Важнейшие результаты функционирования продовольственного комплекса и входящих в его состав отраслей и видов экономической деятельности — это:
а) обеспечение населения высококачественными продовольственными и непродовольственными товарами отечественного и импортного производства;
б) повышение общеобразовательного, профессионально-квалификационного и культурного уровня населения страны;
в) улучшение здоровья граждан и повышение качества медицинской помощи и оздоровительной работы;
г) увеличение свободного времени граждан за счет расширения объемов и видов услуг и сокращения затрат труда в домашнем и личном подсобном хозяйстве;
д) улучшение среды обитания и общения, охраны окружающей среды.
Через деятельность отраслей потребительского комплекса осуществляется взаимосвязь экономического и социального развития в национальной хозяйственной системе, взаимоотношения и взаимосвязи между ее региональными
и отраслевыми элементами. С его помощью проводится взаимосвязь всех воспроизводственных процессов, протекающих в стране. А главное, обеспечивается процесс достижения целей социального прогресса, решения текущих и перспективных задач, реализации социальной политики государства.
Функционирование отраслей и видов экономической деятельности, входящих в состав потребительского комплекса национальной экономики, характеризуется рядом существенных особенностей:
1. Значительная часть отраслей предметом своей деятельности имеет услуги, а они как предмет потребления не могут выступать в вещной форме, а следовательно, не могут накапливаться и складироваться, так как процесс производства и потребления услуг совпадает по времени.
2. Производство и потребление услуг, создаваемых в потребительском комплексе, характеризуется высокой степенью персонификации их производства и потребления, систематической их повторяемостью, высоким динамизмом развития.
3. Преимущественно локальный, повсеместный, привязанный к конкретным регионам и территориям страны характер предоставления основной массы товаров и услуг связан с размещением предприятий, учреждений и организаций этого комплекса в каждом регионе и на каждой территории страны.
4. Постоянно увеличивается число альтернативных форм предоставления услуг социального назначения и повышается степень конкуренции между ними.
5. Предприятия, организации и учреждения потребительского комплекса способны выступить в качестве стабильных и масштабных источников средств в бюджеты всех уровней, особенно в местные бюджеты.
6. Подразделения потребительского комплекса могут обеспечивать рост числа рабочих мест, что ведет к повышению занятости и снижению уровня безработицы.
7. Потребительский комплекс способен гибко и оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка потребительских товаров и услуг социального назначения.
8. Предприятия комплекса имеют высокую скорость оборота капитала вследствие более короткого периода его освоения и отдачи за счет укороченного производственного цикла и роста степени коммерциализации деятельности подразделений в регионах страны.
9. В сфере производства потребительских товаров и социальных услуг преобладают подразделения малого и среднего бизнеса.
10. Производители услуг специального характера имеют повышенную реакцию на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка из-за невозможности накопления и транспортировки этих услуг за пределы региона их создания (за исключением услуг по подготовке кадров).
11. Индивидуальность и нестандартность услуг и технологий их создания в различных подразделениях одних и тех же отраслей потребительского комплекса приводят к высокой дифференциации и неопределенности продуктов труда в этих отраслях.
12. Технологическая структура практически всех отраслей и подотраслей потребительского комплекса позволяет организовать предприятия различных размеров, включая наиболее эффективные со всех точек зрения подразделения мелкого и среднего бизнеса, отличающиеся малой капиталоемкостью на их создание.
13. Отрасли и подотрасли являются емкими потребителями рабочей силы. При этом стоимость создания одного рабочего места здесь примерно в два раза ниже, чем в среднем по промышленности.
29.Организация управления, функционирования и развития подразделений потребительского комплекса национальной экономики.
Потребительский комплекс нац. экономики представляет собой совокупность отраслей и видов экономической деятельности, которые заняты производством товаров и предоставлением разнообразных услуг населению, способствующих удовлетворяющих социально-экономических потребностей. Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и т.д.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг. Функционирование потребительского комплекса нац. экономики состоит в: 1)обеспечении населения высококачественными продовольственными и непродовольственными товарами; 2)в облегчении труда в домашнем хозяйстве, обеспечении необходимого жизненного комфорта; 3) экономии свободного времени и рационального его использования; 4)создании материальной основы для увеличения объема и совершенствования структуры потребления и накопления; 5)стимулировании научно-технического прогресса и развития инновационной деятельности; 6) обеспечении социального развития, соц. обслуживания, соц. безопасности.
