заработной платы в составе валового национального продукта до 36-40% и др.;

ѕ социальную политику граждан, которая предусматривает государственную поддержку социально уязвимых групп населения (пенсионеры, инвалиды, безработные); развитие негосударственных пенсионных фондов; разработку программ оказания помощи беднейшим группам населения; проведение активной социальной политики в области защиты от риска (болезни, инвалидности, ухода на пенсию, потери кормильца и безработицы) через систему гибких социальных программ, увязанных с доходами и продолжительностью работы;

ѕ обеспечение занятости населения. Реформирование народного хозяйства, структурная перестройка экономики обуславливают необходимость перераспределения рабочей силы. Высвобождению работников будут предшествовать разработка и реализация мер, обеспечивающих жизнеспособность производств; создание новых рабочих мест; развитие предпринимательства; организация общественных работ и др. Дальнейшее развитие получит система здравоохранения и образования.

Важнейшим социальным нормативом, предназначенным для анализа и прогнозирования уровня жизни населения, обоснования минимальных государственных социально-трудовых гарантий, является бюджет прожиточного минимума (Закон Республики Беларусь «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь» № 239-3 от 06.01.1999). Прожиточный минимум -- минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. Прожиточный минимум включает набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг индивидуального и общесемейного пользования. Бюджет прожиточного минимума -- стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. Минимальный потребительский бюджет -- это расходы на приобретение набора потребительских товаров и услуг для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека (потребительской корзины). Его величина больше бюджета прожиточного минимума в среднем на 30%. Минимальный потребительский бюджет используется для получения одноразовых безвозмездных пособий и льготных кредитов на строительство жилья, бесплатного питания на детей, первого рожденного ребенка, для аналитических расчетов соотношения заработной платы с минимальным потребительским бюджетом, прогнозирования уровня оплаты труда.

52. Показатели, характеризующие уровень и качество жизни народа.

 

Интегральной характеристикой благосостояния граждан страны являются уровень и качество жизни населения. Эта ха­рактеристика — историческая категория, отражающая на каж­дом отрезке времени обеспеченность граждан материальными и духовными благами.

Если под уровнем жизни традиционно понимается комплекс жизненных стандартов преимущественно материального ха­рактера, то качество жизни характеризуется степенью дости­жения высших ценностей человеческого бытия как в личност­ном, так и в социальном аспектах. Они включают морально-психологические качества, уровень образованности и культу­ры, здоровья, условия труда и проживания, отдыха, степень комфортности экономических условий, уровень потребностей и степень их удовлетворения и др.

Организация Объединенных Наций, обобщая характерные черты национальных концепций уровня жизни в разных стра­нах мира, указывает на общие существенные компоненты этих концепций: здоровье, потребление продуктов питания, образо­вание, занятость и организация труда, жизненные удобства, социальное обеспечение, одежда, отдых и свободное время, права человека.

В самом широком смысле понятие качества жизни населе­ния включает четыре блока характеристик:

а) качество населе­ния (включает демографические, воспроизводственные показатели, способность образовывать семьи, уровни образо­ванности и профессиональной квалификации);

б) уровень жизни населения:

- качественные характеристики (показатели со­стояния здоровья, качества питания, состояния образования и культуры, качества жилья, условий и характера труда, качест­ва проведения свободного времени и условий отдыха, благопо­лучия семейной жизни);

- количествен­ные (характерис­тики реальных доходов и расходов населения; экономической активности, обеспеченности населения услугами здравоохране­ния, образования, культуры и искусства, отдыха, инфраструк­туры; обеспеченности населения жильем и другой собственнос­тью; социального обеспечения).

В) социальная безопасность (уровни физической и имущественной безопасности, качества морально-политическо­го здоровья общества и государства).

Г) качество окружающей среды (показатели антропогенного воздействия на воздушный и водный бассейны, состояние почв и лесов).

Указанная совокупность показателей уровня и качества жизни населения в основном включена в систему национальной статистики Беларуси (за исключением качественных характе­ристик). Так, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь в группу основных социально-экономических показа­телей уровня жизни населения включает следующие: денеж­ные доходы населения, реальные располагаемые денежные до­ходы населения, денежные доходы на душу населения, средне­месячную начисленную заработную плату одного работника, реальную начисленную заработную плату, средний размер на­значенной месячной пенсии, реальный размер назначенной ме­сячной пенсии.

Кроме указанных, статистика отслеживает также показате­ли структуры и динамики потребления населением основных продуктов питания.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.