Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Роль и значение потребительского комплекса в воспроизводственном процессе страны и особенности его функционирования.



Важнейшие результаты функционирования продовольственного комплекса и входящих в его состав отраслей и видов экономической деятельности — это:

а) обеспечение населения высококачественными продовольственными и непродовольственными товарами отечественного и импортного производства;

б) повышение общеобразовательного, профессионально-квалификационного и культурного уровня населения страны;

в) улучшение здоровья граждан и повышение качества медицинской помощи и оздоровительной работы;

г) увеличение свободного времени граждан за счет расширения объемов и видов услуг и сокращения затрат труда в домашнем и личном подсобном хозяйстве;

д) улучшение среды обитания и общения, охраны окружающей среды.

Через деятельность отраслей потребительского комплекса осуществляется взаимосвязь экономического и социального развития в национальной хозяйственной системе, взаимоотношения и взаимосвязи между ее региональными

и отраслевыми элементами. С его помощью проводится взаимосвязь всех воспроизводственных процессов, протекающих в стране. А главное, обеспечивается процесс достижения целей социального прогресса, решения текущих и перспективных задач, реализации социальной политики государства.

Функционирование отраслей и видов экономической деятельности, входящих в состав потребительского комплекса национальной экономики, характеризуется рядом существенных особенностей:

1. Значительная часть отраслей предметом своей деятельности имеет услуги, а они как предмет потребления не могут выступать в вещной форме, а следовательно, не могут накапливаться и складироваться, так как процесс производства и потребления услуг совпадает по времени.

2. Производство и потребление услуг, создаваемых в потребительском комплексе, характеризуется высокой степенью персонификации их производства и потребления, систематической их повторяемостью, высоким динамизмом развития.

3. Преимущественно локальный, повсеместный, привязанный к конкретным регионам и территориям страны характер предоставления основной массы товаров и услуг связан с размещением предприятий, учреждений и организаций этого комплекса в каждом регионе и на каждой территории страны.

4. Постоянно увеличивается число альтернативных форм предоставления услуг социального назначения и повышается степень конкуренции между ними.

5. Предприятия, организации и учреждения потребительского комплекса способны выступить в качестве стабильных и масштабных источников средств в бюджеты всех уровней, особенно в местные бюджеты.

6. Подразделения потребительского комплекса могут обеспечивать рост числа рабочих мест, что ведет к повышению занятости и снижению уровня безработицы.

7. Потребительский комплекс способен гибко и оперативно реагировать на изменения конъюнктуры рынка потребительских товаров и услуг социального назначения.

8. Предприятия комплекса имеют высокую скорость оборота капитала вследствие более короткого периода его освоения и отдачи за счет укороченного производственного цикла и роста степени коммерциализации деятельности подразделений в регионах страны.

9. В сфере производства потребительских товаров и социальных услуг преобладают подразделения малого и среднего бизнеса.

10. Производители услуг специального характера имеют повышенную реакцию на постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка из-за невозможности накопления и транспортировки этих услуг за пределы региона их создания (за исключением услуг по подготовке кадров).

11. Индивидуальность и нестандартность услуг и технологий их создания в различных подразделениях одних и тех же отраслей потребительского комплекса приводят к высокой дифференциации и неопределенности продуктов труда в этих отраслях.

12. Технологическая структура практически всех отраслей и подотраслей потребительского комплекса позволяет организовать предприятия различных размеров, включая наиболее эффективные со всех точек зрения подразделения мелкого и среднего бизнеса, отличающиеся малой капиталоемкостью на их создание.

13. Отрасли и подотрасли являются емкими потребителями рабочей силы. При этом стоимость создания одного рабочего места здесь примерно в два раза ниже, чем в среднем по промышленности.

29.Организация управления, функционирования и развития подразделений потребительского комплекса национальной экономики.

Потребительский комплекс нац. экономики представляет собой совокупность отраслей и видов экономической деятельности, которые заняты производством товаров и предоставлением разнообразных услуг населению, способствующих удовлетворяющих социально-экономических потребностей. Социально-потребительский комплекс объединяет производство материальных благ и услуг для населения и включает торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство. Особенность его функционирования состоит в том, что через субъекты хозяйствования (предприятия, организации, фирмы и т.д.) осуществляется доведение до населения товаров и услуг. Функционирование потребительского комплекса нац. экономики состоит в: 1)обеспечении населения высококачественными продовольственными и непродовольственными товарами; 2)в облегчении труда в домашнем хозяйстве, обеспечении необходимого жизненного комфорта; 3) экономии свободного времени и рационального его использования; 4)создании материальной основы для увеличения объема и совершенствования структуры потребления и накопления; 5)стимулировании научно-технического прогресса и развития инновационной деятельности; 6) обеспечении социального развития, соц. обслуживания, соц. безопасности.