В развитии многих отраслей потребительского комплекса высока роль малого бизнеса. Расширение сети малых предприятий позволит решить такие проблемы как: наиболее полное удовлетворение потребностей населения в необходимых видах товаров и услуг; создание новых рабочих мест, способствующих увеличению занятости населения. Расширение торговой деятельности приводит к экономии живого и овеществленного труда, ускоряет оборот общественного продукта, способствует более полному удовлетворению личных потребностей. Бытовое обслуживание определяет повседневную жизнь граждан, способствует эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов общества. Наиболее высокими темпами предполагается развивать услуги по ремонту бытовой техники, личного автотранспорта, мебели, услуг парикмахерских, прачечных, химчисток. От развития ЖКХ зависит функционирование производственной сферы, и всего хозяйственного комплекса.
30. Состояние, факторы и тенденции развития потребительского комплекса и его отраслей.
Розничный товарооборот в 2009 году составил 54736 млрд. руб., число объектов розничной торговой сети (на конец года) 43,4 тыс.
Распределение розничного товарооборота по формам собственности:
- государственная- 14,5 %
- частная – 81,9 %
- иностранная – 3,6 %
В общем объеме розничного товарооборота продовольственные товары занимают 51,1 %, непродовольственные – 48,9 %.
В условиях развития рыночных отношений число предприятия розничной торговли определяется прежде всего потребностями населения. Рост товарооборота и резкое расширение ассортимента обусловят в дальнейшем расширение торговой сети и увеличение торговых площадей за счет различных источников финансирования (промышленных, совместных, коллективных, частных и иностранных предприятий розничной торговли). В городах, особенно в Минске, строятся гипермаркеты, которые дают новые стимулы развитию отрасли.
На внутреннем рынке страны наблюдаются вместе с тем и такие негативные тенденции, как снижение продаж по отдельным товарным группам, увеличение остатков нереализованных товаров в промышленности и торговле. Отечественная продукция по своему качеству и особенно цене не всегда выдерживает конкуренцию с более дешевыми товарами, поступающими из России и стран вне СНГ. В связи с этим на предприятиях розничной торговли растут запасы мехов и меховых изделий, часов, шелковых тканей, одежды, белья и т.д. Многие предприятия не имеют оборотных средств для закупки новых товаров, так как торговые склады, оптовые базы забиты нереализованной продукцией. В целом в республике снижается прибыльность государственной розничной торговли, а многие магазины являются убыточными.
В перспективе развитие розничной торговли будет направлено на стабильное обеспечение различных категорий населения высококачественными товарами в широком ассортименте при высоком уровне обслуживания. Достижению этой цели должны способствовать система мер по расширению ассортимента отечественной продукции, развитие инфраструктуры товарных рынков, а также системы торгового обслуживания социально незащищенных групп населения, совершенствование методов организации торговли.
Продвижение отечественной продукции на внутренний рынок определяется углублением интеграции розничной торговли с предприятиями товаропроизводящих отраслей — промышленности, сельского хозяйства и фермерскими хозяйствами, осуществляющими поставку продуктов животноводства и растениеводства на взаимовыгодных условиях.
Число объектов общественного питания составило 11,7 тыс.
В июле 2003 г. в стране принята Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года. Для ее реализации необходимы:
· внедрение высокоэффективных, надежных, безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг ЖКХ, основанных на достижениях НТП, местных возобновляемых н нетрадиционных источниках энергии;
· совершенствование системы оплаты жилья и коммунальных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функционирования;
· совершенствование организационных структур в ЖКХ, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды;
· совершенствование системы социальной защиты населения по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адресности выделяемых на эти цели средств.
В жилищно-коммунальном хозяйстве остается актуальной проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью предотвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.
Основными направлениями реформы ЖКХ являются:
• развитие системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение уровня оплаты со стороны населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения;
•совершенствование системы социальной защиты при оплате жилья и коммунальных услуг путем упорядочения существующей системы льгот, усиления адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;
•совершенствование системы управления, обслуживания и контроля за счет формирования специализированных организаций по управлению жилым фондом, перехода на договорные отношения, демонополизации ЖКХ, развития конкурентной среды;
•передача жилищного фонда в управление непосредственным собственникам жилья.