В развитии многих отраслей потребительского комплекса высока роль малого бизнеса. Расширение сети малых предприятий позволит решить такие проблемы как: наиболее полное удовлетворение потребностей населения в необходимых видах товаров и услуг; создание новых рабочих мест, способствующих увеличению занятости населения. Расширение торговой деятельности приводит к экономии живого и овеществленного труда, ускоряет оборот общественного продукта, способствует более полному удовлетворению личных потребностей. Бытовое обслуживание определяет повседневную жизнь граждан, способствует эффективному использованию материальных и трудовых ресурсов общества. Наиболее высокими темпами предполагается развивать услуги по ремонту бытовой техники, личного автотранспорта, мебели, услуг парикмахерских, прачечных, химчисток. От развития ЖКХ зависит функционирование производственной сферы, и всего хозяйственного комплекса.

30. Состояние, факторы и тенденции развития потребительского комплекса и его отраслей.

Розничный товарооборот в 2009 году составил 54736 млрд. руб., число объектов розничной торговой сети (на конец года) 43,4 тыс.

Распределение розничного товарооборота по формам собственности:

- государственная- 14,5 %

- частная – 81,9 %

- иностранная – 3,6 %

В общем объеме розничного товарооборота продовольственные товары занимают 51,1 %, непродовольственные – 48,9 %.

В условиях развития рыночных отношений число предприятия розничной торговли определяется прежде всего потребнос­тями населения. Рост товарооборота и резкое расширение ас­сортимента обусловят в дальнейшем расширение торговой сети и увеличение торговых площадей за счет различных источни­ков финансирования (промышленных, совместных, коллектив­ных, частных и иностранных предприятий розничной торгов­ли). В городах, особенно в Минске, строятся гипермаркеты, ко­торые дают новые стимулы развитию отрасли.

На внутреннем рынке страны наблюдаются вместе с тем и такие негативные тенденции, как снижение продаж по отдель­ным товарным группам, увеличение остатков нереализованных товаров в промышленности и торговле. Отечественная продук­ция по своему качеству и особенно цене не всегда выдерживает конкуренцию с более дешевыми товарами, поступающими из России и стран вне СНГ. В связи с этим на предприятиях роз­ничной торговли растут запасы мехов и меховых изделий, ча­сов, шелковых тканей, одежды, белья и т.д. Многие предприя­тия не имеют оборотных средств для закупки новых товаров, так как торговые склады, оптовые базы забиты нереализован­ной продукцией. В целом в республике снижается прибыль­ность государственной розничной торговли, а многие магазины являются убыточными.

В перспективе развитие розничной торговли будет направ­лено на стабильное обеспечение различных категорий населе­ния высококачественными товарами в широком ассортименте при высоком уровне обслуживания. Достижению этой цели должны способствовать система мер по расширению ассорти­мента отечественной продукции, развитие инфраструктуры то­варных рынков, а также системы торгового обслуживания социально незащищенных групп населения, совершенствование методов организации торговли.

Продвижение отечественной продукции на внутренний ры­нок определяется углублением интеграции розничной торговли с предприятиями товаропроизводящих отраслей — промышленности, сельского хозяйства и фермерскими хозяйствами, осуществляющими поставку продуктов животноводства и растениеводства на взаимовыгодных условиях.

Число объектов общественного питания составило 11,7 тыс.

В июле 2003 г. в стране принята Концепция развития жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь на период до 2015 года. Для ее реализации необходимы:

· внедрение высокоэффективных, надежных, безопасных, экономичных технологий производства и транспортировки услуг ЖКХ, основанных на достижениях НТП, местных возоб­новляемых н нетрадиционных источниках энергии;

· совершенствование системы оплаты жилья и коммуналь­ных услуг и переход отрасли в режим безубыточного функцио­нирования;

· совершенствование организационных структур в ЖКХ, переход на договорные отношения и развитие конкурентной среды;

· совершенствование системы социальной защиты населе­ния по оплате жилищно-коммунальных услуг, усиление адрес­ности выделяемых на эти цели средств.

В жилищно-коммунальном хозяйстве остается актуальной проблема сбора и утилизации бытовых отходов с целью пред­отвращения загрязнения природной среды и организации на их основе эффективных безотходных производств.

Основными направлениями реформы ЖКХ являются:

• развитие системы оплаты жилья и коммунальных услуг, повышение уровня оплаты со стороны населения, дифференциация ставок оплаты жилья в зависимости от его качества и местоположения;

•совершенствование системы социальной защиты при опла­те жилья и коммунальных услуг путем упорядочения сущест­вующей системы льгот, усиления адресной направленности средств, выделяемых на социальную защиту населения;

•совершенствование системы управления, обслуживания и контроля за счет формирования специализированных орга­низаций по управлению жилым фондом, перехода на договор­ные отношения, демонополизации ЖКХ, развития конкурент­ной среды;

•передача жилищного фонда в управление непосредствен­ным собственникам жилья.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.